Урок литературного чтения в 3-м классе. Тема: "Русские народные сказки"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: русские народные сказки

Цель: cоздать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений о устном народном творчестве, сказках

Задачи:

  • создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках
  • способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение
  • развивать любознательность, внимательность и читательскую память

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня у нас урок, на котором вам понадобятся не учебник, а только ваши знания и наблюдательность.

2. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока

– На доске – кроссворд: определите жанр фольклора
– Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.

1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

2. Три-та-та,три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
– Ох ты, котик, котик,
Крутолобенький !
Поиграй ты ,кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

3. Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду красил?
– Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

4. Днём спит,
Ночью летает
И мышек хватает.

5. Катилось яблоко
Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

6. Коровушка, бурёнушка,
Подай молочка,
Покорми пастушка.

(1 – пословица, 2 – потешка, 3 – небылица, 4 – загадка, 5 – считалка, 6 – закличка)

– Итак, какое слово получилось? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, тема урока – русские народные сказки.
– Какие задачи перед собой поставите?

  • вспомнить русские народные сказки
  • ответить на вопросы
  • думать, делать выводы

3. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова «творить»)
– Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (Фольклор)
– Какие жанры фольклора мы вспомнили, разгадывая кроссворд?
– Какие ещё вы можете назвать? (Былина, былинный сказ, песня, песенка, и д.р.)
– Чем сказка отличается от другого произведения? (Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи. В сказке есть зачин, присказка и концовка. Троекратный повтор)
– Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, волшебные, бытовые, докучные)

  4. Проверка домашнего задания

– Какие сказки вы прочитали к уроку?

Выступления учащихся по плану:

1. Название сказки
2. Краткое содержание сказки, как зовут главного героя сказки
3. Чему учит сказка. Рассматривание книги со сказкой (если принёс)

По ходу выступлений заполняется таблица:

Название сказки Главный герой сказки
   
   

5. Физкультминутка

– Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя

6. Формулировка проблемы

– Молодцы! Вы много прочитали интересных сказок. Посмотрите на таблицу, что заметили?
(В большинстве русских народных сказках героя зовут Иван.)
– Почему? Как вы думаете?
– Почему имя «Иван» так распространено и любимо русским народом?
– В чём причины?

7. Формулировка гипотез (предположений) учащимися

  • Может быть ответ в значении имени?
  • Может быть, это имя понравилось своим звучанием?
  • Может имя связано с каким-то значимым событием в истории страны?
  • Может имя «Иван» имели какие-то очень уважаемые люди?

– Где можно найти ответ на наш вопрос? (В справочной литературе, энциклопедиях, спросить взрослых, родителей, посетить библиотеку, обратиться к компьютеру и т.д.)

8. Задание на дом: попробуйте найти ответы на наши вопросы.

9. Викторина по сказкам

– В конце урока попрошу вас ответить на вопросы викторины. Я думаю, вы легко справитесь с моими заданиями, так как много прочитали сказок.

Как взмахнул Иван своим булатным мечом раз-другой, так и снёс у  Чуда-юда шесть голов. А Чудо-юдо ударил – по колени Ивана в сырую землю вогнал.

(Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо.)

Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошёл Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то, что прилечь. Как его сон задолеет, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки.

(Иван-царевич и Серый Волк.)

У царицы родился Иван-царевич, у кухарки – Иван-кухаркин сын, у коровы – Иван Быкович. Стали ребятки расти не по дням, а по часам; как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто – кухаркино и кто от коровы народился.

(Иван Быкович)

Иван-царевич вошёл в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошёл доставать мать от Кощея Бессмертного. Девица говорит ему на это:
– Трудно вернуть мать, Иван-царевич! Кощей ведь бессмертный – убьёт тебя. Ко мне он часто ездит…У него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его?

(Кощей Бессмертный)

После обеда говорит старший брат, орёл:
– Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу, вот тебе богатырский конь – дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.
Средний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, меньшой брат, воробей, – рубашку.
– Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берёт, коли наденешь её, никто тебя не осилит.

(Чудесная рубашка)

Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро – взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей Бессмертный, – теперь тебе никогда не видеть Марьи Моревны, как ушей своих. – И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и унёс к себе.

(Марья Моревна)

Полез Иван-царевич на стеклянную гору. Шаг наверх ползком, десять – вниз кубарем. Он и день лезет, и другой лезет. Все руки себе изрезал, ноги искровенил. На третьи сутки долез до верху. Стал братьям кричать:
– Я пойду матушку отыскивать, а вы здесь оставайтесь, меня дожидайтесь три года и три месяца, а не буду в срок, так и ждать нечего. И ворон моих косточек не принесёт!

(Медное, Серебрянное и Золотое царство)

Растёт сынок у охотника, как тесто на опаре всходит, – не по годам, а по часам. И вырос большой: умён, пригож, молодец молодцом. Вот как-то раз пошёл отец по саду погулять, гулял он гулял и вышел к реке. В то самое время поднялся из воды человек: борода по пояс, волосы – до пят. Стал на воде и говорит:
– Что ж ты обещать скор и забывать скор? Припомни-ка, ведь ты должен мне.
Воротился охотник домой темней тучи и говорит жене: «Сколько ни держать нам при себе нашего Иванушку, а надобно отдать. Дело неминучее»

(Василиса Премудрая)

9. Итог урока

– Сегодня мы славно поработали .Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока?
– Вспомнили сказки?
– Отвечали на вопросы?
– Думали, подводили итоги?

10. Рефлексия

– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.

– Спасибо за урок!

Приложение