Конспект урока во 2-м классе по теме "Повторение. Речь и предложение"

Разделы: Начальная школа


Дидактическа цель и задачи урока:

  • закрепить понятие речи;
  • формировать у учащихся понимание того, что предложение является единицей речи, выявлять в нем грамматическую и смысловую основу;
  • обобщить знания о речи и предложении;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание  и память, обогащать речь учеников.

Оборудование: карточки, слоговая таблица, тесты.

Уровни соответствующие способностям учащихся:

  • Первый уровень рассчитан на простое запоминание и воспроизведение изученного материала, умение ответить на прямой вопрос.
  • Второй уровень – уровень повышенной сложности, который требует умение отвечать на более сложные вопросы, объяснять свой выбор.
  • Третий уровень – творческий, который предполагает задания на логическое мышление и развитие речи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Гимнастика для кисти руки

Паша тихо шепчет Мише,           Поставить руки на локоть, пальцы сомкнуть и двигать по кругу.
Миша шепота не слышит,
Паша громко пошепчи,
Миша уши полечи.

III. Работа со словарными словами

У. Сейчас поработаем над словарными словами.  Почему они выделены в особую группу?  Какие словари вы знаете? А теперь игра «Молчанка». Я буду читать толкование словарных слов, а вы их будете угадывать и записывать.

Маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений.
Птица с черно-серым оперением, родственная ворону.
Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.
Крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко.
Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.

Проверка словарных слов.

А) читается толкование слов, дети угадывают и показывают слово на карточке, а учитель показывает картинку
Б) записывают родственные слова: воробьиха, воробушек, заячьи, вороненок, медведица, коровушка, коровка.

IV. Закрепление пройденного материала

1) На доске текст.

Поздняя осень птицы давно улетели, только воробьи прыгают по грядкам они ищут корм

Учитель: Какое задание я приготовила?
– Какую тему сейчас повторяем?
– Какая бывает речь?
– Из чего состоит речь?
– Что такое предложения?
– Выделите первую законченную мысль, о чем она?  
– Указать грамматическую основу предложения.

Работа над орфограммами.

2) Работа с текстами.

ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «РЕЧЬ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Уровень 1.

1) Из двух утверждений выберите  верное:

– речь бывает устная, печатная, письменная;
– речь бывает устная и письменная.

2) Из трех утверждений выберите  верное:

– в конце каждого предложения ставится только точка;
– в конце каждого предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак;
– в конце предложения ставится запятая.

3) Прочитайте текст, разделите его на предложения и в конце каждого предложения поставьте нужный знак.

Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы.

4) Спишите предложения. Подчеркните подлежащие и сказуемые.

Пришла зима. Закружились первые снежинки.

Уровень 2.

1) Из двух утверждений выберите верное:

– устная речь это то, что мы читаем и пишем;
– устная речь это то, что мы говорим и пишем.

2) Из трех утверждений выберите  верное:

– предложение – это набор букв и слогов;
– предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль;
– предложение – это группа слов, которые не связаны между собой по смыслу.

3) Напишите мини-сочинение по вопросам:

– Куда ходили дети летом?
– Много ли они набрали грибов?
– Куда зашли дети?
– Что с ними случилось?
– Испугались ли  ребята?
– Кто вывел детей на дорогу?

4) Спишите предложения грамотно. Исправьте все ошибки.

у воды шумят камыши волны тихо плещут на берег

 Уровень 3.

1) Из двух утверждений выберите верное:

– речь это шум волн, шорох листьев, звон капели;
– речь это разговор, рассказ, вопрос.

2) Из трех утверждений выберите  верное:

– подлежащее отвечает на вопрос  что делает? Сказуемое – вопрос кто? что?
–  подлежащее отвечает на вопрос какой?
– подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Сказуемое отвечает на вопрос что делает?

3) Составьте и запишите три предложения из данных слов. Поставьте нужные знаки в конце предложения.

Мальчики, они, кораблики, мастерят, делают, что,  кораблики, красивые, какие

4) Подчеркните главные члены предложения.

Ручьи и реки покрылись толстым льдом. Дети бегали и прыгали на зеленой траве.

У. К первому заданию, из двух утверждений, выберите одно. Поставьте рядом плюсик.
Ко второму заданию, из трех утверждений, выберите одно верное, поставьте плюс.
Прочитайте третье и четвертое задание, выполните его в тетрадях.

V.  Итог урока

– Какую тему мы сегодня повторяли и обобщили?
– Чему учились?
– Что на уроке вам понравилось?