Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных информационно – коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эти изменения связаны:
- с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения;
- с достижением новых учебных результатов;
- с формированием в массовом порядке ИКТ – компетентности учителей предметников;
- с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов.
При использовании компьютера в преподавании математики у меня возникли некоторые проблемы:
- Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего.
- Иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий.
- Как эффективнее использовать возможности ИКТ на уроках математики в коррекционных классах?
Решение этих вопросов потребовало поиска и создания новых средств обучения. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, с которыми раньше школьники не встречались. Так как компьютер и мультимедийный проектор появились у меня в кабинете только в прошлом учебном году, то медиауроки для моих детей – нечто новое.
Еще до того, как у меня появилось автоматизированное рабочее место учителя, я изучала вопрос по эффективному использованию возможности ИКТ на уроках математики в коррекционных классах. Работала с материалами школьной медиатеки, медиатеки методического центра, региональной коллекции ЦОР, но нигде не встретила системы презентаций по какому-либо курсу математики в коррекционных классах. И тогда я приступила к созданию собственных презентаций для курса геометрии 7 класса. В 7 классе по программе 50 уроков геометрии, и к ним мною создано 24 презентации. Почему именно свои презентации я применяю в учебном процессе?
- Материал презентаций ориентирован на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития.
- Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.
- Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему и предназначены для изучения геометрии «с нуля» и до окончания курса.
- Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д.
- Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы.
- Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.
- Применение презентаций позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся.
При проектировании будущего мультимедийного урока (как и любого другого) продумывала какие цели и задачи он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников. Проводила анализ содержания учебного материала на возможность использования ИКТ, формы и способы подачи информации на экран. Учитывала предназначение урока:
- для изучения нового материала, предъявления новой информации;
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;
- для обобщения, систематизации знаний;
- для контроля знаний, умений, навыков.
Прошедший учебный год показал, что созданные мною мультимедийные презентации, обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Этап актуализации опорных знаний необходим для лучшего восприятия и усвоения новых знаний. Например, при изучении темы «Медианы, биссектрисы, высоты треугольника» повторяю со школьниками понятие биссектрисы угла, которое помогает лучше разобраться с определением биссектрисы треугольника. Вспоминаем середину отрезка для лучшего восприятия медианы треугольника. Понятие перпендикуляра к прямой подводит к лучшему усвоению высоты треугольника. Вся информация по актуализации опорных знаний представлена на одном слайде, в определенной последовательности подачи изображений на экран с использованием анимации. Продумана цветовая гамма.
Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. В процессе обучения математике оно чаще всего связано с решением проблем, возникающих при изучении математических понятий, предложений и доказательств.
Можно при этом выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем, разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися, либо отработан школьниками самостоятельно. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий, утверждений и доказательств.
В работе с детьми коррекционных классов использую два первых способа. Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ЗПР, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес. Например, при введении понятия медианы треугольника сначала появляется отрезок с его серединой. Затем достраиваем его до треугольника, и соединяем середину отрезка с противоположной вершиной треугольника. Все это в движении, в цвете, и дети, глядя на изображение отрезка в треугольнике, который делит противоположную сторону пополам, сами пытаются дать определение медианы треугольника. Аналогичная работа проводится при введении понятий его биссектрисы и высоты.
Разработанная презентация для изучения нового материала дает возможность использовать ее для дальнейшего закрепления знаний. Это большое подспорье для учеников, пропустивших урок по данной теме. При проведении коррекционных занятий с детьми с ЗПР также использую эти презентации.
Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т.е. пониманием, запоминанием, умениями его применять. Для понимания изучаемого большое внимание уделяю актуализации опорных знаний, пошаговому введению нового материала, так как большой объем информации трудно воспринимается детьми с ЗПР. Для лучшего запоминания главного в изучаемом материале использую в презентациях его выделение жирным шрифтом, курсивом, рамкой, цветом. Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений с постепенным возрастанием уровня сложности.
Управление деятельностью учащихся при изучении нового материала должно осуществляться с учетом психолого-педагогических закономерностей. Особое внимание при этом следует обратить на то, что при пассивном участии многое ускользает от внимания обучающегося. К более же полному, богатому восприятию приводит активная мыслительная деятельность, которая по ходу ознакомления с материалом возрастает, если соблюдаются условия:
- учащийся, знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;
- это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности (сравнения, конкретизации и т.д.)
- данный прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность;
- учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, и навыками применения данного приема;
- материал не является чрезмерно легким или очень трудным.
Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Он должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фонурока.
При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими ребят на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
При использовании мультимедийных презентаций имею возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ЗПР, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
В качестве примера приведу проектирование повторительно – обобщающего урока по теме «Треугольники» в 7 классе. Продумывая данный урок, который подводит итог изучения одной из главных тем курса геометрии, определила его задачи:
- Образовательные: повторить и обобщить изученный материал по теме; выявить уровень усвоения школьниками знаний по данной теме, умений применять эти знания при решении задач.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности.
- Коррекционно-развивающие: продолжать работу по развитию памяти, внимания, проводить коррекцию аналитико-синтетической деятельности учащихся.
Задачи для школьников:
1. Знать:
- признаки равенства треугольников;
- понятие медианы, биссектрисы, высоты треугольника;
- свойства равнобедренного треугольника.
2. Уметь
- применять эти знания при решении задач.
Продумала структуру урока:
- Организационный, этап психологического настроя.
- Повторение и обобщение основных вопросов темы с применением теоретических знаний в задачах первого и второго уровня сложности.
Физкультминутка (ближе к середине урока).
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Выбрала следующие методы обучения:
- По источнику передачи и восприятию информации: словесный метод беседы, наглядный (ИКТ), практический.
- По степени самостоятельности учащихся: репродуктивный метод, частично – поисковый.
- По логике подачи материала - дедуктивный.
Определила формы организации учебной деятельности школьников: индивидуальная и общеклассная.
При создании презентации сначала выстроила в систему тот материал, который нужно было повторить и обобщить, разбила его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составил определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумала, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.
Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу школьников в знакомом видеть новое.
Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету.
По истечении года работы сделала для себя вывод, что проведение уроков с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в обучении. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.
Информационные технологии вообще и мультимедийные презентации в частности позволяют:
- повышать мотивацию учения за счет использования средств привлечения внимания и развития интереса;
- оптимально использовать время на уроке;
- развивать мышление, внимание, память, учащихся;
- улучшать результативность обучения.
Представленные материалы могут быть использованы учителями математики не только коррекционных классов, но и общеобразовательных. Их могут применять те, кто работает по учебнику Л.С. Атанасяна и др., а также педагоги, работающие по другим учебникам, так как есть возможность при необходимости изменять, корректировать, вносить что-то новое в представленные презентации по темам курса геометрии 7 класса:
I. Начальные геометрические сведения.
- Что такое геометрия? Точка, прямая, луч, отрезок, угол.
- Измерение и сравнение отрезков и углов.
- Смежные углы.
- Вертикальные углы.
II. Треугольники.
- Теорема.
- Треугольник. Равные треугольники.
- Первый признак равенства треугольников.
- Первый признак равенства треугольников. Решение задач.
- Второй признак равенства треугольников.
- Первый и второй признак равенства треугольников. Решение задач.
- Третий признак равенства треугольников.
- Признаки равенства треугольников. Решение задач.
- Медианы, биссектрисы, высоты треугольника.
- Свойство углов равнобедренного треугольника.
- Свойство биссектрисы равнобедренного треугольника.
- Треугольники.
III. Параллельные прямые.
- Определение параллельных прямых.
- Признаки параллельности прямых.
- Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
- Теорема о сумме углов треугольника.
- Внешний угол треугольника.
- Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники.
- Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
- Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Далее предлагаю 8 презентаций по темам: «Параллельные прямые» и «Соотношения между сторонами и углами треугольника». (Приложение)