Цели:
- сформировать у учащихся представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины;
- научить измерять длину реки по географической карте, определять правые и левые притоки;
- познакомить с крупными речными системами мира и России, научить показывать их нагеографической карте;
- представление о реках своей местности;
- оказать эмоциональное воздействие на учащихся посредством литературно-художественных средств обучения.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний (комбинированный).
Оборудование: Географические карты полушарий и России, демонстрационные таблицы “Речная долина”, “Речная система”, атласы и контурные карты.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока. Изучение нового материала
Учитель: Темой нашего урока будет отгадка следующих загадок.
Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
С горы пришла, в море ушла.
– Вы уже поняли, что сегодня мы будем говорить о … (реках).
– Посмотрите на карту мира, и вы увидите на ней множество голубых нитей, покрывающих Землю сложным узором. Это реки нашей планеты. Через горы, равнины, леса несут они свои воды – чистые и мутные, студеные и теплые, пресные и соленые. Одни реки – могучи и полноводны, другие скромны и незаметны. Сколько же этих рек, больших и малых, на нашей планете Земля? Считал ли их кто-нибудь?
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество – больших и скромных…
– Реки играли и играют в жизни человека большую роль. По их берегам селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека связана с реками. Реки “кормили” и “поили”. Они были естественной преградой от врагов. На Руси всегда любили реки. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как: “ Волга– матушка, Амур – батюшка, Ока – красавица, Енисей – богатырь”. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты, много прекрасных строк они посвятили им.
О, Волга! Колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?
(Н.А. Некрасов)
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М.Ю. Лермонтов)
– Сегодня, используя карту, мы познакомимся с новыми понятиями, научимся находить, показывать, произносить и правильно писать названия крупнейших рек мира, сформируем первоначальные знания о крупнейших речных системах мира.
Что же такое река?
Река – естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.
Каждая река имеет свою схему строения речной долины. Работа с рис 57, с. 87 учебника.
Углубление, в котором располагается русло, называется речной долиной.
Части речной долины:
Углубление, в речной долине, по которому постоянно течет вода – русло.
Часть долины, которая затопляется в половодье, называется поймой.
Постепенно река углубляет свое русло, вслед, затем понижается ее пойма. О прежней пойме напоминают террасы, которые хорошо видны на рисунке.
– Откуда же в реке появляется вода?
Дождевые и талые воды не только испаряются, просачиваются, но и стекаются, образуя ручейки, малые реки, которые, соединяясь, образуют реки.
– Почему текут реки? Рельеф земной поверхности не ровный, поэтому вода течет оттуда, где выше, туда, где ниже.
– Все реки имеют исток, устье, притоки. Изобразите в тетради “Схему речной системы” и подпишите ее составные части. (См. Приложение.)
Исток – место, где река берет свое начало.
– Одна река начинается из родника…
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
– Вторая вытекает из… (Болота.)
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
– Третья зарождается на склонах гор…
Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков там велик,
И зовут его… (Ледник.)
– А четвертая начинается из... (озера).
Должен ответить, дружок без труда:
Что меньше моря, но больше пруда?
– Течет река сотни километров и где–то впадает в океан, море, озеро, или другую реку.
Устье – место впадения реки в океан, море, озеро, другую реку.
– Подтвердим полученные знания, используя карту,
Задание: Найдите на карте примеры истоков и устьев рек (например: исток Волги – Валдайская возвышенность, а устье – Каспийское море-озеро, исток Ангары – оз. Байкал, ее устье – р. Енисей, исток Амазонки – в Андах, устье– Атлантический океан, исток Енисея в горах Саяны, устье – Карское море.)
– Перед вами схема речной системы, рассмотрите ее и покажите на схеме исток, устье, направление течения, притоки: правый и левый.
Впадая в реку, другая река становится ее притоком. Например: Ока – правый приток Волги, а Кама – левый приток Волги.
– Как мы определим, какой левый, какой правый? Нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки (вниз по течению). Если приток впадает в главную реку справа – он правый, если слева – он левый.
Задание. По рис 58 с. 89 учебника определите, каким притоком – правым или левым являются: Вилюй и Алдан для Лены, Иртыш для Оби.
Река со всеми ее притоками образует речную систему. Название речной системе дается по главной реке. Например, система Волги, Амазонки, Лены. Самые крупные речные системы мира – Амазонка, Конго, Миссисипи, Миссури, Обь с Иртышом. (Работа с картой.)
Площадь, с которой в речную систему попадает вода, называется бассейном реки. Каждая река имеет свой бассейн. Так, бассейном Амазонки является Амазонская низменность, а бассейн Оби – Западно-Сибирская равнина.
Границей между соседними бассейнами являются водоразделы (горы, гряды, повышения рельефа).
Задание 1. Назовите водораздел рек Волга и Обь. (Уральские горы.)
Задание 2. Что является водоразделом рек Лена и Яна? (Верхоянский хребет.)
– А теперь мы должны научиться измерять длину рек. Как можно измерить длину извилистой реки? (С помощью нитки и линейки). Верно. Вы уже знаете, что нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нити совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб.
Задание. Измерьте длину рек: Нил (1ряд), Амазонка (2 ряд), Обь (3 ряд).
– Реки можно сравнить между собой по длине, площади речного бассейна и по количеству приносимой в их руслах воды. Давайте найдем на карте крупнейшие реки мира и обозначим их на контурной карте.
Нил – самая длинная река мира.
Путь мутен и глинист –
Он райские реки затмил,
Святой, полноводный
Извечный кормилец наш… (Нил.)
Амазонка – царица рек. Имеет самый большой речной бассейн. Самая полноводная река мира.
На далёкой Амазонке.
Не бывал я никогда.
Только “Дон” и “Магдалина” –
Быстроходные суда.
Только “Дон” и “Магдалина”
Ходят по морю туда.
Конго – по обилию вод уступает только Амазонке.
Миссисипи – великая американская река. Название ей дали индейцы, в переводе означает “отец вод”.
Ганг – священная индийская река.
Тигр и Евфрат – реки Месопотамии.
Как старший и младший брат,
Текут рядом Тигр и… (Евфрат)
Россия – страна рек. В ее пределах насчитывается свыше 2,5 млн. рек и ручьев, общей протяженностью более 8 млн. км.!
Волга – великая русская река.
К морю Каспию она
Течет довольно долго.
Источником была река,
Ну а зовется… (Волга.)
Енисей – могучий богатырь.
Новый день набирается силы.
Там, где дикие стаи гусей.
И осенний, но всё-таки милый,
Сонно катит волну Енисей.
Ангара – дочь Байкала.
Лена – сибирская красавица
У тебя краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное девичье.
Обь – свое имя получила от народа коми, что в переводе означает “бабушка”
Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом – вся, блестя, зимой белея,
В твердом льду и дымчатом снегу,
Знать не зря кормилицей назвали.
(Волга – матушка, а Обь – бабушка)
Дон – крупнейшая в России, река нашего края. Какие только слова-эпитеты и прилагательные не присовокупляют к названию некогда полновесной и могучей реки: “батюшка”, “кормилец”, “Тихий” (что подразумевает и величие, и дремлющую мощь)!..
Течет река на просторе,
Поит Азовское море,
Вдоль ее берегов
Тула, Воронеж, Ростов.
– Обозначим на контурной карте крупные реки России.
– А сейчас вернемся к началу урока. Мы говорили о реках, воспетых в прозе, поэзии, фольклоре…. Какие еще вы приготовили стихотворения, загадки, легенды о реках?
3. Закрепление полученных знаний. Выставление оценок
– Теперь давайте проверим, как вы усвоили новые понятия.
Вопросы:
- Что такое река?
- Какие части реки вы можете перечислить?
- Какие части речной долины вы запомнили?
Оценивание работы учеников.
– Мы изучили тему сегодняшнего урока, на следующем уроке продолжим изучение рек.
4. Домашнее задание
Учебник – § 30 (п.1,2).вопросы 2,3 с. 94. Знать и уметь показывать на карте крупнейшие реки мира и России.