Экологическое воспитание младших школьников через интегрированные уроки

Разделы: Начальная школа


Еще со времен К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого главным в каждом уроке является соединение целей обучения и воспитания. В современных учебных стандартах обращается внимание на приоритетное значение воспитания на основе формирования учебной деятельности. В погоне за новыми учебными предметами, за модными технологиями мы подчас забываем, что без формирования духовности, толерантности, совести в человеке любой процесс вскоре вообще может остановиться. Все это воспитывается систематической работой. Урок, система уроков в этом смысле стоит на первом месте, поскольку именно здесь происходит ежедневное живое общение учителя с детьми, когда “личность воздействует на личность”. Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

Воспитывающее обучение: это обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока охватывает одновременно ряд отношений. Учитель из урока в урок ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, для его формирования необходимо постоянное внимание учителя к воспитательным задачам.

На уроке формируются:

  • нравственные качества, отражающие отношение человека к окружающим, которые проявляются через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность;
  • отношение к самому себе, которые проявляются в таких качествах как гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, аккуратность, добросовестность;
  • отношение ученика к труду;
  • отношение ученика к обществу и коллективу, которое проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам;
  • учитель закладывает и развивает основы для формирования нравственных отношений, которые углубляются в общении ребенка с окружающим миром.

По словам В.А.Сухомлинского, воспитание – это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребенка, облегчающее формирование нравственной позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром.

Успех в воспитании ответственного отношения к окружающему миру во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры. Экологическое образование и воспитание должно решить следующие задачи:

  • учить понимать взаимосвязи в природе; понимать, что природа – это непреходящая ценность, среда обитания и дом человека;
  • развивать потребность общаться с природой, наслаждаться ее красотой и величием;
  • овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой.

Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках и на внеклассных мероприятиях. В процессе обучения формирование отношения к природе должно выступать как одно из сторон нравственного, патриотического, эстетического воспитания.

Воспитание направлено на формирование экологически целесообразных потребностей общения с окружающей средой, сбережения ее от загрязнения и разрушения. Воспитание – это формирование привычки соблюдать экологические предписания и запреты, желания и намерения решать экологические проблемы в своей местности, в своей стране, в мире. Нужно воспитывать в ребенке не только созерцательное отношение к природе, но и, что особенно важно, созидательное. Только зародив в душе учеников уважение и любовь к природе, ее жизни, можно быть уверенным, что там уже не будет места варварству. Жизнь человека напрямую зависит от жизни природы, поэтому, охраняя ее, человек, прежде всего, охраняет свою жизнь. Человек – неотъемлемая часть природы.

Эта мысль должна прослеживаться во всех учебных предметах.

Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников. Продумав функции отдельных предметов в экологическом образовании и воспитании учащихся, осуществляю целенаправленное руководство учебным процессом с помощью интегрированных уроков.

Прогрессивные педагоги разных эпох – Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и другие – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы “в голове ученика”, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

Знания о природе, получаемые учащимися в начальной школе, становятся естественнонаучным фундаментом

диалектико-материалистического мировоззрения. Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины позволяет детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их взаимосвязи, человек как часть природы, формы развития материи, тела и их движение и т.д.

Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

  • способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
  • позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребенка на освоение знаний;
  • учебный материал отбирается и располагается таким образом, что позволяет строить его изучение синхронно;
  • не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
  • интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Интегрирование на межпредметной основе в дидактической системе предполагает адекватность действий учителя и действий учащихся. В моей практике проведение интегрированных уроков, способствующих экологическому образованию и воспитанию младших школьников, занимает одно из ведущих мест. Считаю, что работа по интегрированию должна носить системный характер. В процессе моей работы сложилась следующая система работы по интегрированию:

  1. На целевом этапе ставится общепредметная цель. Учащиеся под моим руководством должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор необходимых знаний из различных предметов; направляю внимание не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений переноса и синтеза.
  2. На мотивационном этапе стимулирую учащихся к получению мировоззренческих знаний, к их обобщению.
  3. На этапе введения нового материала привлекаю опорные знания из других предметов на уровне общих понятий, комплексных проблем. Учащиеся усваивают эти общепредметные понятия, проблемы на уровне обобщенных знаний.
  4. На этапе выбора средств предлагаю наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, практические задания, способствующие обобщению.
  5. Следующий этап – результативный. Применяю педагогические умения осуществлять интеграцию в целях образования, развития, воспитания, формируя способность учащихся применять обобщенные знания.
  6. На этапе контроля осуществляю взаимооценку, взаимоконтроль знаний учащихся по сочетаемым предметам, оцениваю качество усвоения.

Сочетание предметов для интеграции.

Опираясь на программу начальной школы, можно сгруппировать изучаемые предметы, которые вносят определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников:

  • чтение – природоведение;
  • природоведение – внеклассное чтение;
  • природоведение – трудовое обучение;
  • природоведение – ИЗО – музыка;
  • математика – природоведение;
  • русский язык – природоведение;
  • природоведение –ИЗО – трудовое обучение;
  • письмо – мир вокруг нас;
  • мир вокруг нас – математика;
  • мир вокруг нас – русский язык;
  • мир вокруг нас – чтение;
  • мир вокруг нас – внеклассное чтение – ИЗО;
  • мир вокруг нас – трудовое обучение;
  • мир вокруг нас –ИЗО – трудовое обучение.

Тематическое планирование интегрированных уроков в 1–4-х классах

Название темы

Класс

Воспитательные цели

Опорный материал для интеграции

Что растёт в лесу?

Кто живёт в лесу?

1

Воспитывать любовь, гуманное отношение к живому; нормы поведения в природе. Математика: Ломаная. (Приложение № 1)
Дикие и домашние животные.

1

Воспитывать любовь, бережное, ответственное отношение к животным. Русский язык: Написание с большой буквы кличек животных.
Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода?

1

Воспитывать бережное отношение к природе водоёмов, учить рациональному использованию воды. Русский язык: Заглавная буква в словах.
Неживая и живая природа.

2

Воспитывать любовь к поэзии, бережное, чуткое отношение к природе; эстетическое и нравственное воспитание учащихся. Чтение: С.А. Есенин “Черёмуха”
Какие бывают животные?

2

Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, нормы поведения в природной среде, трудолюбие и аккуратность. Трудовое обучение: выполнение орнаментальной полосы “Мои любимые животные”
Какие бывают растения?

2

Воспитывать бережное отношение к растениям, нормы поведения в природной среде, развивать потребность в общении с природой. Русский язык: Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие?

Трудовое обучение:

Рисование с натуры цветов.

Комнатные растения.

2

Воспитывать интерес к комнатным растениям, ответственное, бережное отношение к окружающей среде. Трудовое обучение: Знакомство с комнатными растениями, выращивание и уход за ними.
Про кошек и собак.

2

Воспитывать любовь к животным, ответственность и бережное отношение к ним. Русский язык: Написание с большой буквы кличек животных.
Животные леса

2

Воспитывать гуманное отношение к животным, навыки правильного поведения в природной среде, формировать готовность к активным действиям по их охране. Русский язык: Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах.
Охрана природы

3

Воспитывать ответственное отношение к природе, формировать готовность к активным действиям по её охране, развивать творческую активность и умение выражать своё отношение к природе творческими средствами. ИЗО: Рисование с натуры цветка.

Внеклассное чтение: Стихи о природе. (Стихи учащихся 3 класса.)

Приложение № 2

Превращение и круговорот воды. Берегите воду!

3

Воспитывать бережное, рациональное отношение с природными ресурсами, любовь к природе через художественное слово. Чтение: Л.Н. Толстой “Какая бывает роса на траве”, “Куда девается вода из моря?”
Размножение и развитие растений.

3

Воспитывать бережное отношение к растениям, выработать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. Трудовое обучение: Правила сбора семян.

ИЗО: Рисование цветка.

Экологическая безопасность.

3

Воспитывать экологическую культуру учащихся, формировать умения рационального природопользования и восстановления природных богатств. Математика: Внетабличное умножение и деление. Решение задач. (Приложение № 3)
Природные зоны нашей страны.

4

Воспитывать ответственное отношение к природному окружению; готовность к активным действиям по её охране, бережное, рациональное отношение с объектами природы. Математика: Решение задач. (Приложение № 4)
Лес и человек.

4

Воспитывать экологическую грамотность, любовь к природе, чувство гражданственности и патриотизма. Математика: Нумерация. Многозначные числа
Вода в природе.

4

Воспитывать ответственность, бережное отношение к природе, навыки правильного поведения в природной среде, активную жизненную позицию. Русский язык: склонение имён существительных
Неживое и живое в природе, природные сообщества.

4

Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, формировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе, развивать потребность в общении с природой Русский язык: Имя существительное. Обобщение.
Растения и животные леса, луга, водоёма.

4

Воспитывать ответственность, бережное отношение к природе леса, луга, водоёма; формировать навыки поведения в природной среде на основе знаний о взаимосвязях в природе и оценке возможных последствий поступков человека. Математика: Решение задач на движение.
Признаки неживого и живого в природе.

4

Воспитывать чуткое, бережное отношение к природе, ответственность за состояние окружающей среды. Русский язык: Склонение имён прилагательных. (Приложение № 5)

Цель интегрированных уроков с применением знаний природоведческого содержания – обучение учащихся умениям самостоятельно использовать знания разных дисциплин при решении новых вопросов и задач, а также для формирования природоведческих представлений и понятий, правильного отношения к окружающей природной среде.

Внеклассная работа по экологическому воспитанию

Наряду с урочной системой немаловажную роль в формировании экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире играет внеклассная работа. На развития экологической культуры у младших школьников существенное влияние оказывают различные интеллектуальные, познавательно-игровые мероприятия. Мной были разработаны и проведены: “Интеллектуальный лабиринт” (приложение № 6), игры “Эрудит” (приложение № 7), “Умники и умницы” (приложение № 8), “Счастливый случай” (приложение № 9).

Таким образом, благодаря продуманной, систематической урочной и внеклассной работе в начальной школе можно заложить основы формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим.