Оформление:
- портрет В.Шукшина;
- фотографии;
- на стене гроздья калины;
- выставка книг;
- кадры из к/ф “Калина красная”.
Чтец: (на фоне мелодии песни “Калина красная”)
Над Сростками повисла тишина,
Признаться – я такой еще не слышал.
В тиши смотрю на домик Шукшина
Под старенькой, видавшей виды крышей,
И на снега (чисты как на параде),
И на прозрачный ледяной простор,
На тополя, чьи зимние наряды
Торжественно висят на фоне гор,
На солнце, что блестит свинцовой грушей,
И на Катунь, что мимо бег вершит.
Мне хочется спросить ее: “Послушай,
А где Василь Макарович Шукшин?”
Но спазмы в горле сушат эти звуки.
Такая боль, что губы не разжать.
В том домике – одни мечты и муки,
Одна его седеющая мать
Но для нее не в книгах, не в кино,
Он у нее в биении сердечном.
И гроэдь калины красной, как венок,
Горит в огне, его увековечив.
Давно ли он в кирзовых сапогах
Отсюда до Москвы в жару и в стужу
Спешил, а после письма слал
О том, что он и признан, и заслужен.
Не передать, как трудно и тревожно
Течет по венам кровь и бьет в мои виски
И бурная Катунь осторожно
Калин осиротевшие листки.
Ведущий: Ежегодно в июле на горе Пикет в селе Сростки собираются художники, режиссеры, тысячи почитателей таланта Василия Макаровича Шукшина. Едут со всех концов страны самые разные люди, чтобы поклониться памяти человека той земли, которая его вырастила.
Чтец:
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле.
Чтец: (из рассказа В.Шукшина “Рыжий”) “…как бываю там, так вроде поднимаюсь к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота. Описывать ее бесполезно, ею-то и надышаться нельзя: все мало, все смотрел бы и дышал этим простором.
Ведущий: Шукшину всегда была дорога история его Родины, он трепетно относился к ней и вот что писал: “Редко кому завидую, а завидую моим далеким предкам – их упорству, силе огромной… Я бы сегодня не знал, куда деваться с такой силищей. Представляю, с каким трудом они проделали этот путь – с севера Руси, с Волги, с Дона на Алтай. Я только представляю, а они – прошли…”
– Детство Шукшина было таким, как детство многих алтайских подростков военных 40-х годов, живущих в деревне. Отчим ушел на фронт, и как бы ни мал был Вася, стал мужчиной, хозяином в доме. Единственно, что, пожалуй, примечательно для Шукшина тех лет – это неуемная страсть к чтению.
Чтец: “Мы залезали вечером на обширную печь и брали туда с собой лампу. И я начинал… Господи, какое это наслаждение! Точно я прожил большую-большую жизнь, как старик, и сел рассказывать разные истории моим родным. Точно не книгу я держу поближе к лампе, а сам все это знаю…”
– Это строки из биографического рассказа “Гоголь и Райка” цикла “Из детских лет Ивана Попова”.
Попова – это девичья фамилия Марии Сергеевны, матери Шукшина. Огромна материнская роль в формировании характера и мировоззрения будущего писателя, актера, кинорежиссера.
Седьмая, в огромной, насчитывающей 12 детей семье, она с малых лет была приучена к труду, как основе жизни, переняла высокие нравственные качества русского народа: доброту, совестливость, “нутряное чутье” на правду и ложь. Не случайно Шукшин говорил с гордостью, что у матери хоть и два класса образования, но понимает не меньше министра. Мария Сергеевна, быть может, одна из первых почувствовала масштаб личности своего сына, его незаурядность, его редкую, открытую людям душу. Недаром Сергей Залыгин сказал: “И в характере, и в поступках, и во взглядах на мир этих двух людей – та ничем не передаваемая преемственность и близость, которая, наверное, лучше всего выражалась в русской примете о том, что сын должен быть похож на мать, а дочь – на отца”.
– Судьба помотала Шукшина по свету. Он был разнорабочим, учеником маляра, грузчиком, работал слесарем - такелажником на тракторном заводе во Владимире. Строил линейный завод в Калуге. Работал в школе, готовился к экзаменам за 10 – летку. Сдавал экстерном 3 класса за 3 месяца, в тот же год его приняли кандидатом в члены партии. Кажется, все было у парня: интересная работа, друзья, уважение односельчан. Чего же ему ещё, ведь от добра добра не ищут?.. Но мать-то не проведешь? “ Вот что, сын, - сказала она в новом 1954 году, – деньжонок маленько поднакопили, телочку еще продам, ничего, не возражай, не война теперь, а телочка новая вырастет – езжай-ка учиться. Я же вижу, как тебе неможется…”
– Ему было 25 лет – возраст солидный для абитуриента. К таким – то годам иные уже по книжке выпустили и по фильму сняли, а уж с дипломом в кармане было большинство. Но что из того? Время – сеять и время – пожинать. И вот он катит в сохраненных бережно родней дедовских галифе и гимнастерке на поезде Бийск – Томск, чтобы пересесть на другой – “Новосибирск – Москва”, лежит на верхней полке и о чем – то думает.
Мы не испытывали грусти,
Друзья – мыслитель и поэт,
Кидая наше захолустье
В обмен на целый белый свет
Мы жили замыслом заветным
Дорваться вдруг до всех наук –
Со всем запасом их несметным –
И уж не выпустить из рук.
– Василий Шукшин поступил во ВГИК в 1954 г. Годы учебы были напряженными и интересными. Долго ждавшее своего часа зерно упало на благодатную почву. А это одна из “первосеместровых” первокурсных весточек Василия Шукшина домой: “ Здравствуй, мама. Получил от тебя письмо. От Наташи что – то долго нет, - наверно, обиделась, что не писал так долго. А мне действительно некогда. Столько дел, что приходишь домой как после корчевки пней. Ты уж попроси, мама, чтобы он не обижалась. Учиться, как там не говори, а все таки трудновато. пробел – то у меня порядочный в учебе. Но от других не отстану. Вот скоро экзамены, думаю, что будут только отличные оценки.”
– Тоска по дому, по Сросткам, по Катуни – по всему, с чем было это связано, чем дальше он учился и жил в Москве, приходила чаще и сильнее. И тогда слагались стихи.
Чтец:
И разыгрались же кони в поле,
Поископытили всю зарю.
Что они делают?
Чью они долю
Мыкают по полю?
Уж не мою ль?
Тихо в поле.
Устали кони…
Тихо в поле –
Зови, не зови.
В сонном озере, как в иконе, –
красный оклад зари.
Ведущий: Год 1958 стал для Шукшина одним из счастливейших. Он успешно закончил 4 курс и приехал на режиссерскую практику в Одессу, где Марлен Хуциев начинал съемки художественного фильма “Два Федора”. На роль возвращавшегося с фронта солдата он пригласил студента – практиканта, которого и переодевать – то не надо было. Шукшин ходил в солдатской форме. Те, кто смотрел этот фильм, не верили, что снимался актер, не знавший войны, не воевавший. Такое немыслимо сыграть, не пережив. Шукшин смог. Следующие работы идут одна за другой: “Золотой теленок”, “ Простая история”, “Мишка, Серега и я”. В августе 1958 года случилось другое приятное событие. В журнале “Смена” был опубликован – первая публикация – его рассказ “Двое на телеге”.
– Отлетело недолгое бабье лето 1963 года, зарядили дожди. Киносъемочная группа “Живет такой парень” сидела на чемоданах, ждала, когда погода наладится, но она не ладилась никак.“Умные” люди советовали отложить все до весны. И тогда Шукшин, в какой –то задумчивости, словно вопрос задавал самому себе, сказал: “ Неужели моя земля меня подведет? Неужели не услышит?”
В трудную минуту обратился к родной земле сын этой земли, и был услышан. Фильм “Живет такой парень” - автор и режиссер Шукшин – получил первую премию на Всесоюзном кинофестивале и главную награду международного кинофестиваля в Венеции.
Таким стал режиссерский дебют Шукшина.
В 1966 году Василий Макарович поставил фильм “Ваш сын и брат”, за который Шукшину была присуждена премия братьев Васильевых.
Ведущий: Путь Шукшина в кино был очень стремительным и ярким, снимал и снимался сам.
– (На фоне музыки “Ой, то не вечер”). А каким он был – Василий Макарович Шукшин? Он любил петь русские народные песни – грустные, трогательные, задумчивые. Эту горячую любовь к песне, его песенную душу запомнили многие из тех, кому выпало счастье работать рядом с ним.
– Леонид Куравлев вспоминал: “По ночам пели песни, он очень любил песни Булата Окуджавы, а на зорьке рыбачили. Он пел, и лицо его становилось то грустным, то вдруг совершено менялось, и весь он будто выпрямлялся, посылая в ночную бесконечность чистый и сильный звук. После песни он ненадолго умолкал. Потом говорил: “А теперь эту…” – и первым начинал петь.
– Василий Макарович был скромным. Сквозь эту скромность как бы просвечивалась совестливость истинно русская. Он не мог спекулировать своим именем. Будучи известным актером, режиссером, он со своей женой, киноактрисой Лидией Николаевной Федосеевой, и двумя дочками, Машенькой и Оленькой, жил на окраине Москвы в двухкомнатной квартире. Многие его произведения рождались в тесной кухне. И несмотря на энергичные увещевания товарищей, не требовал себе благ. Считал, что еще немало людей живет в худших условиях.
– Прочитайте письма Шукшина к родным - какую чуткую и заботливую душу вы узнаете. Душа эта видна и в каждом рассказе Василия Макаровича и в каждом его кинофильме. Вечные вопросы поднимает Шукшин – о жизни, о ее смысле, о том, как все – таки жить, о жизни и смерти, от которой никому не уйти. Рассуждал о человеке, о том “как зазря погибает его душа”, Шукшин в рассказах поднимает проблему личной нравственной ответственности и долга.(эпизод кинофильма “Калина красная”.)
Чтец: “ Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы одни, раз так уж случилось, живем на земле. Ну так будьте повнимательней друг к другу, подобрее.
Песня “Вечерний звон” из к/ф “Калина красная”.
Ведущий: Эта мелодия о широте и красоте родной земли, о необъятности и свободе звучит в стенах тюрьмы – таковы первые кадры к/ф “Калина красная”.
– В 1967 г. Шукшин был в Бийской трудовой колонии. Мария Сергееевна вспоминала: “Жалостливый он был больно. Ему хотелось пригреть обиженных жизнью. Разобраться хотел, откуда они такие. Вернулся расстроенный, много курил – одна за одной. Рассказал, как перед ними выступил. Сел на кровать, сказал: “Подростки, как пластилин. Из каждого отпетого можно человека вылепить. Не я, мама, буду, если не сниму фильм про них”
– О замысле “Калины красной” Шукшин писал: “Я хотел сказать об ответственности человека перед землей, что его взрастила, за все придется отвечать нам. И за плохое и за хорошее. За ложь и за бессовестность, за паразитизм, за трудность и измену, за все придется платить, платить сполна”.
– Из писем зрителей: “Фильм “Калина красная” - что-то непостижимое. В.Шукшину – главную премию!”
– “Хочется пожелать Шукшину на будущее меньше заниматься такой грязью и не стремиться стать современным Достоевским, а показать (а у нас их немало) хороших, честных, настоящих героических людей”
– “Я шофер. Посылаю стихотворный отклик на фильм Шукшина:
Он своей “Калиной красной”
Покорил сердца людей,
Словно солнышком прекрасным
Осветил экран он ей”.
– “ Я как рядовой зритель не нашла в “Калине красной” зерна высокой идейности, которые легли бы в основу воспитания подрастающего поколения и вселило бы надежду на правильный выход из тупика в жизненных ситуациях”.
– Много различных мнений вызвал к/ф: и точных и умных, и безаппеляционных, обидных. Но ясно одно, что “Калина красная” вызвала гигантский, просто шквальный интерес в самых широких слоях народа.
Объяснение этого факта просто: лицо Шукшина – лицо Егора Прокудина – в центре фильма. В кольце недоверия, презрения, ненависти, в кольце фарса и лжи уголовной “малины” -искаженное лицо бывшего доброго человека
– За роль Егора Прокудина в “Калине красной” Шукшин признан лучшим актером 1974 года на конкурсе журнала “Советский экран”. Громким набатом звучит в фильме мысль, что борьба за человека никогда не кончится.
– Если бы Шукшин был только актером, только сценаристом и драматургом, и, наконец, только прозаиком, то и теперь в каждом отдельном случае мы бы имели выдающееся дарование. Когда у Шукшина спрашивали, кто он больше: актер, режиссер, писатель –Шукшин затруднялся ответить. Но в планах на будущее он видел себя прежде писателем.
Чтец:
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!.
Ведущий: Осень. Октябрь 1974. В.М.Шукшин скончался в период съемок фильма “Они сражались за Родину”.
Пламенеет на тесной могиле Ново-Девичьего кладбища калина красная, и нет слов, чтобы выразить горечь невосполнимой этой утраты.
– Да и что слова! Сердцем понять надо, что ушел из жизни не просто большой, самобытный писатель, кинорежиссер, актер, но и подлинный выразитель души народной, художник из народа и для народа. Как любил он свою Родину, Россию, жил ее заботами, сострадал ее печалям и гордился высоким ее назначением! Как никто знал ее Василий Шукшин.
– Вот таким – красивым, добрым и великодушным был Василий Макарович Шукшин. До боли короткой оказалась его жизнь, но какого высокого мужественного смысла была она наполнена!
Чтец:
Под барельефом Шукшина
На полочке, прибитой крепко,
Лежит она красным-красна
Калины красной ветка.
Она росла, где отчий дом,
В деревне его предков
И вот теперь она при нем
Калины красной ветка.
Она при нем, а он при ней
Останется навечно
Все так же звонок и сейчас
Все так же человечен.
Пусть будет пухом та земля,
Где выросла его могила,
Как пламя вечного огня
Горит, горит над ним калина.
Ведущий: Здесь бы и поставить точку, но какая может быт точка в разговоре о Шукшине! Этот разговор будет продолжаться еще очень и очень долго, а может, никогда и не кончится, ведь народ наш будет продолжать читать и перечитывать книги Шукшина, смотреть его фильмы…