Урок в 1-м классе по "Азбуке истоков". Тема "Добро (Доброе слово. Доброе дело)"

Разделы: Начальная школа


Цель: Наполнить социокультурным содержанием слово "добро"; вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки.

Ход урока

I. Вводная беседа. (Присоединение)

- Вспомните пословицы о добре, о добром слове.

Называются пословицы:

Доброму слову добрая память.

С добрым словом жить в радости.

От доброго дерева - добрый плод.

Доброе дело два века живет.

Доброе слово дарит доброе тепло.

- Посмотрите, как много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей.

II. Ресурсный круг.

- Скажите, что вы видите, слышите и чувствуете при слове "добро"?

ДОБРО

 Учитель обобщает мнение, что "добро" - это :

Вывешивается два значения слова "добро".

- Какое добро важнее для человека?

- Мы сегодня должны выяснить это. А поможет нам в этом сказка П.П.Бажова "Серебряное копытце"* . Давайте вспомним эту сказку.

III. Обсуждение сказки "Серебряное копытце" с иллюстрациями Е.Попковой.

Читаем абзац: Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у

Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку.

- Кого взял Кокованя? Почему?

Хотел приютить одну девчоночку, а приютил двоих (девочка и кошка)

- Как звали девочку? Кошку?

- Как Кокованя угадал это имя?

ДАР

 - Вспомните, как по-доброму говорил Кокованя с девочкой, как он говорил о кошке?

Подаренушка, звонкая кошка, вместо балалайки в избе будет.

ДОБРОЕ СЛОВО

Читаем абзац: Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка

Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.

- Как стали жить наши герои?

- Что делали?

Жили дружной семьей.

Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались.

- О каком добре идет речь?

- Богато ли они живут?

У Коковани в избе беднее, чем в прежней семье. Сравните иллюстрации.

- А хорошо ли им вместе?

- Почему?

- О ком рассказывает Кокованя?

- Какое дело было у каждого?

 - Доброе дело - оно направлено на благо другого человека.

- Почему хорошо жили?

Были и добрые слова, и добрые дела.

- Общение в семье было добрым. Добрые отношения, добрые сказки. А в сказке всегда есть чудо.

- Даренка и Муренка верили в Серебряное копытце. Почему они хотели увидеть его?

Посмотреть красоту.

- Им настолько хотелось увидеть это чудо, что Даренка сумела уговорить Кокованю взять ее с собой в тайгу.

- Надо представить себе: каково это жить в тайге: надо дойти по холоду и морозу до избушки (иллюстрация)

- Жить одной несколько дней без Коковани в глухом лесу, и терпеливо ждать его возращения (иллюстрация)

- Терпение было вознаграждено. Чудо произошло (иллюстрация)

Читаем абзац: К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогим камнем стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.

Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:

- Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим.

Кокованя и послушался.

- Чудо произошло.

Читаем абзац: Добро все собирать не стали:Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и этого хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.

- Осуществилась мечта. Получили богатство. Как вы думаете, это богатство нужно Коковане с Даренкой?

- Какое добро они получили? А какое еще есть добро?

- Какое добро важнее?

IV. Рефлексия.

- Сказка закончилась чудом.

- А вы верите в чудеса?

- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?

- Украсим наш домик драгоценными камнями. Мы даем камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.

Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.

- Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.

- Так что же важнее для человека ДОБРО - ИМУЩЕСТВО или ДОБРО - ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ?

Ответы детей, обобщение учителя.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.