Срок осуществления проекта 5 месяцев
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Миссия организации-участника конкурса, основные цели и задачи деятельности организации.
Цель организации - создание условий для реализации миссии Дворца творчества детей и молодежи:
- подготовка детей и подростков к тому, чтобы они смогли выбрать профессию, осознанно определить свою жизненную позицию, приобрести способность к ценностно-ориентационной деятельности и коммуникативному выбору;
- формирование стремление к самосовершенствованию, саморазвитию;
- предоставление среды активной самореализации и творческой деятельности;
- способствование сохранению и развитию физического и психологического здоровья детей и подростков.
Стратегическая цель: Помощь в создание условий для развития личности ребенка.
Среднесрочная цель: Помощь и осуществление проектов, направленных на формирование развивающей личностно ориентированной среды на основе взаимодействия структурных подразделений.
Тактическая цель: Содействие в конструирование и апробации и коррекция модели личностно ориентированной образовательной развивающей среды.
Партнеры
- Городской Дворец;
- Управление образования Администрации г. Набережные Челны;
- Набережночелнинское местное отделение партии "Единая Россия".
- Основные источники финансирования
- Городской бюджет - 10%, пожертвования физических и юридических лиц (коммерческих структур) - 80%, гранты муниципальных и неправительственных организаций - 10%.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Постановка проблемы
В последние годы безнадзорные дети, дети с асоциальным поведением стали заметным явлением во многих российских городах, судьбы которых вызывают острую тревогу в обществе. Не является исключением и город Набережные Челны.
Предоставленные сами себе, не умеющие организовывать свой досуг, не всегда желающие что-либо изменить в своей судьбе, не знающие, как можно это сделать, бесцельно проводят время на улице. Не имея какой-либо информации о своих правах, о том, где они могли бы заняться по-настоящему интересным для себя делом, где и как проявить себя, свои способности, испытывая трудности в общении и взаимодействии и дома, и в школе, испытывая чувство неудовлетворенности, дискомфорта, озлобленности, совершают правонарушения. В настоящее время в г. Набережные Челны нуждаются в правовой, социальной и психолого-педагогической поддержке 1752 ребенка: 627 детей - в Центральном, 695 - в Автозаводском, 430 - в Комсомольском районах города (данные предоставлены начальниками подразделений по делам несовершеннолетних г. Набережные Челны).
Для решения основных проблем, а в конечном итоге - снижения масштабов детского неблагополучия был создан в 2002 г. проект "АиСТ" - Армия спасения тех, кому трудно. В настоящее время в городе проводится большая работа с девиантными детьми: инспекторами ПДН - подразделений по делам несовершеннолетних, специалистами Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, Городской психологической службы, Управления по делам молодежи, педагогами образовательных учреждений и подростковых клубов по месту жительства, классными руководителями школ, медперсоналом и психологами Городского наркологического диспансера, Центром занятости и трудоустройства населения. И не смотря на это, не всегда профилактическая и коррекционная деятельность социальных институтов оказывается эффективной.
Основные причины кроются и в недостаточной подготовленности педагогов к работе с трудными подростками, и в рассогласованности действий различных ведомств и учреждений. Немаловажную роль в данной проблеме играют слабые знания педагогов основ и в области правоведения, и в области коррекционной педагогики. Не всегда оптимальными представляются и подходы к решению проблемы (например, недостаточно уделяется внимания значимости формирования правовых знаний у педагогов-волонтеров, и особенно - у детей группы риска; не всегда подход с позиции "педагог-ребенок" дает положительные результаты во взаимодействии с трудными подростками). Специалисты утверждают, что традиционные психолого-педагогические формы, средства, методы перестают давать эффективные результаты, необходим новый подход к решению данной проблемы. Наиболее актуальные и важные положения основных нормативных документов - Конвенции ООН "О правах ребенка", Федеральном закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Городской программы "Подросток" легли в основу нового проекта "Дети АиСТа: право на помощь". Ориентиром выбраны только приоритетные направления нормативных документов, необходимые для осуществления нового проекта - о защите прав и законных интересов несовершеннолетних; об оказании социально-психологической и педагогической помощи детям, имеющим отклонения в поведении и (или) проблемы в общении; об организации досуга и занятости несовершеннолетних; о необходимости разработки и внедрения в практику работы программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; о важности и необходимости принятия широкого участия органов местного самоуправления, общественных и других негосударственных организаций.
Для частичного решения социальных проблем на городском уровне разработана и Программа деятельности педагогов и волонтеров с детьми группы риска.
Цели и задачи
Цели проекта:
1. Развитие волонтерского движения в городе Набережные Челны.
2. Социально-педагогическая и психологическая поддержка, социальная реабилитация и помощь в самореализации детей, попавших в трудные жизненные ситуации.
3. Снижение масштабов детского неблагополучия в городе в процессе включения девиантных детей в общественно полезную деятельность.
4. Мониторинг, повышение правовой грамотности детей группы риска.
Задачи проекта:
1. Пополнение отряда волонтеров "АиСТа" для работы с детьми группы риска Размещение объявлений, направленных на привлечение молодежи, заинтересованных в реализации проекта. Формирование отряда АиСТ из числа педагогов и волонтеров.
2. Организация и осуществление непрерывного обучения педагогов, волонтеров. Обучение волонтеров основам права и основам коррекционной педагогики: проведение семинаров и консультаций для педагогов и волонтеров.
3. Организация деятельности по выводу детей из сложных жизненных ситуаций.
Привлечение неблагополучных детей и подростков, формирование групп. Организация и проведение воспитательных мероприятий педагогами и волонтерами по направлениям: правовое и духовно-нравственное, трудовое, спортивно-оздоровительное и туристическое, гражданское и военно-патриотическое, художественно-эстетическое воспитание. Включение каждого ребенка в совместную социально значимую, общественно полезную деятельность.
4. Взаимодействие и сотрудничество с представителями органов исполнительной власти, педагогами, семьями неблагополучных детей. Налаживание контактов и взаимодействия с представителями префектур города, ПДН (подразделений по делам несовершеннолетних, созданных вместо отделов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних - ОППН), с руководителями Центра занятости и трудоустройства населения, Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Асылташ" и Городского наркологического диспансера, классными руководителями и социальными педагогами школ, где обучаются дети.
План предполагаемых действий.
№ | Направление деятельности | Сроки исполнения | Педагоги, волонтеры. Другие субъекты взаимодействия. |
Деятельность участников реализации проекта: организационные вопросы, семинары | |||
1. | Организация подбора и отбора волонтеров | 1-2 месяц. | Руководитель отряда АиСТ, педагоги |
2. | Разработка и внедрение системы
непрерывного обучения: 1. семинар для педагогов и волонтеров 2. практикум для педагогов и волонтеров: |
2 месяц 2 месяц |
Научный консультант |
3 | Проведение Круглого стола "Защита детей: правовая компетентность как основа и способ разрешения проблем девиантных детей". | 4 месяц | Представители Управления образованием администрации города, Управления по делам молодежи, префекты префектур города, юристы, руководители и преподаватели вузов, педколледжа, классные руководители и социальные педагоги школ, представители ПДН (ОППН), горвоенкомата, Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Асылташ", психологи наркодиспансера, ГЦДТ, Центра занятости и трудоустройства населения, средств массовой информации |
4. | Решение организационных вопросов по
обеспечению лагеря Оформление документов для организации и функционирования лагеря Закупка оборудования согласно смете Начисление и выдача заработной платы участникам проекта |
2 месяц 2 месяц 1 месяц ежемесячно |
администратор, бухгалтер, руководитель отряда "АиСТ" |
Педагогическая деятельность | |||
5. | Привлечение детей, попавших в трудные жизненные ситуации, формирование групп детей | 2-5 месяц | Волонтеры, инспектора ПДН (ОППН), представитель Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Асылташ", классные воспитатели и социальные педагоги школ |
6. |
Создание и функционирование интегрированного лагеря отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей благополучных и детей с отклонениями в поведении | 3 месяц | Педагоги и воспитанники отдела "ДОМ" ГЦДТ (Детского Ордена Милосердия), родители детей, врач |
7. | Деятельность педагогов и волонтеров
(практикум) в интегрированном лагере: "Наш
лагерь общения - творческая дача" День первый: День Права - "Как можно больше требования к человеку, как можно больше уважения к нему": Я - Гражданин Открытие Школы деда Правоведа: "Закон обо мне и мне - о законе: Я и мои права, права других" День второй - "Без труда не выловишь рыбку из пруда": мое право на труд День третий - "В здоровом теле - здоровый дух, или как победить врагов здоровья": мое право на охрану здоровья День четвертый - "Восхождение к индивидуальности": мое право на свободу творчества, слова, печати День пятый - "Кто в семье психотерапевт? - Я!": моя семья под защитой День шестой - "Век живи - век учись": мое право на образование |
4 месяц | Педагоги и волонтеры отрядов АиСТ и ДОМ,
научный консультант, врач, психолог инспектор по делам несовершеннолетних |
Подготовка и оформление документации | |||
8. | Подготовка материала о деятельности
отряда АиСТ Публикация материала о деятельности отряда АиСТ 1. Выпуск брошюры для детей "Имею право! или Закон обо мне и мне - о законе". 2. Выпуск брошюры для педагогов и волонтеров "Девиантные дети: правовая защищенность, социально-педагогическая и психологическая поддержка" |
4 месяц 4 месяц 5 месяц
5 месяц |
Научный консультант, администратор, руководитель АиСТа |
9. | Подготовка отчета о реализации проекта | 5 месяц | Научный консультант, бухгалтер, администратор |
Ожидаемые результаты.
- созданный отряд из 10 педагогов и 10 волонтеров для работы с трудными детьми, постепенное пополнение численности педагогов и волонтеров-помощников по мере включения в кадровый состав Городского центра детского творчества старших волонтеров в качестве педагогов дополнительного образования;
- правовая грамотность и социальная адаптация 60 детей с отклонениями в поведении в процессе деятельности педагогов и волонтеров,
- повышение компетентности педагогов, волонтеров в области защиты прав ребенка, прав и обязанностей родителей и педагогов, а также в области коррекционной педагогики в результате непрерывного обучения педагогов и волонтеров, участия в работе семинара "Дети АиСТа: Право на помощь. Девиантные дети: правовая защищенность, социально-педагогическая и психологическая поддержка",
- распространение опыта волонтерского движения среди учащихся школ, лицеев, училищ, техникумов, студентов и преподавателей педагогического колледжа, институтов, педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования,
- сформированность групп детей, попавших в трудные жизненные ситуации, налаженность контактов с детьми группы риска разных категорий, уменьшение численности безнадзорных неблагополучных детей;
- постепенная социальная адаптация трудных детей в процессе приобщения их к нормам обычной жизнедеятельности, формирование правовой культуры, культуры поведения и общения, здорового образа жизни у девиантных детей;
- вовлеченность девиантных детей в социально значимую деятельность через:
- проведение совместного /интегрированного/ лагеря общения, творческих дач для детей с ограниченными возможностями здоровья, благополучных детей и детей с девиантным поведением на базе оздоровительного детского лагеря "Солнечный" под руководством руководителя отряда "АиСТ", научного консультанта в осенние и зимние школьные каникулы.,
- включение детей группы риска в программу "Экстрем" скаутского клуба "Фрегат" (программа по выживанию в экстремальных условиях), действующую в выходные дни недели;
- снижение масштабов детского неблагополучия в зоне реализации проекта в 45, 47 комплексах Центрального района г. Набережные Челны в процессе организации досуга и занятости детей группы риска,
- налаженное взаимодействие с заинтересованными в реализации проекта субъектами по решению проблемы из числа педагогов и волонтеров, родителей, инспекторов ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних) Центрального района города; руководителей и преподавателей Набережночелнинского педагогического института, Набережночелнинского педагогического колледжа, руководителей школ, классных воспитателей и социальных педагогов школ № 33, 35, 38, 39, 60 г. Набережные Челны; заместителя главы администрации по образованию г. Набережные Челны, специалистов отдела опеки, воспитательного отдела, юриста Городского управления образованием, психолога городского наркологического диспансера, представителей реабилитационного центра для несовершеннолетних "Асылташ",
- публикация, тиражирование печатного материала двух сборников:
- 1) для детей - "Имею право! Или Закон обо мне и мне - о законе"
- 2) для педагогов и волонтеров - "Девиантные дети: правовая защищенность, социально-педагогическая и психологическая поддержка"
- проведение "Круглого стола" "Защита детей: правовая компетентность как основа и способ разрешения проблем девиантных детей".
Руководитель проекта ДОО "АИСТ" Г.А.Зарипова