Мастерская "Стихотворные размеры"

Разделы: Литература


Девиз урока в условиях мастерской:

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
(Анатоль Франс)

Задание 1 (индуктор)

Предлагаю посмотреть на картинки и ответить на вопрос: Чем они отличаются друг от друга?

Индивидуальная работа.

 

Задание 2 (самоконструкция)

Какие ассоциации возникают со словом «размер». Где еще мы встречались со словом «размер»?

Индивидуальная работа.

Задание 3 (социоконструкция)

Предлагаю строки из стихотворения с 2-х стопными (сложными) и 3-х стопными размерами. Они обозначены разными цветами (желтым, розовым).

Вопрос: Есть ли разница в звучании отрывков стихотворений?

Работа в парах Обсуждаем. Слушаем. Дополняем.

Розовый:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин «Бесы»)

Желтый:

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
(М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль»)

Задание 4 (социоконструкция)

Предлагаю каждой группе примеры стихотворений разных авторов. Надо создать схемы этих стихотворений пользуясь обозначениями «-» безударный слог, «-'» ударный слог.

Индивидуальная работа. Работа в группах. Обсуждение.

Кто скачет, кто мчится над хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой,
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский «Лесной царь»)

Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
(А.А. Сурков «Песня смелых»)

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(А.С. Пушкин «Зимняя дорога»)

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин «К***»)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе - вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
(А. Блок «Ворона»)

Задание 5 (афиширование)

Предлагаю вывесить на доску полученные схемы.

Ответы:

Жуковский «Лесной царь» - амфибрахий.
Пушкин «Зимняя дорога» - хорей.
Сурков «Песня смелых» - дактиль.
Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье...») – ямб.
Блок «Ворона» - анапест.

Задание 6 (разрыв)

Задаю вопрос: А знаете ли вы, что каждая схема соответствует определенному стихотворному размеру?

Найдите в учебнике определения данных размеров. Пропишите схемы.

Работа в группах Уточняем. Дополняем.

Задание 7 (разрыв)

Предлагаю попробовать сочинить стихотворение.

Индивидуальная работа. (Готовые детские работы представлены в Приложении.)

Задание 8 (рефлексия)

1. Что не знал - узнал?
2. Что было трудно (легко)?
3. Что (не) понравилось?