Языковое образование в якутской начальной школе

Разделы: Начальная школа


«Образование России переживает период перехода в новое качество», – такую характеристику ситуации в образовательном пространстве нашей страны дают все аналитики. В последние годы в педагогическом сообщество идет процесс согласования по вопросу о том, что следует понимать под новым качеством образования. Сегодня широкое распространение получила точка зрения, что качество образования – это степень соответствия его результатов социальному заказу, отраженному в Законе РФ «Об образовании» (2004 г.)

Исходя из социального заказа, творческой группой   разработаны учебники «Саха тыла», «Саха саната» для начальных классов национальной  школы. Руководитель творческой группы – старший сотрудник  Института национальных школ Захарова Лариса Васильевна, соавторами являются учителя начальных классов с большим педагогическим опытом: Потапова Светлана Ефремовна, Баснаева Светлана Афанасьевна, Тимофеева Валентина Афанасьевна из Чурапчинского улуса, и из Усть-Алданского улуса я - Олесова Наталья Семеновна.

В 1999 году творческой группой была запланирована разработка программы «Саха тыла» для якутской начальной школы, обновленной традиционной системы и на основе ее вытекала задача составления учебников родного языка и риторики первого класса. Начиная с этого года велась кропотливая работа по изучению, составлению  новых учебников. Экспериментальная работа проводилась с 2001 по 2005 гг. Восемь новых учебников «Саха тыла», «Саха саната» для учащихся с 1 по 4 класс были изданы один за другим, начиная с 2006 по 2007 гг. Новые учебники были изданы при содействии Министерства образования РС(Я) компанией ООО РИЦ «Офсет».

Созданный нами рабочий материал экспериментального учебника родного языка первого класса рассчитан на 2 часа в неделю. Прохождение учебного материала планируется после изучения букваря, т.е. с января месяца.

Содержание учебника включает следующие темы:

Звук – 1 час, Гласные звуки и буквы –  (4 часа). Согласные звуки и буквы (8 часов). Слог. Перенос слов – (4 часа). Заимствованные звуки (2 часа). Заимствованные гласные буквы – (2 часа). Заимствованные согласные звуки (2 часа). Ударный О (1 час). Алфавит (1 час). Слово. Название предмета. Признак предмета. Действие предмета (5 часов). Предложение (1 час). Обобщающие упражнения (4 часа). (Приложение 1)

Из расчета, что на второе полугодие остается 18 учебных недель нами составлен рабочий материал 32 урока, оставшиеся 4 часа являются резервными. Отличие экспериментального проекта учебника, на наш взгляд, состоит в следующем: учебник ориентирован на детей с подготовкой развития речи по программе дошкольного учреждения. В среднем на один урок рассчитано по б заданий и упражнений. Включено много заданий занимательного характера. Составлено 43 упражнения устного и 86 упражнений письменного характера. Учитывая, что в связи с нехваткой времени не хватает часов по чистописанию, задуман материал по правильному, четкому, красивому письму, каллиграфическому стилю, которое является очень серьезной проблемой начальной школы.

В конце каждого раздела даны задания к тестированию знаний и умений учащихся. Теперь такая форма проверки знаний должна проводиться, начиная с первого класса. Эксперимент показал, что тесты составлены технологично правильно.

Учителя, которые провели два этапа апробации и рецензенты отмечают, что содержание отвечает идее обновленного традиционного обучения в общеобразовательных школах, также дидактически и теоретически раскрыто в основном правильно. Конечно, было сделано ряд замечаний, которые были учтены при дальнейшей доработке рукописи учебника.
Так как содержание учебного материала учебников носит экспериментальный характер, материал, рассчитанный на урок, четко разграничен. Это даст более конкретную картину прохождения материала по содержанию, объему и доступности.

Далее, создан экспериментальный учебник по новому курсу для якутской школы — по риторике. Цель данного пособия состоит в том, чтобы создать целостный предмет по риторике, который смог бы научить учащихся умению общаться, выразить свое мнение, говорить этично и в то же время быть тактичным по отношению к собеседнику т.е. риторика для начальных классов закладывает на практическом уровне основы элементарных знаний и риторических умений. На данный момент подготовлен экспериментальный материал уроков для первого, второго классов якутской школы с расчетом на 1 час в неделю. Итак, для первого класса составлено 17 уроков на 17 учебных недель, для второго класса — материал 35 уроков, а для третьего класса, в связи с малым количеством часов, задуман рабочий материал для 18 уроков, те. 1 урок на 2 недели. Каждый урок выполняет определенную риторическую задачу. Материал каждого урока включает дыхательную гимнастику, риторические игры, риторические ситуативные задачи, развивающие словесно-импровизационные способности детей. Также много диалогов, анализ конкретных произведений и т.д. Рисунки дополняют или иллюстрируют тексты, а также служат основой для разыгрывания речевых ситуаций.

Итак, созданы, скорректированы и апробированы новые учебники с 1 по 4 класс.

Новые учебники по начальным классам якутской школы являются тем компонентом методической системы, в котором на основе единого уровня требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся будет реализовано содержание образования по родному языку и начальному литературному образованию. Методы и приемы изучения, усвоения и воспроизведения языкового материала в новых учебниках будут приведены в соответствие с социально заданными целями обучения родному языку и литературе:

а) вооружать учащихся основами знаний и умений;
б) развивать логическое мышление, память, воображение: творческую, познавательную деятельность: организованные умения, необходимые в познавательной деятельности: формировать качества личности: стремление к знанию, добросовестность;
в) формировать прочные знания и умения в области устной и письменной речи.

I. Создаваемые новые учебники по принципам соответствуют содержанию усовершенствованной программы, соблюдается ее логика; учитывается научность. системность и практическая направленность в подаче материала; соблюдается терминологическое единство, четкость языка учебника. Также они доступны для самостоятельного добывания знаний самими учащимися.

II. Информационная, воспитательная и другие функции учебников эффективно реализуются с соблюдением целесообразного соотношения основного текста т.с. правил. понятий, упражнений и примеров, также внетекстовых компонентов т.е. вопросов, заданий, иллюстраций и т. д.

Но как бы хороши ни были создаваемые программы, учебные пособия, все же решающее слово в обучении остается за учителем, как он правильно поймет основные идеи данных учебников, за его методикой преподавания.