Множество и его элементы. Операции над множествами (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • учить объединять предметы во множества по общему признаку;
  • закрепить умение употреблять в речи понятия “множество”, “элементы множества”
  • закрепить умение определять принадлежность элемента множеству;
  • развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Оборудование: иллюстрации сказочных героев, тряпичный мешок с предметами, картинки роботов.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Звенит звонок всё громче, всё сильней.
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь, распелся соловей,
Не соловей – урок наш начинается.
Сегодня мы откроем в сказку дверь,
Ждёт интересного нас много, ты поверь.

- Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о понятиях “множество”, “элементы множества”. Закрепим умение определять принадлежность элемента множеству.

Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленён.
И самый лучший наш урок
Начнём с знакомых нам имён.
Наш весёлый герой,
Он совсем не велик.
Не заметен бывает порой.
Но врагов никогда не пугается он.
В мире самый наш маленький … (Гном)

- Верно, самый маленький гном по имени Вася и сегодня мы совершим с ним путешествие в город Множеств. Он решил навестить своих сказочных друзей, живущих в этом городе. Наверняка, впереди его ждёт много препятствий. Поможем ему? Ну что ж, начнём. Но вот беда, он совсем не знает дороги к своим друзьям. Он решил обратиться за помощью к своему давнему другу. К кому? Отгадайте.

Собаку, кота, боевого коня,
Что хочется вам, вы скажите, друзья?
Нарисует в тот же час
Наш приятель … (Карандаш)

- Конечно, он решил помочь маленькому гному Васе. Но мы с вами должны выполнить его задание. Нам надо отметить наш путь передвижения.

  1. Диктант (на карточках)
  • 8 клеток вправо
  • 2 клетки вверх
  • 3 клетки вправо
  • 5 клеток вниз
  • 3 клетки влево
  • 2 клетки вверх
  • 4 клетки влево
  • 3 клетки вниз
  • 3 клетки влево
  • 3 клетки вверх
  • 1 клетка влево
  • 1 клетка вверх

– Вот и получился наш путь передвижения. Что получилось? (Ключ)

Дорога зовёт нас в трудный путь,
С собою ключ ты взять не забудь.
Вот он, ключик наш золотой,
Им к знаниям дверцу открой.

Наш с вами и с Васей путь известен. Пойдём по дорожке, главное, чтоб не устали ножки. Видит Вася домик чей-то, кто живём в нём, вы ответьте.

Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (Винни-Пух)

  • Просит помощи нас мишка, озорник и шалунишка. В доме надо всё сложить, по мешочкам разложить (на доске нарисованы мешочки с названием множеств и даны принадлежности). Необходимо по названию множества разложить вещи. Назвать элементы получившегося множества. Какой мешочек пуст? Почему? Как называется такое множество?
  • У вас на партах лежат пустой мешочек и предметы. Объедините их во множество, назовите его, назовите элементы получившегося множества. Молодцы, с заданием справились и помогли Винни, шагаем смело дальше. Видим снова домик друга, кто же в нём живёт?
  • Винни тоже собрал разные множества предметов. Посмотрите, не ошибся ли он? Вычеркните предмет, который не является элементом данного множества.

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружок,
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовётся … (Чиполлино).

– И ему необходимо помощь. Ему необходимо вырастить урожай. Что ему выращивать он не знает. Поможем? Выполним задание. Необходимо отгадать загадки, определить по отгадке множество и его элементы.

Дом без окон и дверей
Как зелёный сундучок.
В нём шесть кругленьких детей.
Называется … (Стручок).

Золотое решето чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух с семечками).

В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз)

Ни окон, ни дверей – полна горница людей. (Огурец и его семена)

На солнышке дом, сто ребяток в нём. (Колосок)

– Молодцы! Бежим дальше? А впереди лес.

Физминутка

Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх - хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя все встречаем.
Руки за голову кладём
И в развалочку идём.
Снова дальше мы идём
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.
День и ночь бегу, бегу,
Отдохнуть бы – не могу!
Если мне остановиться,
Можем в речку провалиться.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

– Прошёл поле гномик Вася и видит снова дом, и кто-то живёт в нём.

У отца был мальчик странный,
Симпатичный, деревянный.
И любил папаша сына,
Шалунишку - … (Буратино)

– Ребята, Буратино желает с вами поиграть. У него есть необычный мешок. Там находятся какие-то предметы, вам необходимо на ощупь определить, что за предметы там находятся, назвать множество и определить, сколько предметов-элементов этого множества находится в мешке?

– Бежим дальше. К кому на этот раз мы попали в гости?

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите, как звали её... (Красная шапочка)

– Верно. Красная шапочка любит сад у своей бабушки. Только деревья там растут необычные. Поможем мы с Васей вырастить дерево.

– Мы с вами и гномик Вася очень устали. Давайте остановимся у Красной шапочке и отдохнём.

Физминутка

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем,
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,
Отдыхают…засыпают…(2 раза)
Дышится легко…ровно…и глубоко…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!

Ох, дорога нелегка,
Но кончается она.

– Вот последний домик стоит на окраине города. Какой герой там живёт?

Поможет выполнить любые поделки
Великий мастер … (Самоделкин)

– Посмотрите, каких роботов он смастерил. Поможем Самоделкину разделить на множества этих роботов.

  1. Итог
  • Что называется “множеством”? (Группа предметов, заданная по определённому признаку)
  • Сколько элементов множества может быть? (Бесконечное число)
  • Как называется множество, которое не имеет ни одного элемента? (Пустое множество)