Внеклассное мероприятие "В гостях у математики"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Внеклассное мероприятие “В гостях у математики”, расширяет кругозор и в ходе которого школьники научатся нестандартно думать, проверят свою эрудицию и, возможно, узнают новое и неизвестное. Это мероприятие также может быть использовано при организации недели математики.

Оборудование: квадраты 2 штуки из игры “Тангрим”; 2 веревки; геометрические инструменты; для фокусов (2 бумажных квадрата, зарисовка или плакат “чудесный квадрат”); ребусы; ножницы; призы и грамоты.

Ход мероприятия

Для этого проведем V туров и финал, в результате которых мы выявим победителя сегодняшней игры. Чтобы отобрать участников команд проведем отборочный тур, кто первый поднимет руку и правильно ответит на заданный вопрос, получит 1 очко, на обдумывание дается 30 с. Следить за тем, кто первый поднимет руку или оценить полноту и правильность ответа приглашается жюри.

Правила туров и финала

Каждое задание оценивается в 1 очко. Очко для команды приносит тот участник, который первым поднимет руку и ответит правильно на вопрос. Если участник ошибается, то право предоставляется команде соперников. Игру выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

ВОПРОСЫ ОТБОРОЧНОГО ТУРА  (логические задачи)

  1. Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу)
  2. Почему человек назад оглядывается? (У него нет глаз на затылке)
  3. Чего не обнесешь вокруг хаты? (Воду в решете)
  4. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
  5. Почему шпагу носят? (Она сама не ходит)
  6. Чем до него докинешь? (Взглядом)
  7. Зачем язык во рту? (За зубами)
  8. Зачем мы едим? (За столом)
  9. Почему корова ложится? (Садиться не умеет)
  10. Какой колокольчик не звонит? (Полевой цветок)
  11. Кого на свете больше всего? (Насекомых)
  12. Что с земли не поднимешь? (Тень)
  13. Чем отличается брокер от рокера? (Буквой “р”)
  14. Что общего между барыней и рабыней? (Состоят из одинаковых букв)
  15. Что портится быстрее всего? (Настроение)
  16. Как можно в решете принести воду? (Положить кусок льда)
  17. Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и охотники? (Без дроби)
  18. Сын моего отца, а мне не брат. Кто он? (Я сам)
  19. Что можно приготовить, но не возможно съесть? (Уроки)
  20. Наименьшее, натуральное число. (1)
  21. Чему равна одна четвертая часть часа? (15мин)
  22. Шла старуха в Москву, а на встречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1старуха)
  23. Сколько раз в году встает солнце? (365)
  24. Как называется верхняя часть дроби? (Числитель)
  25. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
  26. Петух весит на одной ноге 4кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4кг)
  27. Как называется сотая часть числа? (Процент)
  28. Как называется результат сложения? (Сумма)
  29. Может ли быть в треугольнике два тупых угла? (Нет)
  30. Почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолёте синего? (В самолете нет стоп-крана)

I тур. Геометрическая зоркость (практические навыки)

  • Сложите квадрат. Участникам предлагается квадрат из игры “Тангрим”. Затем раздают ножницы.

Нужно:

а) рассмотреть квадрат;
б) разрезать его на 7 частей;
в) сложить снова в квадрат.

 Ответ:

  • На столе разложите геометрические инструменты – треугольник, циркуль, транспортир, линейку. Что лишнее? (Треугольник, без шкалы)
  • Начертите на доске квадрат. Как с помощью веревки проверить правильность его изображения. Указать свойства квадрата. (Все стороны равны; диагонали квадрата равны)
  • Провести три отрезка, проходящие через четыре точки, не отрывая карандаша от бумаги.

Ответ

II тур. Расстановка стульев

  • Как поставить 2 стула у стен квадратной комнаты, чтобы у каждой из ее стен стояло по одному стулу? А как поставить 3 стула, чтобы у каждой из ее стен стояло по одному стулу?

  • Как поставить 4 стула у стен квадратной комнаты, чтобы у каждой из ее стен стояло по два стула?

  • Как поставить 7 стульев у стен квадратной комнаты, чтобы у каждой из ее стен стояло поровну?

III тур. Греби очки лопатой

Занимательные квадраты.

  • Разместите 2; 2; 2; 3; 3; 3 так, чтобы по всем линиям получить в сумме число 6.

  • Расставить в клетках числа 1; 4; 6; 7; 8; 9 так, чтобы на любом направлении получить в сумме число 15.

  • Расставить в клетках четные числа 2; 4; 6; 8; 12; 14; 16; 18 так, чтобы в любом направлении получить в сумме число 30.

  • Сколько квадратов на рисунке? (14)

Игра со зрителями “Математические фокусы”

  • Как из одного квадрата сделать 16 одинаковых квадратов? Резать и чертить нельзя! (Сложить 4 раза пополам)
  • Как из одного квадрата сделать 16 одинаковых треугольников?(Сложить 4 раза по диагоналям)
  • Чудесный квадрат.  В клетках квадрата написаны числа от 1 до 16 вразбивку. Зал загадывает любое число из написанных чисел. Фокусник заходит в класс и ударяет указкой, показывая числа, а зал молча, к задуманному числу при первом ударе указкой прибавляет одну единицу и так далее к загаданному числу до тех пор, пока не досчитает до 20, Тогда он говорит: “Стоп”, В этот момент указка остановится на задуманном числе.

Объяснение: Фокусник первые три числа показывает наугад, четвертое число он должен показать 16, пятое – 15, шестое – 14 и т.д. пока не услышит команду “Стоп”.

IV тур. ЛОГОГРИФЫ

В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.

1. Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь,
Зная как, и я – географическая точка. (Плюс-полюс).

2. Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я”
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).

3. Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить “Л” умело,
Стану домом я культуры. (Куб – клуб).

4. Я – высокая скала,
Если в слове буква “А”,
Если “А” на “Б” меняем,
То верблюда вспоминаем. (Гора – горб).

5. Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь “У” на “О” –
Будет круглое число. (Сурок – сорок).

6. Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой. (Пар+та=парта).

V тур. Конкурс капитанов

  • Математический хоккей. На полу нарисовать квадрат 3×3. Расставить очки в каждой клетке. Дать капитану шайбу и клюшку и с заданного расстояния он начинает забивать очки (3 попытки каждому)
  • Составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК”.

(Рог, рот, кит, луг, лот, тор, кон, тур, гол, тол, рок, тир, тон, кот, тик, гик, ель, кол, ток, лук, лён; толь, горн, урон, грек, руль угол, нуль, укол, укор, лето, утро, орел, роль, лень, тело, итог, кино, раут, енот, трек, куль, крот, гель, урок, корь; уголь, кулон, уклон, тенор, игрек, турне, трель, ролик, олень, турок; китель, лектор, кретин, корень, лорнет – 61 слово)

Финал. Отгадайте ребусы

Ответ: 1. Кривая. 2. Конус. 3. Луч. 4. Овал. 5. Угол. 6. Куб. 7. Число. 8. Фигура.

Подведение итогов мероприятия. Награждение победителей.

Литература:

  1. Корденский Б.А Удивительный мир чисел (Математические головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
  2. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: Омега, 1994. – 256 с.
  3. Ткачева М.В. Домашняя математика. 7 класс. – М.: Просвещение, 1994. – 130 с.
  4. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай: Для учащихся нач. шк. – СПб.: Лань МИК, 1996. – 207 с.