"Смотрясь, как в зеркало в другого" (семья в жизни человека)

Разделы: Классное руководство


Цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.

Задачи:

  1. На основе моделирования внутрисемейных отношений, ранжирования семейных ценностей, анализа ситуаций формировать у учащихся уважительное отношение к понятию “семья”.
  2. Вооружить учащихся практическими советами по моделированию отношений в будущей семье.

Оборудование: доска, листочки с заданиями, микрофон.

ХОД УРОКА

Психологический настрой:

Учитель. Перед вами 2 объекта (улыбающаяся и грустная мордочка на доске). С какими из них вы себя ассоциируете? Почему? Надеюсь, наш совместный классный час поможет раскрыть каждому самое лучшее.

I. Актуализация темы.

Учитель. Сегодняшний разговор мне хотелось бы начать со статистики.

В течении 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая пятая семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 10 и 20 лет совместной жизни. Но самое неутешительное то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье.

На 2001 год на 1000 жителей есть 4 развода и всего 6 браков, в то время как в 1960 году на 1000 жителей приходилось 12 браков и лишь 1,5 -2 развода.

Учитель. Какое впечатление произвели на вас эти данные? (Ответы)

Применимы ли результаты данного исследования к России?

А в продолжение темы давайте проведем небольшой соцопрос.

Социальный опрос присутствующих.

Что значит семья в вашей жизни?

Представляете ли свою жизнь без семьи? Почему?

Учитель: Я разделяю ваше мнение, также как и А.С.Макаренко: “Семья очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни общества, является прежде свего большим делом, имеющим государственное значение” (А. C. Макаренко)

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего классного часа.

Учитель. Итак тема “Смотрясь, как в зеркало в другого”. (Семья в жизни человека)

Учитель. Исходя из темы, определите цель нашего классного часа.

Учитель. На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня? (Ответы учащихся)

Учитель. Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. Взгляд на отношения в семье менялся, и один из постулатов Домостроя “Да убоится жена мужа своего” сегодня выглядит нелепо. Какая она, семья XXI века? Что она представляет собой сегодня? Я предлагаю вам выстроить модели идеального мужа и жены. Вам предлагается из перечня качеств выбрать те, которые отвечают вашему идеалу. Мы делимся на 2 группы по 4 человека, одни выстраивают модель мужа, другие жены. (2 мин.)

  1. В течении всей жизни нужна мужу и детям.
  2. Делит с мужем все радости и горести.
  3. Умеет проявлять терпение и терпимость, учит этому членов своей семьи.
  4. Профессионально состоятелен (льна).
  5. Искренне радуется достижениям мужа.
  6. Много общается с собственными детьми, учит жить их в мире людей.
  7. Не находится “под каблуком” у жены.
  8. Стремится достичь хороших результатов в профессиональной деятельности, чтобы муж и дети ею гордились.
  9. Любит свою жену.
  10. Уважает своего мужа.
  11. Поддерживает авторитет матери в семье.
  12. Воспитывает на собственном примере умение любить и быть любимым.
  13. Материально не зависит от собственного мужа.
  14. Формирует традиции своей семьи.
  15. Находит время для общения с подругами.
  16. Считает свою семью подарком судьбы.
  17. Всегда знает обо всем происходящем в своей семье.

Учитель. Пока ребята выстраивают модели на доске, мы с вами проранжируем семейные ценности. Какие из перечисленных вы бы поставили на первое место и почему? (Учащиеся работают самостоятельно 20 сек, затем идет обсуждение)

Любовь  
Отсутствие лжи в отношениях  
Взаимопонимание  
Уважение  
Общие интересы  
Регулярная половая жизнь  
Дети  
Материальное благосостояние  
Родственники  
Взаимодоверие  
Умение пойти на компромис  

Учитель. Но зачастую в повседневной жизни мы забываем о этих важных вещах. Давайте проанализируем ситуации, в которых необходимые условия для существования семьи нарушаются. (Ситуации могут быть любые, ребята должны их обыграть)

Ситуация 1: “Отсутствие общих интересов”.

Ситуация 2: “Тайные планы и одиночные решения”.

Показ ситуаций.

Учитель. В чем проблема семьи? Как помочь друг другу?

Учитель. Приведите примеры подобных ситуаций из жизни.

Учитель. А какой вы представляете свою будущую семью? (Сочинения учащихся)

Рефлексия: Что дает человеку семья?

И в завершение предлагаю вам составить коллективный сенксейн.

1. Существительное.

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола.

4. Я-высказывание.

5. Синоним.

Какие мысли вы вынесете с нашего классного часа?

Учитель. Какой будет ваша семья, какой дорогой вы пойдете, решать вам и только вам., но помните, что “лишь сильная любовь может загладить те мелкие недоразумения, которые возникают при совместной жизни” (Т. Драйзер).