Вид урока: урок-сказка (урок закрепления пройденного).
Технологии: на игровой ситуационной основе.
Система обучения: развивающая (программа “Гармония”).
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания по сложению и вычитанию двухзначных и трёхзначных чисел с переходом через разряд.
- Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обосновывать и доказывать выводы.
- Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Задачи урока:
- Создать условия для самостоятельного поиска знаний учащихся, для индивидуальной работы, для работы в паре, в группе для коллективной работы.
- Использовать вариативность заданий.
- Использовать дифференцированный подход к учащимся.
- Использовать межпредметную связь на уроке.
- Развивать психические процессы ребёнка: память, внимание, мышление и воображение.
- Следить за здоровьем детей (использовать релаксационную игру для снятия волнения, напряжённости; упражнения для развития опорно-двигательной системы, провести гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику).
- Воспитывать доверительные отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.
Оборудование:
У учителя - сказочные герои (Иван-Царевич, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, Кощей), волшебное дерево с золотыми и серебряными яблоками (для решения задачи), карточки с числами, аудиозаписи (“Танец маленьких утят”, расслабляющая музыка “Морской прибой”).
У детей - круги-сигналы, геометрические фигуры.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Мотивация.
- Как обычно начнём наш урок с улыбки. Улыбнитесь мне, а потом друг другу.
- Чтобы снять волнение и напряжение поиграем в игру “Дерево”. (Под музыку релаксационная игра “Дерево”)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать работу над сложением и вычитанием двухзначных и трёхзначных чисел. А ещё вас ждёт много интересного и увлекательного.
- Ребята любите ли вы сказки?
- А хотите попасть в сказку и стать её героями?
- Сегодня вам это предстоит.
- Итак, сказка о том, как в некотором царстве, в Тридевятом государстве жили
были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. (Показ рисунков)
Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?
Мы узнаем это, выполнив первое задание.
3. Устная работа чередуется с работой в тетради.
1) На доске: 35 73 23 40 13 33
Работа в тетради (зажгли огонёчки).
- Расположите числа в порядке убывания (проверка).
- Назовите “лишнее” число. Почему оно лишнее?
Убираем “лишнее” число, переворачиваем карточки.
Читаем что получилось:
73 35 33 23 13
К О Щ Е Й
- Итак, Иван-Царевич отправился в путь, но его уже поджидает Змей Горыныч (картинка), посланный Кощеем. Нужно помочь Ивану-Царевичу. Кто хочет сразиться со змеем? Нужно победить все три головы змея.
2) Разноуровневые индивидуальные задания у доски. (З человека)
90-3 | 56+16 | 713+27 |
17+28 | 65-37 | 652-36 |
68-30 | 97-45 | 652-36 |
54+13 | 38+17 | 45+138 |
40+15 | 80-26 | 504-401 |
3) Работа в паре у доски.
- Поведёт Ивана-Царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).
“Лабиринт”-двое работают у доски
- Пока ребята сражаются со змеем и добираются по лабиринту до клубочка, мы с вами должны повысить нашу мыслительную деятельность.
Выполним несколько упражнений. (“Ухо-нос”, “Руки в замке сзади”, “Руки у виска”)
-Я вижу, что ребята прошли по лабиринту и добрались до волшебного клубочка.
Молодцы!
4) Волшебного клубочек привёл Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”. По какой Дороге идти Ивану?
На доске:
5) А на дороге числа записаны рядами. Найдите закономерность, продолжите ряды чисел:
1 в. 57 48 40 33 27...
2 в. 15 22 29 36 43 ...
(В тетради самостоятельно по вариантам, затем взаимопроверка тетрадей)
6) Проверка индивид, задания.
Проверка-сигнальные карточки (красный, жёлтый, зелёный).
7) - Ребята победили Змея Горыныча. Он охранял сундук, в котором находился меч для Ивана-Царевича. Но сундук крепко заперт . Замок открывается в том случае если мы справимся с заданием учебника.
Работа по учебнику с. 115, № 356.
- Ребята, я вам хочу сказать одну тайну. Замок не откроется, если мы будем работать с калькулятором. Как решить эту проблему? (Находить неизвестное число решением в столбик)
Работа в тетради с объяснением у доски.
Все выражения на доске:
875 -.. .=394
...+279=508
...-308 =198
734+...=909
4. Гимнастика для глаз.
5. Физминутка под музыку. (“Танец маленьких утят”)
1) Решение задачи
Решить задачу.(текст задачи раздаётся детям заранее)
В моём саду растёт волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблонями. Золотых яблок было 12, серебряных 8, 9 яблок я сорвал. Сколько яблок осталось? Работают в парах, двое у доски: (проверка, сравнение со своим решением).
6. Работа в группах.
Из геометрических фигур составить сказочного персонажа. Придумать про этого персонажа стихотворение или песню.
“Ну, Иван, забирай Василису”, - сказал Кощей. “Ты справился со всеми заданиями”.
И смогли освободить Василису, вы ребята. Молодцы!
7. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, подошёл к концу наш урок. Скажите, что на ваш взгляд было самым интересным.
- Что оказалось трудным?
- Путешествуя по сказке, помогая Ивану-Царевичу, чему главному вы научились? (Ответы детей)
- Подходит ли пословица “Доброе братство милее богатства” к нашему уроку?
Почему?
Поставьте в тетради (на полях) кружочек на лесенку успеха.
8. Д/з. С. 115 №.355, №.357, С. 169 № 522.