Урок постановки учебной задачи при изучении русского языка

Разделы: Русский язык


Проблема выбора педагогической технологии всегда остро стоит перед педагогами. Ведь от выбора технологии зависят не только результаты работы, но и степень самореализации, мастерства.

Несколько лет назад изучив “Образовательную систему Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова”, я для себя сделала выбор: “ Я за развивающее обучение!” В качестве кредо взяла слова А. Воронцова “Поиск не имеет какой-либо законченной формы – он всегда движение в неизвестное”.

В типологии уроков развивающего обучения, где учитель опирается на теорию учебной деятельности, ведущее место занимают уроки постановки учебной задачи.

Цель работы учителя не просто выдвинуть задачу, а организовать такие условия, чтобы процесс обучения приобрел характер совместной деятельности обучающего и ученика

Предлагаю алгоритм действий по выделению и принятию учениками учебной задачи:

  • ученик не может справиться с решением учебной задачи уже известными тему средствами;
  • что нужно сделать, чтобы решить задачу;
  • разработать и обосновать схему общего способа решения учебной задачи;
  • соотнести способ и результата.

Чтобы ученик принял учебную задачу, “пропустил” её через себя, он должен оказаться с ситуацией непонимания один на один. А это возможно только при индивидуальной форме организации работы на уроке.

Но урок постановки учебной задачи предполагает не только индивидуальную форму работы. Вот примерная схема урока:

Ситуация успеха — Ситуация неуспеха — Контроль способа —

Перевод частной проблемы в общую — Фиксация проблемы —

Решение учебной задачи.

Решение учебной задачи – это особый этап урока, который предполагает несколько этапов работы:

  • что должно получиться в результате решения;
  • организация учебного диалога, спора, дискуссии, если ученики предлагают разные способы;
  • оформление общего результата работы

Именно на данном этапе урока я организую групповую и фронтальную работу.

Урок постановки учебной задачи требует особой подготовки со стороны учителя. Выделим этапы подготовки к уроку:

1. Осознание цели, задачи и средств обучения. Знакомство с новым знанием предполагает выяснить, с какими понятиями оно будет связано, что учащиеся уже могут знать об этом понятии, какие признаки понятия должны быть в центре, внимания и на какие смежные, знания и умения в ходе работы следует опереться. Далее я планирую, какие учебные действия необходимы для освоения материала, какие трудности должны быть преодолены? Важно, обратившись к учебнику, подумать, какие способы организации учебной работы, виды заданий можно использовать на уроке.

2. Составление модели будущего урока. Продумываю, каким должен быть конечный результат, как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач, как организовать урок, как поставить учебную задачу, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им не достаёт, как сделать, чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть “барьер”.

3. Реализация на практике намеченного плана (проведение урока).

Здесь от учителя требуется ряд умений:

  • умение организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока;
  • умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;
  • умение контролировать ход работы, т.е., сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости по ходу урока вносить возможные коррективы.

4. Рефлексия (итоговая самооценка) урока.

Этап включает:

  • решение, вопроса, о том, удалось ли осуществить намеченную программу;
  • анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;
  • внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.

Предлагаю вашему вниманию конспект урока по теме: “Имя числительное как часть речи”.

Цель:

  1. Формирование понятия об имени числительном как части речи.
  2. Конкретизация способа определения частей речи.
  3. Воспитание ценностного отношения к способу получения знаний.

Тип урока: Постановка учебной задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра презентации, листки самооценки.

1. Организационный момент.

Учитель необычно приветствует учеников.

Здравствуйте, дорогие мои ученик, умные и думающие, любопытные и хорошо знающие урок, пытливые и начитанные. Я верю, что у вас все сегодня получится, и мы откроем новые знания. А пока, нарисуйте свое настроение. <Приложение 1>

1. Ситуация успеха.

На доске текст: <Приложение 2>

Витька схватил на неделе несколько троек по русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл учебник. Сначала он выучил тридцать новых слов, в два счета сделал три упражнения и приступил к четвертому. Затем он в двух словах пересказал предлинный текст. Словом, он потрудился за двоих!

- Докажите, что это текст.

- Определите, какой частью речи являются следующие слова: схватил, учебник, предлинный.

(Ученики с опорой на способ доказывают, что схватил – это глагол, учебник – это – имя существительное, предлинный – это прилагательное)

II. Ситуация неуспеха.

- А теперь определите, какой частью речи является слова три, четвертый.

Контроль способа.

- Что у нас получилось? Это не существительное. Это не прилагательное. Это не глагол.

Постановка проблемы: Что это за часть речи?

- В каком шаге проблема? (Слово не называет ни предмет, ни признак, ни действие, а называет количество)

III. Формулировка проблемы.

- Что мы не знаем, чтобы выполнить задание? Какой частью речи являются слова, называющие количество предметов? Только ли количество обозначают слова неизвестной части речи? Сравните – четвертый – три.

IV. Фиксация проблемы на способе.

  1. Что обозначают?
  2. На какой вопрос отвечают?
  3. Как изменяются?
  4. Чем являются в предложении ?

V. Решение проблемы в группе или паре.

Каждая группа обсуждает на местах и представляет на доске результаты своей работы, предлагая версии названия данной части речи.

VI. Оформление общего результата работы. Составление схемы-опоры:

- Где на способе нам нужно сделать дополнение?

(Дополнить лексическое значение, грамматическое значение – есть падеж, значит, это имя, название части речи – имя числительное)

Слово:

  • что обозначает?  Количество, порядок при счете;
  • отвечает на вопрос - сколько? какой по счету?
  • изменяется – по падежам.

VII. Проверка нового способа.

Обратимся к тексту:

Витька схватил на неделе несколько троек по русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл учебник. Сначала он выучил тридцать новых слов и в два счета сделал три упражнения и приступил к четвертому. Затем он в двух словах пересказал предлинный текст. Словом, он потрудился за двоих!

- Определите, какой частью речи является слово тридцать, два, в двух.

Шестиклассники, работая по способу, доказывают, что эти слова – имя числительное.

VIII. Выход на тему урока. Определение учащимися целей урока.

IX. Создание проблемной ситуации “с удивлением”, побуждающий к гипотезам диалог:

Учитель: Как вы считаете, какой частью речи является слово тройка?

Учащиеся предполагают

- Это имя числительное, так как обозначает количество.

- В тексте есть однокоренное слово три, значит это числительное.

- Можно подобрать и другие однокоренные слова: тройной, троечка, утроить, тридцать, триста, третий., трижды.

Учитель: Задайте вопросы к каждому из этих слов.

Учащиеся задают вопросы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации.

Учащиеся: Какой? Что? Что сделать? Сколько? Какой? Как?

Учитель: Сравните эти вопросы с вопросами числительного.

Учитель (побуждает к осознанию противоречия): Что интересного заметили?

Учащиеся: Слова отвечают на разные вопросы.

Учитель (предъявляет факт): Выделите их суффиксы.

Учащиеся (осознание противоречия): Среди этих слов есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но части речи разные.

Учитель (побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос?

Учащиеся: Это разные части речи? (Учебная проблема как вопрос)

Учитель: Над какой гипотезой будем работать?

Учащиеся (формулируют гипотезу): Все ли слова со значением числа – это имя числительное?

X. Фиксация проблемы на способе.

Сравним состав слова (Учащиеся, разбирая по составу слова тридцать, третий, тройной, троечка, утроить, делают вывод о принадлежности слов к части речи, соотносят с вопросом, открывают новое знание)

XI. Моделирование нового знания. См презентацию.

XII. Воспроизведение нового знания Домашнее задание.

(Может быть, и тренировочное упражнение, и распределительный диктант, и тест)

XIII. Рефлексия. Заполнение листка самооценки <Приложение 1>.

Своеобразие таких уроков в том, что учебная задача может возникнуть даже в конце урока , т.е. весь урок ученик осмысливает, что он не знает. Это и является итогом урока. Решая конкретную учебную задачу, ученик развивает такие универсальные способности, как анализ, рефлексия, планирование. Поэтому обучение, в рамках которого возникает и развертывается учебная деятельность, обеспечивает развитие не отдельных психических процессов, а тех свойств школьника (в том числе и психических), которые необходимы для того, чтобы он мог стать субъектом данной деятельности, а в будущем - человеком, умеющим самостоятельно мыслить, принимать решения и реализовывать их.

Урок становится более эффективными благодаря использованию на уроках информационных технологий. Информационные технологии дополняют и обогащают проблемный диалог на уроке. Использование презентации позволяет варьировать содержание материала урока, на основе которого вводится новое знание