Урок по окружающему миру "Леса умеренного пояса" (по программе "Школа–2100")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • показать специфику лесной зоны, особенности сезонного климата;
  • показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса;
  • показать отличия хвойных и лиственных лесов.

Развивающие:

  • расширить представления о растительном и животном мире зоны лесов;
  • развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • умение работать в группе.

Оборудование: магнитофон, компьютер с мультимедиа, фонограмма “Голоса птиц”, атлас “Животный мир леса”.

Информационное сообщение урока: презентации учителя.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

“Мозговой штурм”

  • Сколько тепловых поясов различают между полюсом и экватором?
  • Европа – это материк?
  • Какая часть света включает в себя 2 материка?
  • Правда ли, что пингвины живут в Арктике?
  • Что такое “экосистема”?

II. Проверка домашнего задания.

  • Разбить живые организмы на группы по выполняемым ролям в “сообществе”
  • Составить цепи питания, характерные для тундры.
  • Заполнить таблицу.
 

ТУНДРА

1. Местоположение  
2. Климат  
3. Почва. Осадки  
4. Растительный мир  
5. Животный мир  

Графический диктант

  • Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
  • Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.
  • Зона тундры расположена севернее арктических пустынь.
  • В тундре зимой только полярная ночь, а летом только полярный день.
  • В тундре обитают тюлени, моржи, киты.
  • Растения тундры высокие с мощными корнями и широкими листьями.
  • Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.
  • Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

Ответ:  _ _ ООООО _ _ ( _ да, О –нет)

III. Новый материал.

Давайте, закроем глаза и перенесемся в более теплую природную зону (звучит фонограмма с записью пения птиц). Где мы оказались? (В лесу). Вы правы, мы в зоне лесов. Что может рассказать нам о зоне лесов карта? Давайте посмотрим. (Учебник № 4, с. 16–17)

1. Работа с картой.

Найдите зону лесов. Как она расположена относительно тундры? Что еще можно сказать? (Обозначена зеленым цветом, состоит из нескольких частей: тайга, смешанные и широколиственные леса)

- Если сравнить площадь, занятую лесами с площадью других зон, что можно сказать? Какая часть самая большая? (Тайга)

- В каком тепловом поясе расположена зона лесов? (Меренный пояс)

2. Целепологание.

Какова тема нашего урока?

Какие вопросы вы хотели бы найти ответы?

- Чем отличаются леса умеренного пояса от тундры?

По ходу урока мы будем заполнять таблицу.

 

ТУНДРА

Леса умеренного пояса
1. Местоположение    
2. Климат    
3. Почва. Осадки    
4. Растительный мир    
5. Животный мир    

- На какой вопрос мы уже ответили? (Местоположение – южнее тундры)

- Можем ли мы что – либо сказать о климате этой зоны? Какова главная особенность этого пояса? (Хорошо различаются времена года. Лето не слишком жаркое, а зима не слишком холодная, но всегда холоднее, чем лето)

IV. Домашнее задание.

Все что мы повторили поможет вам выполнить домашнее задание.

Задание 1, с. 49; задание 5, с.52 Подготовить сообщение о любом жителе леса.

V. Работа с учебником.

Вы заметили, что зона лесов состоит из нескольких частей: хвойные леса (тайга), смешанные и широколиственные леса.

- Определите, на какой иллюстрации хвойные леса, а на какой – лиственные?

- Почему хвойные? Лиственные? Какие леса называем смешанными?

- Ребята, как вы думаете, почему хвойные леса расположены ближе к тундре, а лишь потом идут смешанные и широколиственные леса? (Предположения ребят)

- Проверить наши предположения поможет учебник. (С. 50 чтение 1 и 2 абзаца)

Слайд -презентация (приложение № 1)

- Как приспособились деревья к холодной зиме? (Хвоя не боится морозов, лиственные деревья – сбрасывают листву)

- Что добавим в таблицу? (Почва: тайга – вечная мерзлота, смешанные и лиственные – нет вечной мерзлоты. Осадки – выпадает много осадков)

- На какие вопросы осталось ответить?

VI. Самостоятельная работа.

Чтобы рассказать о растениях и животных леса, нужно поближе познакомиться с ними. Выполним з.2, 3,4 с. 50 – 52 (дочитать текст).

- Что общего у деревьев каждого ряда?

- Какую роль играют изображенные животные в жизни растений?

А знаете ли вы, что…

Кедровка – помогает выращивать лес. Она делает запасы на зиму. Некоторые кладовые с орешками она находит, а некоторые – нет. И они прорастают.

Сойка – питается желудями, помогает выращивать молодые дубки. Ведь у семян дуба больше нет способа разлетаться по свету.

- Что еще интересного вы узнали? (“Лесная корова” – лось, “лесной петух” - глухарь, “лесной кролик” - заяц)

- Можем мы назвать лес экосистемой? Докажите.

- Как человек может повлиять на жизнь экосистемы? Об этом поговорим на следующем уроке.

- Назовите “кормильцев”, “едоков”, “мусорщиков” экосистемы леса.

VII. Работа в группах.

Я предлагаю вам поработать в группах. Мы сможем узнать еще несколько секретов о лесе.

Задания для 1 группы.

  • Пользуясь атласом “Животный мир леса” узнайте, какие животные обитают в зоне лесов умеренного пояса.
  • Рассели животных по своим “домам”. Кто остался? Почему? (Пингвин, жираф, лев – они не приспособлены к условиям жизни в лесу)

Задания для 2 группы.

  • Прочитайте текст.

Если присмотреться, увидишь что растения в лесу растут неодинаково, как – бы этажами. Ученые называют их ярусами (лесными этажами). Почему? Разным растениям требуется разное количество света. Самый верхний ярус (этаж) – высокие деревья (сосны, дубы) – им требуется много света. Следующий этаж – деревья поменьше (осина, береза, липа) и кустарники. Затем травянистые растения и мелкие кустарнички. Они менее требовательны к свету. А на самом нижнем этаже – грибы, мхи и лишайники.

Наклей несколько представителей травянистых растений и мелких кустарничков. С помощью атласа узнай названия этих растений.

Задания для 3 группы.

  • Составьте 2–3 цепи питания, характерные для зоны лесов.

-Мы познакомились лишь с некоторыми жителями леса. Растительный и животный мир лесной зоны богат и разнообразен. Подготовьте сообщение о растениях или животных леса.

Я предлагаю вам еще раз заглянуть в мир леса. Слайд-презентация № 2 (презентация содержит экологическую задачу – нужны ли мухоморы лесу?) – приложение № 2.

VIII. Итог.

На какой главный вопрос мы отвечали?

- Чем зона лесов отличается от тундры?

- Назовите растения? Животных?