Формирование педагогической компетентности специалиста в области дошкольного образования в системе СПО по технологии модульного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


План.

1. Формирование педагогической компетентности специалиста дошкольного образования при использовании технологии модульного обучения.

1.1. Практическая готовность к педагогической деятельности и педагогическая компетентность

1.2. Ключевые компетенции специалиста дошкольного образования

1.3. Теоретические основы технологии модульного обучения

2. Использование технологии модульного обучения в процессе преподавания курса "Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования".

2.1. Использование учебной дисциплины "Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования" для формирования ключевых компетенций специалиста

2.2. Создание педагогических условий для использования технологии модульного обучения в рамках преподавания курса "Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования"

2.3. Анализ результатов апробации внедрения технологии модульного обучения

Интеграционные процессы в области практико-ориентированного профессионального образования, обозначенные Копенгагенским процессом, вызвали необходимость построения такого профессионального образования, которое направлено на достижение профессиональных компетенций. Переориентация обучения на компетенции сопровождается пересмотром ключевых педагогических компетенций, включая организацию процесса обучения и роль преподавателя, главная задача которого теперь состоит в создании среды обучения, основанной на деятельности, и содействии оптимизации процесса обучения.

Эта задача может быть решена использованием современных методик обучения, в частности, технологии модульного обучения. В рамках данной технологии возможно формирование у студентов, обучающихся по специальности 050704 Дошкольное образование, ключевых педагогических компетенций.

Анализируя состояние и перспективы развития педагогического образования в РФ, член-корреспондент РАН, академик РАО, председатель Совета по педагогическому образованию В.Л. Матросов определил как актуальную проблему разработку новой концепции урока с использованием современных методик, включая интегративные подходы, информационно-коммуникативные технологии, проектные формы обучения, интенсивные модульные технологии (7, с.3).

Компетентностный подход предполагает не усвоение обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения.

Рассматривая проблему компетентностного подхода в профессиональном педагогическом образовании, необходимо конкретизировать, уточнить понятие "ключевые педагогические компетенции". Структурно они могут выглядеть следующим образом:

  • Педагогический процесс во всем своем многообразии и вариативности, как реальный объект изучаемой действительности;
  • Общекультурные знания о педагогическом процессе;
  • Профессиональные умения и навыки.

Анализ ГОС СПО ПУ по специальности 050704 Дошкольное образование позволил определить и выделить ключевые компетенции специалиста дошкольного образования. В качестве реального объекта изучаемой действительности выступает целостный педагогический процесс, реализуемый в дошкольных образовательных учреждениях во всех своих проявлениях и вариативности (2, с.4).

  • Общекультурные знания о педагогическом процессе включают в себя знания о содержании педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях (цель, задачи, принципы, формы, методы, средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста);
  • Знания об участниках педагогического процесса (психолого-педагогические, анатомо-физиологические особенности) и способах их взаимодействия;
  • Знания об условиях осуществления педагогического процесса (психолого-педагогические, санитарно-гигиенические и др.)

Учебная дисциплина "Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования" является дисциплиной предметной подготовки федерального компонента ГОС СПО ПУ по специальности 050704 Дошкольное образование и является единой для всех форм обучения: очной и заочной, а также для всех видов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (2, с.31).

Главной целью изучения данного курса является знакомство с основными тенденциями развития дошкольного образования в России и за рубежом; программами дошкольного образования, современными образовательными технологиями и альтернативными системами.

В результате изучения дисциплины у студентов формируются следующие ключевые компетенции:

1. Общекультурные знания о педагогическом процессе:

- особенности содержания педагогического процесса в дошкольных учреждениях, реализующих современные отечественные и зарубежные образовательные программы и технологии;

- роль, место и функции педагога в реализации конкретных образовательных программ и технологий дошкольного образования;

- особенности условий осуществления педагогического процесса в разных образовательных программах и видах дошкольных образовательных учреждений.

2. Педагогическая культура педагога включает:

- умения анализировать, проектировать, планировать, осуществлять целостный педагогический процесс в рамках вариативных программ и технологий, разных видах дошкольных образовательных учреждений;

- умения анализировать, проектировать и создавать развивающую среду в соответствии с требованиями вариативных образовательных программ и вида дошкольного образовательного учреждения;

- умения осуществлять взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса в соответствии с особенностями и требованиями вариативных программ и технологий и видами дошкольных образовательных учреждений.

3. Базовая культура личности специалиста.

- культура умственного и физического труда;

- культура самообразования и саморазвития, самоорганизации;

- культура общения.

Студенты получают знания об организации системы дошкольного образования в стране, признаках и свойствах современной системы дошкольного образования: вариативность и разнообразие содержания, форм, методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, о качестве дошкольного образования, преемственности дошкольного и начального общего образования. На учебных занятиях студенты работают с концептуальными и нормативными документами в области дошкольного образования, учатся анализировать их содержание, выявлять и аргументировать процессы, осуществляемые в рамках системы дошкольного образования в стране. Изучение вариативных программ дошкольного образования строится на анализе опыта их реализации в дошкольных образовательных учреждениях города (просмотр видеоматериалов, наблюдение педагогического процесса в детском саду в период педагогической практики), представлении собственного опыта работы по одной из вариативных программ в рамках практики пробных занятий в дошкольных учреждениях. Содержание курса дает возможность выстраивать процесс обучения на основе деятельностного подхода, что в свою очередь помогает решать задачу формирования ключевых компетенций будущих специалистов.

Разработка технологии модульного обучения и ее внедрение осуществлялась поэтапно на основе принципа научности. В связи с этим были выделены следующие этапы:

1 этап - аналитический. Здесь был осуществлен научный анализ деятельности студента, будущего специалиста, отбор тех качеств, знаний, умений и навыков, которые будут ему необходимы в профессиональной деятельности; анализ и четкий отбор учебной информации, т.е. содержания учебного материала, предназначенного для обучения и контроля его усвоения; анализ средств педагогической коммуникации (учебники, пособия, ТСО и методические указания к ним и т.п.); выбор форм и методов обучения, воспитания и развития студентов; конкретизация деятельности преподавателя и студента. После научного анализа последовал

2 этап разработки самой технологии обучения на основе педагогической системы, в которой все компоненты связаны между собой и работают как единое целое.

3 этап - проверка разработанной технологии в опытном обучении, ее коррекция, дополнение и изменение. 4 этап - реализация технологии в естественных условиях обучения.

Следуя технологии модульного обучения, все содержание учебной дисциплины было представлено в четырех блоках-модулях.

Модуль 1. Современные тенденции обновления дошкольного образования

Модуль 2. Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей

Модуль 3. Альтернативные образовательные учреждения

Модуль 4. Зарубежный опыт дошкольного образования

В рамках изучения каждого модуля курса возникла необходимость конкретизации и уточнения ключевых педагогических компетенций, которые должны быть сформированы у студентов:

  • знания о вариативности педагогического процесса по содержанию, формам организации, методах, приемах, средствах воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • знания об участниках педагогического процесса (психолого-педагогические, анатомо-физиологические особенности) и способах их взаимодействия в условиях вариативности педагогического процесса;
  • знания об условиях осуществления педагогического процесса (психолого-педагогические, санитарно-гигиенические и др.)
  • умение анализировать содержание различных образовательно-воспитательных программ, сопоставлять их между собой, выделять в каждой программе наиболее существенные характеристики, отличающие данную программу от других;
  • умение анализировать педагогическую и методическую литературу, связанную с разными программами, отбирать необходимые дидактические материалы и методические рекомендации в соответствии с конкретными требованиями данной программы;
  • умение выделять при наблюдении работы в образовательном учреждении специфику содержания форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников, свойственных конкретной программе; особенности педагогических условий и содержания организации жизни детей в соответствии с требованиями программы;
  • умение наблюдать, анализировать и оценивать роль, место и функции педагога в реализации конкретных программ дошкольного образования, в альтернативных образовательных учреждениях;
  • умение рецензировать программы, технологические системы, видеоматериалы.

В соответствии с содержанием курса и перечнем ключевых компетенций был составлен учебно-методический комплекс для изучения дисциплины, который включает:

  • Учебно-методическая литература;
  • Учебно-наглядные пособия;
  • Технические средства обучения;
  • Методические материалы по практике;
  • Контрольно-измерительные материалы.

Для формирования у студентов обозначенных ключевых компетенций был разработан учебно-методический комплекс для каждого обучающего модуля, который включает познавательную и профессиональную части. Задача первой - формирование теоретических знаний, функции второй - формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

Каждый модуль по дисциплине состоит из элементов:

  • входной контроль, задача которого заключается в выявлении уровня и характера знаний студентов по теме;
  • изучение нового материала, целью его является формирование знаний по теме;
  • тренировочные упражнения; цель - закрепить и систематизировать знания студентов по изученной теме, формирование практических умений и навыков;
  • контроль; цель - проверка уровня усвоения знаний и сформированности умений по изученной теме
  • коррекция; цель - анализ и исправление ошибок студентов, корректировка содержания модуля.

Каждый модуль потребовал составления технологической карты (приложение 1), в которой нашли отражение тема модуля, перечень ключевых компетенций, которые подлежат формированию в рамках работы с данным модулем, оснащение модуля, категории и понятия, которые являются базовыми в данной теме и подлежат усвоению. Заполнение технологической карты помогло в отборе методов и приемов управления познавательной деятельностью студентов.

Апробация технологии модульного обучения по дисциплине "Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования" осуществлялась в 2005-06 учебном году. Организация учебного процесса потребовала осуществления модульного подхода и к составлению расписания: учебные занятия проводились в виде модулей по две-три пары в день. Это помогало студентам погрузиться в содержание дисциплины, выполнить больший объем заданий.

На учебных занятиях по изучению курса в рамках лекционно-семинарской технологии обучения использовались большей частью информационно-развивающие методы обучения - лекция, рассказ, объяснение, беседа, демонстрация видеофильмов, самостоятельная работа с книгой и др. Сложное содержание курса, особенно первого раздела "Современные тенденции обновления дошкольного образования в стране", вызывало значительные затруднения в усвоении у студентов. Требовался неоднократный возврат к теоретическим основам и нормативным документам, лежащим в основе вариативности дошкольного образования в стране. Для решения этой проблемы преподавателем разработаны лекции по темам "Концептуальные основы обновления дошкольного образования" и "Нормативно-правовое обеспечение обновления дошкольного образования", которые были помещены в локальную сеть образовательного учреждения для работы студентам. Качество понимания и объем затраченного времени на изучение этих тем курса улучшились незначительно, а культура работы с документами различного уровня у будущих специалистов оставалась на низком уровне. Также в процессе изучения курса возникали проблемы в проведении лабораторных и практических работ по анализу опыта работы дошкольных учреждений по вариативным программам (наличие жесткого расписания и возможности включения в режим работы дошкольного учреждения). Частично эта проблема решалась использованием практических методов обучения: упражнений, практических работ. Результаты обучения студентов по курсу были недостаточно высокими; средний балл составлял 3,6 - 3,7.

Использование технологии модульного обучения позволило решить эти проблемы. На учебных занятиях студенты под руководством преподавателя успевали выполнить больший объем заданий, уточнить и закрепить сложное содержание курса. Технология модульного обучения позволила разнообразить способы работы с теоретическим материалом: студенты заполняли таблицы, составляли схемы, модели, что способствовало лучшему усвоению материала, повышало интерес студентов к работе и качество выполнения практических заданий. Наличие в каждом цикле деятельности мотивационного этапа, переход от знаний к умениям, возможность самопроверки и самоконтроля своих знаний непосредственно на учебном занятии способствовало повышению активности и ответственности студентов, они обращались к преподавателю за дополнительными разъяснениями, советами, стремились отработать содержание модуля как можно быстрее и выполнить все задания непосредственно на уроке, не оставляя на домашнюю работу.

Использование технологии модульного обучения по дисциплине "Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования" позволило решить проблемы, связанные с недостатком времени, разнообразить использование методов и приемов обучения, что повысило интерес студентов к изучаемой дисциплине и как следствие улучшились результы обученности студентов; средний балл в 2005-06 учебном году по дисциплине составил 3,9.

Приложение.

Список литературы.

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // Начальная школа, 2002, № 4, с. 4.
  2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0313 Дошкольное образование (повышенный уровень среднего профессионального образования). - Москва, 2002.
  3. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. посоие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: "Академия", 2001. - 320 с.
  4. Карпов А.О. Интегрированное знание в современной школе// Педагогика, 2005, № 3, с.19
  5. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2005. - 288 с.
  7. Матросов В.Л. Педагогическое образование в России: проблемы и тенденции развития// Педагогика, 2005, № 6, с.3
  8. Мижериков В.А., Ермоленко Е.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
  9. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: "Академия", 2001. - 240 с.
  10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Под ред. С.А. Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: "Академия", 2001. - 512 с.
  11. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей редакцией В.С. Кукушкина. - М.: ИКЦ "МарТ": - Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2006, - 336 с.
  12. Петрова Л.И. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в обучении// Среднее профессиональное образование, 2006, № 8, с.113.
  13. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
  14. Самойленко П.И., Гериш Т.В., Коломенская А.Л. Российское среднее профессиональное образование в контексте общеевропейского интеграционного процесса// Стандарты и мониторинг в образовании, 2005, № 4, с.48-54.
  15. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
  16. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. Пособие для преп. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
  17. Сираева И.М., Игнатьева О.М. Формирование современного специалиста через внедрение личностно ориентированных технологий// Среднее профессиональное образование, 2006, № 3, с.151.
  18. Смирнов И.П., Поляков В.А., Ткаченко Е.В. Новые принципы организации начального профессионального образования. - М.: ООО "Аспект", 2004. - 32 с.
  19. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: "Академия", 1999. - 344 с.
  20. Соколов В.С. Оценка качества подготовки специалистов в российской высшей школе// Педагогика, 2006, № 6, с.3
  21. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. Для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2003. - 128 с.
  22. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - 352 с.