Проект как средство формирования IT–компетентности учащихся

Разделы: Информатика


Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у учащихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.
В то же время в обществе нарастает потребность в активных деятельных людях, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Учителя должны развивать познавательные, творческие способности учащихся, вырабатывать у них стремление и умение самостоятельно добывать и использовать новые знания, сделать этот процесс мотивированным и результативным.
Информационные компетенции формируют умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и многое другое. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Естественно, что достижение всех этих целей невозможно без сложившейся системы изучения информатики. Идущая семимильными шагами информатизация нашего общества приводит к необходимости умнеть владеть компьютером уже и учащихся младших классов. Поэтому начинать изучать информатику как один из обязательных школьных предметов (как это предусматривают стандарты образования) только  с 7 класса несколько поздно. Реалии наших дней таковы, что компьютер как инструмент обработки информации и как средство обучения необходим в более раннем школьном возрасте, а, значит, основы грамотного владения им требуется преподать учащимся на более раннем этапе, начав, как минимум, с 5 класса.
Изучение информатики можно разбить на три этапа:
5-6 класс: начальный этап (изучение базовых понятий и основ владения компьютером)
7-9 класс: базовое изучение информатики
10-11 класс: углубленное изучение информатики в соответствии с потребностями учащихся и профилем образования.
В соответствии с действующими на сегодняшний день программами изучению информатики с 7 по 11 класс отводится всего 1 час в неделю. В рамках одного урока очень трудно углублять и совершенствовать навыки и приемы работы на компьютере. Многие интересные и полезные приемы работы остаются «за бортом». Поэтому большую роль должна сыграть самостоятельная творческая работа учащихся.
В этом плане наиболее эффективной видится использование проектной деятельности учащихся как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Конечно, можно многое написать о проектах и проектной деятельности, но эти знания общедоступны, общеизвестны и не принесут читателям статьи ничего нового. Поэтому попытаюсь в общих чертах описать схему использования метода проектов в нашей школе. Приложение
В условиях обычной школы далеко не каждый учащийся может осилить создание своего собственного большого и яркого проекта, а вот небольшие проекты, созданные в рамках одного или нескольких уроков ему могут оказаться по плечу.
На уроках учащихся в 5 классах предлагается изучение графического редактора. Чтобы дети со слабыми художественными способностями не чувствовали себя неуютно, на уроках предлагаются сначала задания типа «сделай как я», по мере дальнейшего изучения «создай подобное», и как заключение – «придумай сам». В конце изучения темы – творческая работа, где необходимо отобразить основные моменты, рассмотренные на уроках. Кроме того достаточно интересным и увлекательным делом является создание собственных анимационных фильмов, где каждый ученик выступит в роли режиссера, сценариста, звукооператора.
В 6 классах основной упор делается на умение компоновать текстовую информацию, грамотное и качественное ее форматирование. Итог – оформление текста различной сложности с графическим вставками. Кроме того большое внимание уделяется развитию логических способностей, умению составлять и реализовывать алгоритмы.
Учащиеся 7 классов изучают технологии обработки цифрового фото и изучение среды MS PowerPoint. Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются и при создании презентаций. Итоговым проектом изучения среды MS PowerPoint является обучающая программа, раскрывающая одну из технологий работы в графическом редакторе.
Таким образом, в среднем звене проект – это, в основном, зачетная работа по изученной теме. Причем, проекты выполняются всеми учащимися.
В 8 классе в рамках урочной деятельности средствами текстового редактора создаются творческие минипроекты (буклеты, календари, брошюры, сборники кроссвордов, шпаргалок по математике и физике и многое другое).
При изучении программирования в 9 классе есть возможность создавать тестирующие программы по предметам школьного курса, создавать простые анимационные файлы, решать задачи из школьного курса алгебры, физики.
В рамках гуманитарного профиля для углубленного изучения был выбран курс компьютерной графики и дизайна, основные разделы которого связаны с изучением Photoshop, CorelDrow, Flash, HTML. Каждый урок – творческая работа учащегося. В конце изучения соответствующего раздела учащийся представляет свой проект.
Проекты, реализуемые в старших классах, отличаются от проектов младших школьников большей долей самостоятельности учащихся. Учитель здесь выступает лишь в роли консультанта, генератором идей проектов могут быть как сами школьники, так и учитель. Здесь целесообразно использовать итоги деятельности учащихся в качестве дополнительного материала, электронных пособий на уроках различных предметов. Особенно интересен опыт применения презентаций в кабинетах, где установлено мультимедийное оборудование.
Естественно, что такого рода работа зачастую проходит за рамками урочной деятельности. В школе организована кружковая деятельность («Программирование», «Web-дизайн», «Проектная деятельность»), проводятся многочисленные элективные курсы для групп разновозрастного состава, индивидуальные консультации. Имеет смысл организация ИТ-классов, где успешной работе учащихся по этому направлению будет способствовать здоровая конкуренция (есть опыт сотрудничества с Томским Университетом).
В настоящее время в школе складывается самостоятельная структура, которая давно вышла за рамки обычного кружка либо спецкурса, объединив в себе все технические возможности школы, наличие ЗУНов учащихся в области информационных технологий и скопившийся дидактический материал учителей-предметников. Так называемый SOFTцентр объединил всех, кто неравнодушен к проблеме информатизации школы. Вот примерная схема его работы: учитель-предметник ставит задачу по систематизации либо подготовке того или иного дидактического материала к использованию на уроке, «работники» центра определяют, какими именно средствами можно реализовать поставленную задачу, выбирается инструмент реализации, ответственный (или несколько ответственных – в зависимости от объема и сложности поставленной задачи) за исполнение, составляется план реализации и… Конечный продукт – электронное пособие во всевозможных его видах, готовое к применению на предметных уроках. Кроме того, есть заявки и по созданию карточек (особенно для начальной школы). «Побочным» продуктом деятельности центра является участие (и не безуспешное) в соревнованиях творческих и исследовательских проектов школьников на различных уровнях – от городского до республиканского.
Организация такой работы в школе дает учащимся возможность самореализации в данной области. Ученики проводят огромную работу научно-исследовательского характера, которая дает возможность им понять основные принципы организации работы с информацией. При этом учащимся закладываются новые формы и виды организации работы с информационными потоками, что является неотъемлемым атрибутом современного человека. Учащимся прививаются новые качества современного человека - информационная культура, мобильность, IT-компетентность.
Это дает возможность ученику на выходе из школы иметь четкие представления по принципам организации работы с информацией и практическому применению знаний для решения практических, жизненных задач связанных с информационными потоками с использованием современных IT-технологий и инфраструктур.