Урок математики "Год, месяц, неделя"

Разделы: Математика


Цель: 1. Формирование у детей представления о годе,месяце,неделе;познакомить с табелем-календарем.
2.Закреплять изученный материал,работать над развитием памяти, мышления, внимания, умения работать самостоятельно.

План урока.

I.Организация класса.

II.Сообщение темы урока:
Учитель: Сегодня на уроке математики мы с вами узнаем,чем можно измерять время.Для этого послушаем загадку:

Вышел старик-годовик,
Махнул рукавом,
И полетели 12 птиц
У каждой птицы по 4 крыла,
В каждом крыле по 7 перьев.

Учитель:Что это такое?
Дети: Это год, месяцы, недели, названия дней недели.
Учитель: Вышел старик-годовик
Что это?
Дети: Это год.

Учитель: Махнул рукавом и полетели 12 птиц.
Учитель: Что это?
Дети: Это месяцы.
Учитель: У каждой птицы по 4 крыла.
Что это?
Дети: Это недели.
Учитель: В каждом крыле по 7 перьев это?
Дети: Названия недели.
Учитель: Какой год идёт сейчас?
Дети: Сейчас идёт 2008 год.
Учитель: Назовите предыдущий год.
Дети: Предыдущий год был 2007.
Учитель: Сколько лет прошло с января прошлого года до января этого года?
Дети: Прошёл всего один год.
Учитель: Чем же можно измерять время?
Дети: Время можно измерять годами.
Учитель: Чтобы точно знать какой год, месяц, день недели, число люди пользуются календарями.
Учитель: Какие календари вы знаете?
Дети: Календари бывают настольные ,настенные,отрывные,карманные.

   

Учитель: Покажите какие у вас календари?
Рассмотрите календарь и скажите сколько месяцев в году?
Дети: В году 12 месяцев.
Учитель: С какого месяца начинается год?
Дети: Год начинается с января месяца.
Вспомните какую пословицу вы знаете о январе месяце?
Дети: Январь-году начало,
Зиме-середина.
Учитель: Как вы её понимаете?
Дети: Январь-год начинает,январь –второй месяц зимы.
Учитель:Назовите месяцы по порядку.

Дети:1.Январь. 
2.Февраль.
3.Март.  
4.Апрель.  
5.Май. 
6.Июнь. 

7.Июль.
8.Август.
9.Сентябрь.
10.Октябрь.
11.Ноябрь.
12.Декабрь.

Учитель:По таблице ещё раз прочитаем названия месяцев. Посмотрите в календарь и скажите какой сейчас идёт месяц?
Дети: Сейчас идёт месяц март.
Учитель: Какие месяцы в этом году уже прошли?
Дети: Уже прошли месяцы январь и февраль.
Учитель: Назовите месяц следующий за мартом?
Дети: За мартом следует месяц апрель.
Учитель: В каком месяце заканчивается учебный год?
Дети: Учебный год заканчивается в мае месяце.
Учитель: Как ещё можно измерять время?
Дети: Время ещё можно измерять месяцами.
Учитель: Сравните количество дней в каждом месяце.
Везде ли количество дней одинаково?
Дети: Количество дней в месяцах разное.
Учитель: Назовите месяцы в которых 31 день.
Дети: Это январь,март,май,июль,август,октябрь,декабрь.
Учитель: Назовите месяца в которых 30 дней.
Дети: Это апрель,июнь,сентябрь,ноябрь.
Учитель: Назовите самый короткий месяц по количеству дней.
Дети: Это месяц февраль. В нём 28 дней.
Учитель: Когда в феврале бывает 28 дней,то в году 365 дней. А когда в феврале бывает 29 дней,то в году 366 дней. Такой год называется високосный народе этот год всегда считается годом перемен и сложным в решении различных вопросов.
Послушайте как получается 366 дней. Земля вращается вокруг солнца за 365 дней ,6 часов, 41 минута и 59 секунд.
За 4 года получается ещё один день, поэтому раз в 4 года и бывает 366 дней в году.
Глядя на календарь легко определить сколько дней
в каждом месяце, но иногда даже взрослые забывают
количество дней в месяце , но с нами всегда наш календарь -наши руки.
Косточки пальцев и впадины между косточками- это месяцы. Косточка которая выступает выпадает на 31 день.
Впадина между косточками- 30 дней (февраль-28,29 дней). Будем учиться считать и определять количество дней в месяце по косточкам пальцев.

Считаем: Январь- 31 день 
Февраль-28 дней 
Март-31 день
Апрель-30 дней
Май-31день
Июнь-30 дней

Июль- 31 день
Август-31день
Сентябрь-30 дней
Октябрь- 31день
Ноябрь-30 дней
Декабрь-31день

Учитель: Определите сами по косточкам пальцев количество дней в марте месяце и апреле.
Дети: В марте месяце 31 день, в апреле месяце 30 дней.
Учитель: Давайте проверим по календарю правильно ли мы посчитали?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Учитель: В жизни принято названия месяцев обозначать римскими цифрами .Какие римские цифры вы уже знаете?
Дети: Один, два, три.
Учитель: А сегодня мы узнаем другие римские цифры, которыми можно заменить название каждого месяца.

январь I июль VII
февраль II август VIII
март III сентябрь IX
апрель IV октябрь X
май V ноябрь XI
июнь VI декабрь XII

Учитель: Давайте эти обозначения научимся писать в тетради.
Пользуясь таблицей названия данных месяцев заменим римскими цифрами.
Прочитайте дату-1 сентября
Чем эта дата знаменательна?
Дети: 1сентября-День Знаний.
Учитель: Сейчас название этого месяца заменим римской цифрой.
1сентября-1.IX.
Учитель:Прочитаем эту дату
1января-1.I.
Учитель:Чем она знаменита ?
Дети: Начинается новый год.
Учитель: Прочитаем следующую дату
8 марта-8.III.
Учитель: Чем знаменита эта дата?
Дети: Это праздник мам и бабушек. Международный женский день.

2.Работа с календарями.

Учитель: Посмотрите на календари и скажите все ли цифры одинакового цвета?
Дети: На календаре есть цифры красного цвета.
Учитель: Как вы думаете какие дни обозначены красным цветом?
Дети: Красным цветом обозначены праздничные и выходные дни. В эти дни все люди отдыхают.
Учитель: Принято считать, что в месяце четыре полных недели.
Сколько дней в неделе?
Дети: В неделе семь дней.
Учитель: Назовите дни недели.
Дети:Понедельник,вторник,среда,четверг,пятница,суббота,воскресенье.
Учитель:Дни недели следуют в строгом порядке, как и месяцы в году.
Учитель: Скажите какое сегодня число?
Дети: Сегодня 16 марта
Учитель: А какой день недели?
Дети: День недели вторник.
Учитель: Какой день недели будет завтра?
Дети: Завтра будет день недели –среда.
Учитель: Так чем же ещё измеряется время?
Дети: Время ещё можно измерять неделями.
Учитель: Давайте ещё раз повторим, чем же измеряется время ?
Дети: Время можно измерять годами,месяцами,неделями.

Физ минутка:

А теперь,ребята,встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

3.Повторение пройденного.

Учитель: Ребята ,пока мы с вами узнавали, чем можно измерять время к нам пожаловал гость.
Вы никаких звуков не слышали?
Дети: Нет, мы нечего не слышали.
Учитель: Вот видите как они могут очень тихо появляться.
Учитель: Как вы думаете кто это такой?
Дети: Это инопланетянин,он прилетел к нам в гости.
Учитель: Он привёз нам задание и хочет проверить наш человеческий разум. Посмотрите на экран.
Найдите сумму длин сторон кабины летающей тарелки, которая имеет форму прямоугольника
длина-18 метров
ширина-3метра
Учитель: Внимательно читайте и решайте задачу.
Проверка: Кто решил так?(18+3)x2=42( м )
Учитель: Задача решена правильно.
Учитель: Ребята, хотите узнать какое задание ещё есть у нашего гостя? Посмотрите на экран.

Карточка №1.

1. Прочитайте выражение: 92:23х17=?
2. Расставьте порядок действий.
3. Найдите значение этого выражения.
Проверка.

Карточка № 2.

1. Прочитайте выражение:3х17+44х12=?
2. Расставьте порядок действий.
3. Найдите значение этого выражения
Проверка.

Учитель: Я довольна вашей работой. Вы доказали, что человеческий разум не уступает космическому.

Итог урока: С чем вы сегодня познакомились на уроке?
Что понравилось на уроке?