Цель: Наполнить социокультурным содержанием слово "добро"; вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки.
Ход урока
I. Вводная беседа. (Присоединение)
- Вспомните пословицы о добре, о добром слове.
Называются пословицы:
Доброму слову добрая память.
С добрым словом жить в радости.
От доброго дерева - добрый плод.
Доброе дело два века живет.
Доброе слово дарит доброе тепло.
- Посмотрите, как много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей.
II. Ресурсный круг.
- Скажите, что вы видите, слышите и чувствуете при слове "добро"?
ДОБРО
Учитель обобщает мнение, что "добро" - это :
Вывешивается два значения слова "добро".
- Какое добро важнее для человека?
- Мы сегодня должны выяснить это. А поможет нам в этом сказка П.П.Бажова "Серебряное копытце"* . Давайте вспомним эту сказку.
III. Обсуждение сказки "Серебряное копытце" с иллюстрациями Е.Попковой.
Читаем абзац: Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у
Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку.
- Кого взял Кокованя? Почему?
Хотел приютить одну девчоночку, а приютил двоих (девочка и кошка)
- Как звали девочку? Кошку?
- Как Кокованя угадал это имя?
ДАР
- Вспомните, как по-доброму говорил Кокованя с девочкой, как он говорил о кошке?
Подаренушка, звонкая кошка, вместо балалайки в избе будет.
ДОБРОЕ СЛОВО
Читаем абзац: Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка
Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.
- Как стали жить наши герои?
- Что делали?
Жили дружной семьей.
Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались.
- О каком добре идет речь?
- Богато ли они живут?
У Коковани в избе беднее, чем в прежней семье. Сравните иллюстрации.
- А хорошо ли им вместе?
- Почему?
- О ком рассказывает Кокованя?
- Какое дело было у каждого?
- Доброе дело - оно направлено на благо другого человека.
- Почему хорошо жили?
Были и добрые слова, и добрые дела.
- Общение в семье было добрым. Добрые отношения, добрые сказки. А в сказке всегда есть чудо.
- Даренка и Муренка верили в Серебряное копытце. Почему они хотели увидеть его?
Посмотреть красоту.
- Им настолько хотелось увидеть это чудо, что Даренка сумела уговорить Кокованю взять ее с собой в тайгу.
- Надо представить себе: каково это жить в тайге: надо дойти по холоду и морозу до избушки (иллюстрация)
- Жить одной несколько дней без Коковани в глухом лесу, и терпеливо ждать его возращения (иллюстрация)
- Терпение было вознаграждено. Чудо произошло (иллюстрация)
Читаем абзац: К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогим камнем стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.
Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:
- Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим.
Кокованя и послушался.
- Чудо произошло.
Читаем абзац: Добро все собирать не стали:Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и этого хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.
- Осуществилась мечта. Получили богатство. Как вы думаете, это богатство нужно Коковане с Даренкой?
- Какое добро они получили? А какое еще есть добро?
- Какое добро важнее?
IV. Рефлексия.
- Сказка закончилась чудом.
- А вы верите в чудеса?
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?
- Украсим наш домик драгоценными камнями. Мы даем камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.
Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.
- Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.
- Так что же важнее для человека ДОБРО - ИМУЩЕСТВО или ДОБРО - ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ?
Ответы детей, обобщение учителя.