Модульные уроки по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Урок 1.  «Сложение чисел с помощью координатной прямой»

Цель: подвести обучающихся к правилу сложения чисел с помощью координатной прямой.

0 шаг Цель:

1) Вывести правило сложения чисел при помощи
координатной прямой;
2) Научится применять это правило на практике;
3) Учиться работать самостоятельно
4) Объективно оценивать свои знания.

Внимательно прочитайте цели урока.
1 шаг Повторение темы «Изменение величин».
Было –4 5 –5 4 4  
Изменение –3       –3 –3
стало   8 8 –3   –4

 В каком случае число увеличивается, в каком случае уменьшается.
Оцени результаты работы.

Самостоятельно заполните таблицу.
Ответ на вопрос обсуждайте с учителем.
За каждый правильный ответ 0,5 балла.
2 шаг Практическая работа.
Определите координаты точки
А) В которую перейдёт точка А (5) при перемещении на –3
Б) В которую перейдёт точка  С (3) при перемещении на –8
В) В которую перейдёт точка  Д(–4) при перемещении на +3
С) В которую перейдёт точка  К (–3) при перемещении на –5
Работайте самостоятельно в тетрадях (сверить ответы устно).
За каждый правильный ответ 0,5 балла.
3 шаг
Изучение нового материала
 Цель: Сделай вывод: как складывать числа с помощью координатной прямой.
Используя результаты практической работы, выполните сложение
5+(–3)      3+(–8)  –4+3   –3+(–5)
Работайте самостоятельно в тетрадях.
правило обсудите с соседом.
Прочитайте правило в учебнике п.31 (рассмотри примеры).
4 шаг Цель: закрепить навыки сложения чисел с помощью координатной прямой.
Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел
А) –1 и 2          г) 1 и –5                 ж)–  и
Б) 3 и  –6          д) –5 и 6                 з)   –1 и –
В) –3 и 6           е) –3 и –2
 

Работайте самостоятельно.
Ответы проверь на доске. За каждый правильный ответ 0,5 балла.

5 шаг
  1слагаемое 2 слагаемое сумма Сравнение суммы с первым слагаемым
1) 7 2    
2) –7 2    
3) –7 –2    
4) –7 7    
5) –7 0    

Сделайте вывод по результатам таблицы:
Закончите предложения:
– От прибавления положительного числа сумма …
– От прибавления отрицательного числа сумма …
– От прибавления нуля любое число …
– Сумма противоположных чисел равна …
Пункт 31 стр 181. Прочитайте правило

Заполните таблицу:

За каждый правильный ответ 1 балл.

 

 

 

Самостоятельно запишите в тетради.
Результаты обсуди с учителем.

6 шаг Цель: проверить навыки сложения чисел с помощью координатной прямой.

1) Сложите числа с помощью координатной прямой (0,5 балла): 

А) 6 + (–4)         Г) –6 + (–5)
Б) 8 + (–10)       Д) 7 + (–7)
В)  –5 + 6          Е) 0 + (–6)

2) Выполните сложение чисел (0,5 балла)

6 и 0         0 и –7         –4 и 4         26 и –26

3) Найдите значение выражения (1 балл)

(–8,3 + 8,3) + (–6,5)               0 + (7,98 + 7,98)

4) Сложите числа с помощью координатной прямой (2 балла)

         А) –3 + 2         б) 6 + (–4)          в)  –6 + 5   г)   –3 + (–2)

Оцени себя: 27 – 29 – «5»;  20 – 26 – «4»; 15 – 19 – «3»
Меньше 15 – «2»

 

Самостоятельно работай в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

7 шаг Повторить правило сложения чисел с помощью координатной прямой Работай с классом.

 Урок 2. «Сложение отрицательных чисел»

Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УЭ-0 Цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
1) Сформулировать правило сложения отрицательных чисел;
2) Научиться работать самостоятельно, объективно оценивать свои знания.
Внимательно прочитать цель урока, в тетрадях записать число и тему урока
УЭ-1  С помощью координатной прямой решить примеры:
–7 + (–5);                       –1 + (–3);
–4 + (–5);                       –2 + (–7).
Что вы заметили? Сделайте вывод.
Работай самостоятельно в тетради
Обсудите вывод с соседом по парте
УЭ-2 В учебнике прочитайте правило на стр. 173-174 Работа с учебником
УЭ-3 Цель: формирование умений и навыков сложения отрицательных чисел.

Задание 1. Заполните таблицу:

х

–10 –32 –47 –3 –8 –62 –17 –54

у

–95 –7 –5 –127 –18 –34 –11 –31
х + у                

Задание 2. Решить по учебнику № 1092, стр.174

I столбик – 1 ряд
II столбик – 2 ряд
III столбик – 3 ряд

 

Работа самостоятельно в тетрадях, проговаривая, правило

УЭ-4

Выходной контроль

Цель: проверить усвоение знаний.

Задание 1. В левом столбце подсчитать результат, в правом столбце пронумеровать в соответствии с примером ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1.–18,5+(–23,8)                                –15,621
2.–16,4+(–0,081)                              –205,53
3.–1,03+(–204,5)                              –52,3
4.–158,23+(–53,8)                            –42,3
5.–8.25+(–7,371)                              –212,03
6.–26,33+(–25,97)                            –16,481

Подсчитайте свои баллы.

Оценка «5» – за 6 баллов.
Оценка «4» – за 4-5 баллов.
Оценка «3» – за 3 баллов.

Если баллов меньше 3 , не огорчайтесь, постарайтесь на следующем уроке набрать баллов больше.

Работа самостоятельно в тетрадях

Подсчитайте количество баллов, которое вы набрали.
После выполнения задания поставьте себе оценку

УЭ-5

Цель: подведение итогов урока, домашнее задание.

Рефлексия:

Я умею…
Я знаю…
Мне нравится…
На уроке я чувствую себя….
С домашней работой я …

Домашнее задание: п.32  № 1040, 1067, № 1044(а)

– Спасибо за работу!

 

Сделать самоанализ своей деятельности

 

 

 

 

Урок 3. «Сложение чисел с разными знаками»

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
1) Сформулировать правило сложения чисел с разными знаками;
2) быть наблюдательным;
3) Научиться работать самостоятельно
4) Объективно оценивать свои знания.
Внимательно прочитать цель урока

УЭ-1

Изучение нового материала

Задание 1. Разделите следующие примеры на две группы: 

–4 + 5;         7 + (–8);    –6 + 3;       4 + (–2);
–6 + 10;       –10 + 6;     5 + (–8);    8 + (–5)

По какому признаку вы разделили примеры?
Как можно назвать все эти выражения? (Сумма чисел с разными знаками)

Задание 2.

Заполните таблицу. Сумму чисел найдите с помощью координатной прямой.

A b |a| |b| |a| ? |b| |a| – |b| или|b| – |a| a + b
4 5          
4 –2          
–6 10          
8 –5          
7 –8          
–6 3          
5 –8          

Почему в итоговом столбце таблицы такие результаты? Поделитесь своими наблюдениями друг с другом.

 

Работай самостоятельно в тетради

 

 

 

 

 

 

 

Обсудите с соседом по парте

УЭ-2 Цель: формирование умений и навыков.
В учебнике прочитайте правило на стр. 190
Обратите внимание:
Сначала определяют знак суммы, а затем находят разность модулей
Устно:
1)Чему равна сумма чисел 6 и –10?
2) Чему равна сумма чисел –6 и 10?
3) Чему равна сумма чисел –4 и 12?
4) Чему равна сумма чисел 3,5 и –17,5?
 

Работа с учебником

 

Работа с учителем

УЭ-3 Цель: закрепление новых навыков
Задание 1
№1050 (а, б, в, г, д, е, ж)
Проверка ответов (ответы записаны на доске). За каждый пример 1 балл.
а б в г д е ж
20 –20 13 –40 1,5 1,2 0,61
Работа самостоятельно в тетрадях

Работа самостоятельно в тетрадях

УЭ-4 Выходной контроль.
Цель: проверить усвоение знаний
Задание 1
К числу –42 прибавь числа:
76; 18; 29; –31; –53;  7; 12; 44.
За каждый правильный ответ 1 балл
Подсчитайте свои баллы.
Оценка «5» – за 15 баллов
Оценка «4» – за 13-14 баллов
Оценка «3» – за 10-12 баллов
Если баллов меньше 10 , не огорчайтесь, постарайтесь на следующем уроке набрать баллов больше.
Работа самостоятельно в тетрадях

Подсчитайте количество баллов, которое вы набрали.
После выполнения задания поставьте себе оценку

УЭ-5 Цель: подведение итогов урока, домашнее задание.
Рефлексия:
1. Прочитайте еще раз цели урока.
2. Достигли ли вы заданных целей?
3. Что мешало достижению целей?

Домашнее задание: п.33 №1065(а-г), 1067, №1063(1)

 

 Урок 4. «Вычитание»

Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0

Цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны:
1) Познакомиться с правилом вычитания;
2) Научиться применять его;
3)Уметь в сумме  вида х – у + а называть 
каждое слагаемое;
4) Учиться работать самостоятельно
5) Объективно оценивать свои знания.
Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Подготовка к работе

1. Напишите числа, противоположные данным (6 баллов):
– 3; – 4,5;  9;  0;  1/5;  – 2/3.
2. Решите уравнение (2 балла):
– х = 3,5;   – у = – 0,5
3. Выполните сложение (4 балла):
а)– 543 + 458;
б) 257 + (– 314);
в) 0,54 + (– 0,83);
г) – 6 + 4,26.
Обсудите результаты работы.
Оцените свою работу.

 

Работайте самостоятельно в тетради

 

 

 

Работайте с классом

УЭ-2

Изучение нового материала

Цель: сформулировать правило вычитания

Задание: выполните действие

11 –  3 =                                    11 + (–  3) =
43 – 27 =                                   43 + (–  27) =
– 258 –135 =                             –258 + (–135) =
–3,5 – 6,8                                  – 3,5 + (– 6,8)

Сравните результаты обоих столбиков. Поделитесь своими наблюдениями друг с другом.

 

Работайте самостоятельно в тетрадях

 

 

 

Обсудите с соседом по парте

УЭ-3

Работа с учебником Прочитайте правило вычитания и свойства разности двух чисел на
стр. 195

УЭ-4

Закрепление изученного материала.

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.

1. №1075 (а, в, д, з, н, о, п)

Проверка решения, записанного на обороте доски.

2. №1078 (устно)

3. № 1076 (а, в, д)

 

Работайте самостоятельно в тетрадях (за каждый пример 1 балл).
Работайте с учителем (за правильный ответ 1 балл)
Работайте самостоятельно в тетрадях (за каждое уравнение 1 балл)

УЭ-5

Выходной контроль.
Цель: проверить усвоение знаний
Задание:
Представьте в виде суммы разность № 1077
Работайте самостоятельно в тетрадях (за каждый пример 1 балл)

УЭ-6

Цель: подведение итогов урока.

1. Прочитайте цели урока.
2. Достигли ли вы цели урока?
В какой степени?
3. Оцените свою работу на уроке.
Подсчитайте количество баллов, которое вы набрали при выполнении заданий.
Поставьте себе оценку.

 

Индивидуально

 

Заполните лист контроля

Лист контроля

Этапы работы Количество баллов по заданиям Итого
УЭ № 1 № 2 № 3 № 4  
УЭ-1 6 2 4   12
УЭ-4 7 6 3   16
УЭ-5 6       6/ 34 б

Критерии оценки. Если вы набрали:

– 30-34 балла, то оценка за урок «5»;
– 24-29 балла, то оценка за урок «4»;
– 15-23 баллов, то оценка за урок «3»;
– менее 15 баллов, то оценка за урок «2» (её можно в дальнейшем исправить).

Домашнее задание: п. 34 № 1075 (б, е, м, р, т),  №1079,  № 1080 (д, е).