Урок информатики по теме: "Основные устройства компьютера"

Разделы: Информатика


Тема: Основные устройства компьютера.

Цели урока:

  • показать учащимся сходство работы с информацией человека и компьютера;
  • познакомить учащихся с основными устройствами компьютера;
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  • развитие познавательных интересов, памяти, внимания;
  • воспитание коллективизма, познавательной активности

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, ПО – Компьютер из УМК Роботландия, карточки-ребусы, домино

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объяснение цели и хода урока

– На прошлых уроках мы говорили об информации, ее свойствах, кодировании информации. С этого урока мы начинаем знакомство с компьютером
Все вы работали на компьютере и можете назвать его компоненты. С этого урока вы узнаете, какие устройства являются основными и какие дополнительными.

Презентация – Приложение 3

Сегодня мы рассмотрим, какие основные устройства компьютера имеются, практически, у каждого ПК, зачем они нужны.

II. Теоретическая часть

Как работает компьютер,
Из чего он состоит,
Разобраться нам сегодня
На уроке предстоит

Давай с тобой порассуждаем,
Как человек изобретает.
Тогда понятно станет всем,
Как создавалась ЭВМ.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд.
С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека.

Человек считал сначала устно, потом он придумал счеты, арифмометр, калькулятор и наконец компьютер. Считать стало легче и быстрее.

По небу вертолет летает.
Кого он нам напоминает?
Он схож, конечно, не с козой,
А с попрыгуньей стрекозой.

На землю самолет садится —
Огромная стальная птица.

А лодка, что по морю ходит,
Немного на кита походит.

Так, за природой наблюдая,
Ее законы открывая,
Всё человек изобретал,
Идеи у природы брал.

Не может человек создать,
Что невозможно увидать.
Всё, что придумать он сумел,
То у природы подглядел.

И вывод сделать нам осталось,
Что человек, как оказалось,
Когда задумал ЭВМ,
На самого себя смотрел.

Порой человек получает информации значительно больше, чем может обработать его мозг. Человек не может принять непонятную ему информацию, быстро устаёт и может ошибиться, обрабатывая информацию, не способен долго сохранять информацию.
Человеку был необходим помощник, который бы быстро и безотказно обрабатывал информацию, выдавал её в удобном виде и хранил сколь угодно
Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, т.е. работы с информацией.
По своему назначению компьютер — это универсальное техническое средство для работы с информацией.

По принципам своего устройства компьютер — это модель человека, работающего с информацией.
Пример – решение задачи

Учащиеся заполняют таблицу в тетради

Мы мир вокруг воспринимаем
Какими органами — знаем.
Не будем все перечислять,
Напомним только, что их пять.

Ты на компьютер посмотри
И те устройства назови,
Которые должны служить,
Чтоб информацию вводить.

С клавиатурой ты знаком,
Вся состоит из клавиш.
А для чего она нужна,
Сегодня ты узнаешь.

На ней красивые значки —
Не просто декорация,
Она компьютеру нужна
Для ввода информации.

Клавиатура — это устройство для ввода информации в компьютер. С ее помощью можно ввести в компьютер текстовую информацию.

Всеми органами тела
Управляет мозг умело.
И в компьютере надеемся,
Мозг конечно же имеется.
Есть в компьютере процессор —
Очень умный, как профессор.
Он программу прочитает
И работать начинает.
Всем командует процессор —
Самый главный элемент.
Он в машине служит мозгом,
И его важнее нет.
Процессорсамый главный эле­мент в компьютере. Он обрабатывает информацию и управляет всеми его ус­тройствами.

Говорю я не для рифмы
Эти важные слова:
Знает он всего две цифры,
Переводит в них слова.
Человеческий язык
Понимать он не привык.
Наших слов не разбирает,
Буквы в цифры превращает.
Мы набрали букву «А»
Или целые слова.
В миг в нули и единицы
Что набрали превратится.
Вот тебе теперь известно,
Как работает процессор.

Если текст хотим составить,
Нам потребуется память.
И в нее он за мгновенье
Текст запишет без сомненья.

В памяти в виде нулей и единиц хранятся информация и программы, по которым работает центральный про­цессор.

Из наших уст слова выходят,
А по-другому говорят,
Что информацию выводит
Нам речевой наш аппарат.
А если мысли на бумаге
Нам надо будет излагать,
Рука послушная в тетради
Сумеет мысли записать.
Ну а компьютеру — как быть,
Чтобы сумел он выводить,
Всё то, что в памяти хранится,
Чтоб с человеком поделиться?
Устройства эти назови
И их названья напиши.

Да, пока еще компьютер
Не умеет говорить.
Может только на экране
Сообщенья выводить.

Монитор — это устройство вывода информации из компьютера. Он выво­дит ее на экран.

Что происходит с информацией в компьютере?

Итак, ты многое узнал.
Давай итоги подведем.
И основные устройства
Сейчас мы быстро назовем

III. Конкурс – игра

Класс делится на группы по 4 человека.

Задание 1. От каждой группы по 2 человека садятся за компьютер и выполняют 1 задание по заполнению схемы. (УМК Роботландия, 1994 г., Компьютер, задание 1)

Задание 2. Другие участники группы отгадывают ребусы и распределяют их по группам Информация и Компьютер. (Приложение 1)

Задание 3. Члены группы меняются местами. По 2 человека за компьютером выполняют 2 задание по заполнению схемы. (УМК Роботландия, 1994 г., Компьютер, задание 2)

Другие участники группы отгадывают ребусы и распределяют их по группам Информация и Компьютер. (Приложение 1)

Капитаны команд демонстрируют ответы на доске

Дополнительно:

Задание 4. Домино – сложить домино (Приложение 2)

IV Подведение итогов

V. Домашнее задание – Ч 1 из печатного учебника

Литература:

1. Е.В. Грязнова, «Занимательная Информатика в начальной школе», Информатика и образование, №5-2006 г.
2. УМК Роботландия, COMPUT
3. Ребусы и домино из журнала «Информатика и образование», газеты «Информатика» разных лет»
4. Ребусы с сайта «Азы информатики»