Урок обобщения по теме "Натуральные числа" "Путешествие на остров обезьян" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Игры на уроках усиливают внимание учащихся к учебному материалу при его изучении или повторении, способствуют созданию познавательного мотива, активизации их мыслительной деятельности, повышают работоспособность, чувство ответственности за результаты деятельности коллектива и самого ученика, и являются средством стимулирования учащихся к познавательной деятельности.

Примерно за неделю до проведения урока учитель просит учащихся нарисовать корабли доктора Айболита и пиратов, сам же готовит рисунки пиратов и зверей. Учащихся ждет захватывающееся путешествие с приключениями на остров обезьян.

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • обобщить и систематизировать знания по теме “Натуральные числа”;
  • решать задачи, используя действия с натуральными числами;
  • приводить результаты в систему.
  1. Развивающие:
  • развивать математическую речь, творческие способности учащихся;
  • совершенствовать умение применять имеющиеся знания при решении различных задач.
  1. Воспитательные:
  • создать творческую эмоциональную обстановку;
  • воспитать внимательность и аккуратность при вычислении.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Сегодня мы совершим сказочное морское путешествие на остров обезьян. Я буду доктором Айболитом, а вы моими друзьями. Вот наш красивый корабль с голубыми парусами.

  1. Обобщение и систематизация полученных знаний.

И так, садимся в наш сказочный корабль. А кем кто будет, определит устный счет, за правильные ответы которого раздаются рисунки с изображениями зверей и птиц (собака, свинка, крокодил, сова, ласточка, утка, попугай, обезьянка) и на доске записывается правильный ответ и рядом размещается карточка с изображением героя путешествия.

Экипаж корабля сформирован. Те, кому героев путешествия не досталось, будут жителями острова, к которому мы плывём. Они тоже будут помогать экипажу корабля преодолевать препятствия и невзгоды морского путешествия.

Для того чтобы наше путешествие было успешным, нам необходимо взять с собой продукты (правила, теоретические знания); снаряжение (задачка); аптечку (примеры и уравнения). За правильные ответы ребята сами себе ставят на рисунках плюсы.

Продукты:

  • Какие числа применяют для счета предметов? (Натуральные)
  • Какое из натуральных чисел наименьшее? (1)
  • Назовите самое большое двузначное число? (99)
  • Сколькими отрезками можно соединить точки М и Р? (Одним)
  • Есть ли края у плоскости? (Нет)
  • Имеет ли прямая концы? (Нет)
  • Какое равенство называют уравнением? (Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти)
  • Что значит решить уравнение? (Найти все его корни)
  • Приведите примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.
  • Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? (V = abc)

Снаряжение:

  • Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Его боковые стенки стеклянные. Определите сколько воды войдет в аквариум, если длина аквариума 50 см, ширина 25 см, а высота 3 дм. (37500см3)
  • Найдите по формуле пути значение s, если v = 12 км/ч, а t = 3ч.(36км)

Аптечка:

  • 22 + 33 = (13)
  • 395 + х = 864 (х = 469)
  • 5км 30м = м (5030м)
  • 300 – у = 206 (у = 94)
  • 2ч 15мин = мин (135мин)
  • 3n + 7n + 18 = 178 (n = 16)
  • 25дм2 = см2 (2500см2)
  •  (m + 27) – 12 = 42 (m = 27)
  • 4дм3 5см3 = см3 (4005см3)
  •  z – 35 – 64 = 16 (z =115)

И так, всё у нас готово. Поднять паруса! Наш корабль плывёт по синему морю. Надуты его голубые паруса, далеко виден малиновый флаг. Так и хочется прочесть стихи: “Белеет парус одинокий….”. Ой, что-то ветер подул. Размечтались мы с вами, а на море это же беда. Всё сильнее и сильнее дует ветер, надвигается шторм. За работу, ребята, иначе мы все погибнем. Чтобы преодолеть страшный шторм, нам надо решить задачку.

Решите задачу с помощью уравнения:

Корабль был в пути 12ч 10 мин. Борьба со штормом заняла 130 мин. Сколько времени корабль плыл по спокойному морю. (600 мин=10ч)

Молодцы! Справились с бедой. Теперь смело можно продолжать путешествие. Всё кругом стихло, успокоилось море. Засияло яркое солнышко. Далеко виден горизонт. Но что это показалось вдали? Что-то огромное, страшное движется прямо на нас! Да это же корабль! С чёрными парусами с чёрным флагом, а на флаге – череп с костями. Ребята, это же морские пираты! Они нас заметили и хотят взять наш корабль на абордаж. Пираты стреляют из пушек, размахивают саблями и топорами, палят из пистолетов. Но мы их не испугаемся, мы будем сражаться! Бейте их ребята, не бойтесь. Докажите, что вы сильнее. Детям раздаются картинки с изображениями пиратов, на обратной стороне которых написаны задания. Чем лучше пират вооружён, тем сложнее задание. Необходимо, чтобы ученики могли выбрать себе “пирата” по силам. Если вдруг кто-нибудь из вас не сможет в одиночку справиться со своим пиратом, шлите сигнал SOS, поднимайте руку, и тогда я сам приду к вам на помощь или попрошу ваших товарищей вам помочь. И так, бьемся с пиратами (дифференцированные задания).

(212 + 53) ÷ 26 = (19) 44 × 43 – 422 = (128) 282 – 27 × 25 = (109) 3825 ÷ 152 + 183 = (200)
(35 + 142 ) ÷ 21 = (14) (19 + 112 ) ÷ 10 + 6 = (20)  (76 + 32 2 ) ÷ 100 + 73 = (84) (11491 + 47 2 ) ÷ 100 – 89 = (48)

Молодцы! И здесь мы одержали победу! Продолжается наше сказочное путешествие. Но вот на горизонте показалась Земля. Это долгожданный остров обезьян! Мы достигли цели. Жители этого сказочного острова больны и им надо помочь. Скорее на берег! Я раздаю жителям острова обезьян лекарства: витамины, аспирин, бинты и т.д., а вы мне помогаете (дифференцированное задание по группам). Жители страны решают, а члены экипажа корабля проверяют и, если необходимо, помогают.

Задание для 1 группы: Задание для 2 группы:
  • 5488 – 66 × 83 = (10)
  • 49 × 23 + 3920 ÷ 28 = (1267)
  • 172 – 209 = (80)
  • 25 55 ÷ (132 + 142) + 35 = (42)
  • 668 × (307 + 508) = (544420)
  • 5 00 × 182 × 2 = (182000)
  1. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Ребята, мы успешно завершили наше сказочное путешествие. Все старались, смело преодолевали шторм, пиратов, болезни. Спасибо вам, мои друзья. Настало время награждения (выставление оценок).

  1. Домашнее задание.

А чтобы подготовится к следующему путешествию, надо собрать наш походный чемоданчик (домашнее задание).

  1. Если число 2005 умножить само на себя 2005 раз, то последние две цифры произведения будут равны

А) 05
В) 15
С) 25
D) 45
E) 75.

  1. Следующие слова зашифрованы с помощью цифр: ВАЗА – 3191, ДЕД – 565. Какая шифровка соответствует слову ЖАБА? (8121).
  2. Во время прогулки по лесу Вася через 40м нашел гриб. Какой путь он прошел от первого гриба до последнего, если всего он нашел 20 грибов? (40 × 19 = 760).