Урок математики по теме "Счет в пределах 10. Решение примеров на сложение и вычитание" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока:

  • закрепить счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • закрепить вычислительные навыки первого десятка.

Оборудование:

  • геометрический самолёт;
  • круг, треугольник, квадрат;
  • рисунки бабочек, облаков, шариков, птиц, батона;
  • сигнальный светофор;
  • фуражка пирата-капитана;
  • ножницы.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. УСТНЫЙ СЧЕТ.

Сегодня наш урок будет немного необычен. Мы с вами будем путешествовать по стране “Математика”. А вот на чем, отгадайте сами:

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет
Человек им управляет -
Что такое? (Самолет)

- Какая геометрическая фигура использована? (Треугольник)

- Сколько их? (9)

- Почему эту фигуру так назвали? (3 угла)

- Прежде чем отправиться в полет, мы должны сказать волшебные слова:

В небо, в небо поднимись!
Выше, выше полети!

- Ребята, когда мы с вами поднимались в небо на самолете, бабочки, которые сидели на полянке разлетелись. И мне, кажется, что они где-то у вас. Посмотрите! Нашли? Как хорошо! Так берите же скорей бабочек и выставляйте их на наборное полотно.

- Сколько всего бабочек? (6)

- У каждой бабочки есть свое число. Давайте прочитаем числа на них. (7, 10, 5, 8, 6, 9)

- Какие это числа? (Числа первого десятка)

- По порядку ли они расположены? (Нет)

- Поставьте их так, чтобы они расположились по порядку: от 5 до 10.

- Какое число следует за 7? (8) За 9? (10)

- Какое число стоит перед 10? (9) Перед 6? (5)

- Назовите соседей 7 (6, 8) , 9 (8, 10)

- Какое число больше, чем 6 на 3? (9) Меньше, чем 10 на 4? (6)

- Каких чисел не хватает в ряду? (1, 2, 3, 4)

Бабочки помогли нам поработать над числовым рядом. Давайте их выпустим на свободу.

Итак, мы с вами сегодня будем летчиками. Но для того, чтобы стать настоящими летчиками нам предстоит преодолеть много трудностей и препятствий. Летчики должны быть очень внимательными.

III. “ФОТОГРАФИРОВАНИЕ”.

- Какие фигуры? (Квадрат, круг, треугольник)

- Сколько их? (3)

- Какого цвета? (Жёлтый, красный, зелёный)

- Будьте внимательны. Что изменилось? (Порядок: красный, жёлтый, зелёный)

Посмотрите в небе летают арифметические облака. Составьте и решите задачи по выражениям:

Мы уже далеко от родной земли. Какое здесь темное небо! И много самолетов. Видимо была гроза и самолеты сбились с пути. Надо помочь провести каждый самолет точно по курсу. А кто быстро и правильно выполнит задание, тот становится капитаном нашего экипажа.

10 – 4 =   9– 5 =   8 + 2 =

6 + 3 =   1 + 7 =    10 – 3 =

Чтобы летчиком стать,
Чтобы в небо взлетать,
Надо многое знать
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Летчикам помогает арифметика!

(Остальные дети проверяют с помощью светофоров)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

1) У летчика должно быть хорошо развито воображение. Для этого вам предлагается следующее задание:

- На что похожа эта фигура? (Листик, яблоко)

- Из каких цифр она состоит? (3, 1, 5)

- Напишите эти цифры в порядке возрастания. В порядке убывания. (1, 3, 5; 5, 3, 1)

- Какие это числа? (Однозначные)

- Какую закономерность вы увидели? (Числа идут через один)

- На следующей строке продолжите этот ряд до 9. (1, 3, 5, 7, 9)

Посмотрите в иллюминатор, там пролетают воздушные шарики. На каждом из них записано число. Сейчас мы определим кто у нас самый ловкий. Угадайте, какой пример записан на другой стороне шарика.

V. ФИЗМИНУТКА.

Руки вставим все в разлёт,
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда
Делай “раз” и делай “два”
Раз и два, раз и два,
Опустили руки вниз,
И на место все садись!

VI. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

Пока мы с вами делали зарядку, немного проголодались. Сколько раз надо разрезать батон, чтобы досталось по 1 части 5 ребятам? (4)

Давайте с помощью ножниц это проверим.

- Капитан, все ли спокойно на борту самолета? Мне, кажется, там кто-то выглядывает? Кто там? Воздушный пират. Он хочет на нас напасть!

Приготовьтесь к бою! Взяли оружие! А им является ум, быстрота и смелость.

Правильно решим пример - отобьемся от пиратов (№ 8, стр. 6, самостоятельно).

Прочитать пример, в ответе которого получилось число 1, 8, 10, 9, 2.

К сожалению, наше путешествие подходит к концу и нужно возвращаться на землю. А на земле, посмотрите, нас встречает кто? (Птицы)

- Какие это птицы? (Воробьи, вороны, синицы, снегири)

- Как их можно назвать? (Зимующие)

- Чем мы можем помочь птицам зимой? (Ставить кормушки, подкармливать)

- Составьте задачу.

- К какой схеме подходит эта задача?

Одну из задач записать и решить.

А сейчас нам нужно в бортжурналах начертить маршрут нашего путешествия. Приготовьте линейки и простые карандаши.

1-й отрезок - 7 клеток.

2-й отрезок - на 4 клетки меньше.

А 3-й отрезок - на 2 клетки больше, чем 2-й отрезок.

VII. ИТОГ УРОКА.