Технология личностно ориентированного урока при дифференциации и интеграции учебного процесса

Разделы: Администрирование школы


Уважаемые коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас в нашей школе! Сегодня нам предоставлена возможность, поделиться с вами нашей работой, нашим опытом.

Принципы обучения, методы, формы, традиции школы, опыт работы педагогов, современные ученики и их родители – все это определило новую концепцию в образовательном процессе. Ведь сегодня   дети стали иными по состоянию здоровья, складу мышления, восприятию окружающего мира и собираемой ими информации, по ценностным ориентирам, а методика обучения в школе не претерпела существенных изменений.

Сегодня наш семинар посвящен: (Приложение)

Тема: «Технология личностно ориентированного урока при дифференциации и интеграции в учебно-воспитательном процессе».

Педагогический коллектив школы в течение 5 лет работал над методической  темой  «Дифференциация обучения – одна из функций гуманизации образования». Но 2 года назад мы расширили тему.  Почему педагогический коллектив принял такое решение?

В начале нами были проведены родительские собрании, на котором учителя поделились с родителями своими успехами и трудностями, рассказали о технологии  личностно ориентированного урока. Мы получили такие результаты: 92 % родителей пришли к выводу, что необходимо изменить структуру образования, 8 % родителей воздержалось.

Следующим нашим шагом был опрос учащихся. Мы попросили их ответить на вопросы: « Что они хотели бы от школьного образования?

«Какими они видят себя после окончания школы?»  Результаты были такие:

24 % – старшеклассников считают, что в школе надо индивидуальное обучение, что бы изучать только те предметы, которые необходимы для дальнейшей профессии.
51 % – учащихся желают получить всестороннее образования.
25 % учащихся ставят перед собой цель – это создание (развитие) своей индивидуальности, свое «Я», своей  личности…

Изучив полученные результаты. На педагогическом совете было принято решение познакомиться с технологией личностно ориентированного урока.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

«Ребенок  – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь».  Януш Корчак.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической  направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я »-концепции.

Личностно-ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.

Во-первых, содержание обучения рассматривается как средство развития личности;
во- вторых, обучение ведется, прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграция различных дисциплин;
в-третьих, достигается вариативность и дифференциация обучения на основе деятельностного подхода;
в-четвертых, активно используется положительная стимуляция учения.

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, урок становится более интересным, привлекательным, результативным. Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, но и постоянно обращается к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности. И наконец, самое важное – он признает  самобытность и уникальность каждого обучаемого.

Говоря о дифференцированном подходе к образовательному процессу, мы чаще всего говорим о дифференциации обучения и воспитания учащихся, но немаловажную роль играет и дифференцированный подход к работе с педагогическими кадрами.

Прежде всего, это диагностический этап. Мы провели анкетирования педагогов по темам «Психологический климат в коллективе», «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива» помогли выявить психологическую готовность педагогов к освоению проблемы, а также уровень теоретических знаний и практических умений.

Результаты таковы:

100 % педагогов психологически готовы к изучению этой проблемы;
82 % – теоретически готовы;
61 % – готовы к практической деятельности.

Для получения более объективной картины в ходе анализа работы педколлектива были использованы различные дополнительные диагностические исследования. Анкета «Ваш творческий потенциал» показала, что:

59 % имеют вполне нормальный творческий потенциал;
33 % – значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей;
8 % имеют низкий творческий потенциал.

Таким образом, мы выяснили, что педагоги психологически готовы к решению данного вопроса, но уровень теоретических знаний, а также практические умения на момент диагностики у них были недостаточны. Поэтому всю методическую работу мы построили на более глубоком изучении теории вопроса и практических достижений педагогики и психологии.

Методическим советом школы было выяснено, что в рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество.

Наш маленький педагогический коллектив разделился на три творческих группы.

1 группа – изучала технологию разноуровневого  обучения;
2 группа – технология коллективного обучения;
3 группа – технологию сотрудничества.

Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения.

Технология разноуровневого обучения

Теоретическое обоснование  технологии разноуровневого обучения основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. В нашей школе изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:

малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
– талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;
– учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.

Организационная модель такой школы включает три варианта дифференциации обучения.

1. Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.
2. Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном), При наличии устойчивого интереса группа становится классом с углубленным изучением отдельных предметов.
3. Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодиагностики, экспертной оценки, рекомендации учителей и родителей, самоопределения школьников.

Но такую дифференциацию в нашей школе мы провести не можем, в связи с малым комплектом классов …

Вторая творческая группа изучала технологию коллективного обучения. Она выяснила, что технология коллективного взаимообучения имеет несколько названий – это «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».

При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп, а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному.

Подготовка к занятию при такой технологии заключается в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении и содержании единиц усвоения, разработке целевых заданий.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
– каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
– повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
– отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
– формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
– обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Третья творческая группа изучала технологию сотрудничества. Было выяснено, что технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех, может быть,  достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. После выполнения задания всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой  группой своего конкретного задания балл выставляется один на всех. При выполнении каждым членом индивидуального задания команде выставляется сумма баллов. В этом случае стимулируется оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала.

«Пила». Учащиеся организуются в группы по 4–6 чел. для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая встреча экспертов.

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всей темы – это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях – никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свои задачи, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Учимся вместе. Класс разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3–5 чел. Каждая группа получает одно задание – часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение материала.

Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совместной деятельности. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика.

Основные идеи, присущие всем трем описанным вариантам организации работы малых групп, – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Творческой группой педагогов были предложены основные действия учителя, который решил попробовать свои силы в организации обучения в сотрудничестве.

1. Ему необходимо продумать размещение рабочих мест детей, чтобы они могли видеть лица друг друга.
2. При подготовке к занятию выделить одно-два задания, требующих после обычного объяснения определенных действий в группах по усвоению нового материала.
3. Разбить класс на группы по 2-3 чел. и предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого при выполнении задания.
4. При работе в группах над новым материалом необходимо сформулировать по два-три вопроса каждому ученику группы. Когда отвечает первый ученик, одному из двух оставшихся необходимо найти подтверждение или опровержение его ответам, а третий ученик фиксирует, например, эти ответы или придумывает примеры, подтверждающие высказанную мысль. Далее по кругу ученики меняются ролями.
5. Давать ученикам возможность обсудить материал в парах, прежде чем даются индивидуальные задания.
Предоставлять возможность потренироваться в парах или тройках раньше, чем проводится контрольная работа или тест.
6. Ученики должны иметь возможность (прежде чем отдавать свои тетради с контрольной (самостоятельной) работой учителю) проверить работы друг друга в группе и обязательно добиться правильного осознанного выполнения задания каждым учеником.
7. Четко сообщать цель в начале урока и перед работой в группах.
8. На протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если это потребуется.

После изучения теоретического уровня технологии личностно ориентированного урока были проведены семинары, педсоветы, заседания МО, индивидуальные консультации, самообразовательная работа.

Следующая задача методической службы – помочь учителю во внедрении полученных знаний в практику. С этой целью проводились открытые уроки педагогами, которые достаточно владеют теорией и практикой вопроса. Эти педагоги – главные помощники в организации методической, экспертной и инновационной работы. Для них характерны такие формы работ: открытые уроки, методический совет, школьные МО,  участие в конкурсах и смотрах, творческие отчеты и т. д.

Сегодня вы со многими из них встретитесь. На  семинаре 75 % педагогов школы дают открытые уроки.

Что дает такая система работы с кадрами?! Это успешное прохождение аттестации, ежегодное участие в конкурсе «Учитель года», проведение  семинаров, увеличение числа учащихся  –  призеров конкурсов и соревнований, высокий процент поступления выпускников школы в вузы.

Но мы всегда должны помнить слова Василия Александровича Сухомлинского  «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

Ни для кого не секрет, что эффективность учебного процесса в начальном звене обучения – залог дальнейших успехов учащихся. Поэтому именно здесь необходимо быть особенно внимательным к каждому ребенку, создавая ему адаптивную среду и выявляя его способности. На начальной ступени обучения внешняя дифференциация представлена: классами  обучение, в которых уроки ведутся по развивающим программам, с использованием альтернативных учебников Вахрушева «Окружающий мир» в 1-2 классах;  предметными кружками «ЗОЖ», «Берендеи» и кружками эстетического цикла «Литературный кружок», «Танцевальный».

Рассматривая школу как звено в единой системе непрерывного обучения, мы выявили те узловые проблемы, на решение которых должна быть направлена наша деятельность: дать учащимся полное среднее образование, подготовить к поступлению в вуз, помочь в профессиональной ориентации, способствовать формированию у них творческого и научного мышления. На протяжении  4 лет в нашей школе действует педагогический класс, куратором, которого является  учитель-методист – Терентьева Е.И. В процессе обучения учащиеся получают основы профессиональной подготовки по специальностям:  учитель начальных классов и воспитатель ГПД.

А также изучают следующие спец.курсы: введение в педагогику,  основы психологии, психолого-педагогический практикум и методика преподавания в начальных классах.

Поэтому в лице наших старшеклассников школа получает большую профессиональную помощь. Они являются лучшими помощниками всему педагогическому коллективу. Такая совместная деятельность  дает возможность работать над изучением актуальных проблем образования и воспитания.

Реализовывают свои возможности учащиеся  педагогического класса в проведении педагогических мастерских, таких как: «Учитель. Личностные и профессиональные качества учителя», «Ученик. Проблемы ученичества», «Экология любви», «Национальный проект Образование и проблемы сельской школы», «Нынешнему поколению молодежи не грозит духовная жажда?»,  «Гонку в космос выиграл русский учитель», …

Ребятами педагогического класса выпускается альманах «Россия молодая», в котором они освещают интересующие их вопросы и события школы. Сегодня вам предстоит поучаствовать в работе педагогической мастерской «Молодежь в современном обществе».

Большое значение в выявлении и развитии творческих способностей учащихся играют проводимые в школе предметные декады, конкурсы, выставки, библиотечные уроки. Особое же место в системе работы школы по привитию интереса к учебным предметам, выявлению способных учащихся занимают олимпиады, участвовать в которых почетно, престижно, ответственно. Здесь царит здоровый дух соперничества. Ребята учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.

Систематическое накопление материала об индивидуальных особенностях детей констатирует, что без дифференцированного подхода нельзя строить воспитательную работу. Мы стремимся поддержать и развить неповторимость, особенность каждого ребенка, то, что выделяет его из всех других.

Нельзя не учитывать творческий потенциал учащихся.

Комплексная программа воспитательной работы школы представляет собой систему целевых проектов: «Патриот», «Традиция», «Здоровье», «Нравственность», «Экология». Выбор этих направлений обусловлен основными требованиями к воспитанию учащихся: «Патриот» способствует формированию чувства сопричастности к истории; «Традиция» воспитывает школьников в духе лучших традиций русской культуры; «Здоровье» способствует сохранению и укреплению здоровья детей; «Экология» способствует формированию чувства ответственности перед глобальными проблемами природы.

Такое направление работы нашей школы, как «Возрождение нравов, традиций и культуры русского народа» помогает на основе знаний истории, традиций, прикладного искусства, игр сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.

Школьные кружки – это дифференциация по увлечениям, уровневая, гибкая (элективная). Здесь наблюдаем тенденцию перерастания в комплексные объединения, которые характеризует долговременность, разновозрастность.

В рамках проектов школы строится система разноплановых мероприятий в целях дифференциации учащихся по интересам, склонностям, жизнеустремлениям.

Мы строим воспитательную работу, стремясь вовлечь детей в различные виды эстетической, спортивной деятельности. Это не только обогащает и развивает личность ребенка, но и формирует у него потребность и стремление к красоте, творчеству. А это стремление останется в нем на всю жизнь.

Взрослея, мы порой утрачиваем способность, творчески подходить к решению проблем, жизненных ситуаций. А как иногда важно найти неординарное, оригинальное решение.

Я хочу вам напомнить слова  Ш.А. Амонашвили:

«…Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».