Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через реализацию комплексной программы "Радуга"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является формирование познавательной активности.

Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком

Хочу вам рассказать, какая предметно-развивающая среда создана в нашем саду для развития познавательного интереса детей от 3-7 лет в рамках программы “Радуга”.

Во второй младшей группе появились “сокровищницы”. В них ребёнок хранит наиболее значимое и ценное для себя. Её содержимое – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года (и в тоже время “сокровищница”- это личная собственность ребёнка, приятное ощущение тайны для него). Беседуя с ребёнком о том или ином предмете из “сокровищнице”, можно загадать описательную загадку, рассказать познавательную сказку. Содержимое “сокровищниц” богато разнообразием! Это маленькие машинки, фантики, бусы, колечки, мелкие игрушки из Киндер сюрпризов и др. Например: Я беру сокровищницу Сережи, спрашиваю разрешение посмотреть, что у него там находится. Предлагаю детям отгадать загадку о содержимом Сережиной сокровищницы. Дети отгадывают, что там находится машинка. Достаём машинки и рассматриваем их. При рассмотрении дети систематизируют знания о транспорте: машины бывают легковые и грузовые, разного размера и цвета, разной формы.

В импровизированных познавательных сказках в завуалированной форме передаётся некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта, явления. Благодаря познавательным сказкам, сказкам- пояснениям дети имеют возможность эмоционально соприкоснуться с природой.

С прогулок в детском саду и отдыха с родителями в тундре дети приносят разнообразный природный материал, который собирается в копилку “Подарки осени” (зимы, весны, лета).

Каждый предмет копилки развивает у детей приятные воспоминания о конкретном времени года, обогащает знания детей об окружающем.

Осень- это красивые листья, ягоды рябины, семена различных растений и т.д.; зима- это лёгкие снежинки, веточка от новогодней ёлки и др.; весна- ласковое солнышко, первые листья и т.п.

Собирая в “копилку” подарки природы, дети расширяют свои знания о сезонных изменениях в природе.

Свои первые знания об окружающем мире дети закрепляют через комментарии и разбор путаниц, решение рисованных проблемных ситуаций.

На прогулке расширяем представления детей о свойствах снега, лепим снеговика, выясняем, почему снеговик любит зиму, а когда приходим с прогулке в группу, то на доске висит картинка-путаница. Среди зеленых деревьев и ярких цветов стоит снеговик. Наблюдаю за реакцией детей, выслушиваю их мнения, предположения, ответы и вместе разбираемся в ошибках художниках.

Все картинки-путаницы собраны в альбом, который находится в познавательной зоне. Для активизации детей можно положить в альбом путаницу, которую ещё не разбирали.

Также использую в работе рисованные проблемные ситуации. Рассказываю историю и одновременно рисую её на мольберте. Беседуя и размышляя вместе с детьми, мы находим решение проблемы. Например: Однажды две сестрёнки Даша и Маша отправились в гости к бабушке. Они прошли уже довольно большое расстояние, как вдруг поднялся ветер и появились тучи. Промокнуть под дождём, девочкам очень не хотелось, а возвращаться домой – далеко. Как можно помочь Маши и Даши? Детьми предлагались следующие варианты: нарисовать девочкам зонтики, посадить девочек в автобус и др.

В каждой группе детского сада имеется аквариум. Аквариум – это результат совместной работы с детьми, в ходе которой расширяется кругозор ребёнка и формируется созидательное и бережное отношение к окружающей действительности. Чтобы во второй младшей группе появился аквариум, мы провели целый комплекс мероприятий. Рассмотрели иллюстрации, картинки, книги с изображение аквариумных рыбок, растений, улиток. Побеседовали на тему: “Что такое аквариум и хотим ли мы иметь его в своей группе”. Естественно, что заинтересованные малыши радостно согласились сделать у себя в группе “домик” для рыбок”. Мы сходили на экскурсию в старшую группу, где уже есть красивый, оборудованный аквариум. Дети старшей группы рассказали, что нам необходимо для аквариума: сам аквариум, песок, камешки, вода, растения, кормушки и конечно рыбки. Наши старшие друзья подарили нам камешки и растения для будущего аквариума. Потом у нас в группе появился чистый аквариум, и мы принялись за дело. Малыши с удовольствием промывали камешки, складывали их на дно, подавали растения для посадки в аквариум и т.д. А потом настал торжественный момент, когда мы заселили рыбку.

В процессе организации аквариума дети узнали много нового и интересного.

Вот и прошёл учебный год с детьми 3-4 лет. Дети стали внимательны к окружающему миру, “проблемам” и “бедам” растений и животных. Теперь они не только констатируют события и явления, а начинают проявлять себя маленькими созидателями.

На пятом году жизни у детей проявляется избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к определенным объектам или явлениям.

В течение учебного года 1 раз в месяц провожу экскурсии по территории и помещениям детского сада, обращаю внимание детей на то, что всю эту красоту, уют создали люди, знакомлю детей с профессиями сотрудников. Результатом экскурсий стало создание альбома “Наши славные дела”. Его целью является расширение круга представлений детей о разнообразной деятельности взрослых, формирование уважение к труду, участие в посильном труде. Дети учатся понимать и оценивать значение каждой профессии в своей жизни. В альбоме собраны фотографии и рисунки детей, альбом постоянно пополняется. Дети знакомят со своими славными делами гостей, родителей

Как и в II младшей группе в средней группе основной формой передачи информации являются познавательные сказки и рассказы.

Основой для познавательных сказок и рассказов является различная познавательная информация, героями сказок могут быть вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (мысли, речь, поступки и пр.). В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную ситуацию, преодолевают её; при встрече с интересным собеседником получают новую информацию (приложение 1).

Очень интересны познавательные сказки о листовичках, которые живут в группе. Для них дети построили домик, изготовили мебель. Общение листовичков с детьми не ограничивается обустройством их жизни. Листовички присылают письма с рассказами о самих детях, приносят в группу угощение, интересную книгу, присылают посылку, то есть любую вещь, которая заинтересует и обрадует детей.

В своих рассказах листовички знакомят детей с названием деревьев, жизнью насекомых, с изменениями в природе в зависимости от времени года, о свойствах живой и неживой природы.

Вместе с героями сказки дети познают и узнают много интересного. Например: приходит посылка с листьями брусники и черники и письмо от листовичка Тундровичка, который приглашает детей в гости, чтобы рассказать сказку о том, как он встретился с очень красивой ягодой и узнал о том, что она не только вкусная, но очень полезная. В другой раз листовичок приносит кадушку с соленым тестом и рассказывает сказку о нем.

Интересна работа по закреплению представлений детей о целевом назначении и функциях различных предметов.

В средней группе содержание путаниц наглядно представляется детям, поэтому я даю им путаницы в виде картинок или инсценировок с реальными предметами, например: создаю игрушечную комнату и расставляю в ней предметы, которые неправильно используются. Дети это замечают, я выслушиваю высказывания, мнения детей. Затем они сами правильно расставляют предметы.

Дети все разные и соответственно познавательные интересы у них различные. Ведь, будучи ещё во второй младшей группе, содержимое “сокровищниц” было отличным друг от друга. Теперь дети стали старше, и я не только беседую с ними по поводу содержимого их сокровищниц, но предлагаю и помогаю создавать им свои первые коллекции. Кто из нас в детстве не собирал коллекции? Красивые камешки, открытки, фантики, различные виды бумаги и ниток, ткани и пуговиц. Создавать детские коллекции нам помогают родители. У каждой коллекции своё оригинальное оформление. Также мы создаём групповые коллекции. Коллекционирование не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные предметы, ребенок учиться определять, что их объединяет, чем они отличаются. Собирая коллекции можно играть, знакомиться с окружающим миром, проводить первые исследования и ставить не сложные опыты.

Большую помощь в знакомстве детей с многообразием и свойствами предметов нам оказывает центр “Вода - песок”. Это центр находится в группах, начиная с 1 младшей по подготовительную группу. Сначала в этом центре дети получают элементарные знания о предметах, становясь старше они проводят свои первые опыты и эксперименты.

Например: Рустам подарил нам свою коллекцию камней. В процессе опыта с ними дети узнали, что камни тяжёлые, они тонут в воде; при намокании они меняют цвет.

Постепенно дети начинают понимать, что все в нашем мире подчиненно определённым взаимосвязям и закономерностям; ни что не происходит, не появляется, не возникает просто так, само по себе.

Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких важных для человека понятий, как “Знак”, “Символ”, “Знаковые системы”.

На данном возрастном этапе мы только начинаем закладывать содержание базисных понятий “знак”, “символ”, “знаковая система”, на котором в последующем возникнет и их понимание, и осмысление.

Дети знакомятся со знаками, символами, знаковой системой через познавательные рассказы. Выясняют, для чего нужны различные знаки, знакомятся с конкретными знаками; простыми (стрелка как указатель направления), универсальными (знаки дорожного движения) и другими. Знакомятся с историей о символах - символах государства: с флагом и гербом России, с гербом родного города, рассматривают символы других государств; изображения различных знаков воинских отличий; узнают историю алфавита и других необычных азбук. Помимо знакомств с символами через познавательные рассказы, дети знакомятся с ними через практическую деятельность. Находят на карте мира страны по их государственным флагам, затем рисуют их и прикрепляют на карту.

После знакомства с азбукой Морзе и Семафорной азбукой, проводим игру “Прочитай, что написано” с использованием азбук Морзе и Семафорной. Зашифровываю короткие слова, а дети с помощью азбуки (картинка) прочитывают их.

Знаки и символы дети используют в повседневной жизни на практике. В группе ведутся календари: “Календарь группы” и “Портрет месяца”. Дети с помощью знаков обозначают события и дела группы – занятия, прогулки, игры, посещение художественной галереи, музеев, цирковых представлений и т.д. В календаре “ Портрет месяца” отмечают состояние погоды, живой и неживой природы. В конце месяца провожу беседу, опираясь на “Календарь группы” дети рассказывают, что им больше всего понравилось, что нового узнали, чем этот месяц отличался от предыдущего. Также рассматриваем календарь “Портрет месяца” и опираясь на знаки в нём, дети рассказывают о состоянии погоды в этом месяце, сравнивают с прошедшим месяцем.

В подготовительной к школе группе у детей формируются целостное представление об окружающем мире, о месте и роли в нём человека. В этом возрасте интенсивно формируются познавательные процессы. На этом этапе мы учим детей навыкам работы с энциклопедиями, формируем первоначальные навыки работы с познавательной литературой.

Так как наши климатические условия не позволяют часто выходить за пределы детского сада на целевые прогулки и экскурсии, то в детском саду на 3-м этаже оборудованы функциональные помещения, помогающие решить эти задачи

Экологическая комната “Здоровейка”, где располагаются выставки минералов, семян, ракушек, грибов, лишайников; также в ней располагаются временные выставки “Большого Арктического заповедника”. Здесь мы проводим занятия, беседы, игры познавательного характера.

Имеется настоящая лаборатория “Неизведанное рядом” для экспериментов и опытов с оборудованием: лупы, микроскопы, мензурки, карта мира, глобус. Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Для изучения и систематизации знаний водного пространства создан центр “Водного царства”. Здесь дети знакомятся с различными сообществами водного мира, с особенностями условиями жизни обитателей водоёмов, расширяются знания о земноводных – внешний вид, среда обитания, взаимодействие с другими представителями живой природы.

В зимнем саду находится уголок тундры, различные виды растений и животных. Дети очень любят приходить в гости к обитателям животного уголка, в котором живут попугайчики, морские свинки, кролики, черепаха, аквариум с рыбками. Уголок живой природы значительно обогащает и расширяет знания детей о связях и отношениях, существующих в природе, даёт возможность сформировать у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными.

В нашем детском саду созданы условия для познавательного развития детей на основе методических рекомендаций программы “Радуга”. Созданная предметно-развивающая среда способствует формированию познавательной активности ребёнка дошкольника.