"В театре Николая Васильевича Гоголя" (по комедии «Ревизор»)

Разделы: Литература


Цель урока:

  • познакомить с творчеством и сценической историей комедии Н.В. Гоголя» Ревизор»;
  • раскрыть идейный замысел комедии;
  • познакомить с театральными терминами.

Подготовительная работа к уроку:

  1. Экскурсия в Омский Драматический театр;
    • составить кроссворд «Театр! Знаете ли вы его?»
  2. Разбить класс на группы для подготовки дополнительного материала:
    • подготовить афишу;
    • подготовить театральные программки;
    • заранее подготовить учеников к ведению урока.
  3. Оформление доски: фото (Рисунок 1) фото Петербурга, (Рисунок 2) Александринский театр, (Рисунок 3) Невский проспект, (Рисунок 4) театральный разъезд; портреты (Рисунок 5) Н.В.Гоголя, (Рисунок 6) А.С.Пушкина, (Рисунок 7) В.Г.Белинского; актеры (Рисунок 8) М.С.Щепкин с акварели Добровольского 1839г., (Рисунок 9) И.И.Сосницкий в роли городничего фото 1860 г.;

Теория: драматическое произведение; комедия.

Словарная работа: афиша, акты (действия), явления (сцены), монолог, диалог, реплики, ремарки.

Ход урока

Эпиграф урока: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» Пословица.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Заочная экскурсия по Невскому проспекту. Оформление доски: фото (Рисунок 1) фото Петербурга, (Рисунок 2) Александринский театр, (Рисунок 3) Невский проспект, (Рисунок 4) театральный разъезд;

Петербург - большой охотник до театра. Если Вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро…зайдите в это время в сени Александрийского театра;- писал Н.В.Гоголь в «Петербургских записках»1836г.,- вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов, высовывающего одну руку свою из окошка. Сколько толпится там лакеев всякого рода, начиная от того, который пришел в серой шинели и в шелковом цветочном галстуке, но без шапки, до того, у которого трехэтажный воротник ливрейной шинели похож на пеструю суконную бабочку для вытирания перьев!

Тут протираются и чиновники, которым чистят сапоги кухарки и которым некого послать за билетом.

Тут увидите, как прямо - русский герой, потеряв наконец терпение, доходит, к необыкновенному изумлению, по плечам всей толпы к окошку и получает билет. Тогда только вы узнаете, в какой степени видна у нас любовь к театру. И что же дается на наших театрах?- какие-нибудь мелодрамы и водевили!»

3. Работа над новым материалом:

Оформление доски портреты (Рисунок 5) Н.В.Гоголя, (Рисунок 6) А.С.Пушкина.

1 подготовленный заранее ученик в цилиндре и черной накидке читает афишу:

19 апреля 1836года в воскресенье
в Александрийском театре
первый раз оригинальная комедия
(т.е. не переводная, наконец!)
комедия в 5 действиях «Ревизор», сочинение Н.Гоголя

- Гоголь, возмущаясь репертуаром наших театров, почти сплошь состоявшим из переводных пьес, писал в 1835-36г.г.:

«Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский люд! Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров? Своих характеров!

Давайте нас самих! Давайте нам наших плутов… На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им!»

2 подготовленный заранее ученик:

Гоголь обращается с просьбой о сюжете для новой комедии к А.С.Пушкину.

«Рука дрожит написать…комедию», - пишет Н.В.Гоголь в письме к А.С.Пушкину от 7 октября 1835г. и обещает, что комедия будет «Смешнее черта». Но еще более важно, чтобы это был «русский чисто анекдот» (т.е. рассказ, случай).

Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов - анекдотом о проезжем рядовом чиновнике, принятом в провинции за важную персону.

Комедия была написана Гоголем удивительно быстро за 2 месяца- и была готова к концу 1835г., но после того, как Гоголю удалось добиться цензурного разрешения комедии, он беспрестанно поправлял ее текст.

Словарная работа

КОМЕДИЯ – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом.

3 подготовленный заранее ученик:

Перед началом репетиций Гоголь читал актерам пьесу. Он заботился о костюмах и о декорациях, и о манере исполнителей. Его замечания точны и требования есть определенны. Гоголь не хочет, чтобы комедия выглядела как забавное происшествие, веселенький пустячок. И без того на русской сцене немало легких водевилей и фарсов. Не развлекать публику, а волновать ее, тревожить едким и острым смехом, обнажающим нелепости и уродства действительности- вот цель Гоголя.

Учитель: Еще не прозвенел 3 театральный звонок, еще не прошелестел распахнувшийся театральный занавес, еще не пахнуло на зрителя особым воздухом и особым таинственным запахом кулис. Еще не вышел на подмостки ни один персонаж спектакля.

Вы вошли в зал, удобно расположились в кресле, окинули взглядом партер, бельетаж, ложи, балкон, раскланялись со знакомыми, раскрыли программку, предвкушая таинство. Что таит спектакль? О чем пьеса?

4. Работа по учебнику В.А.Коровиной «Литература» 8кл. 1часть. Изд. Москва 2007г. стр.250-251.

Учитель: Откроем программку и, внимательно знакомясь с действующими лицами комедии, попробуем угадать по фамилии о характере героя.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий .

*С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»?
В Толковом словаре русского языка Ожегова «Сквозняк- струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга.»
Это говорит о том, что городничему свойственна беззаконность, развязность, полная безнаказанность.

Анна Андреевна

- его жена

Лука Лукич Хлопов

смотритель училищ.
Автор использует интересный момент - говорящие фамилии, двойная фамилия говорит о двойственности человека.
Фамилия образована от слова «хлопотать»- вечно испуганный, робкий.

Его жена

без имени и отчества.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья.
В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп-ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений.
Человек осторожный, хитрый.

Иван Кузьмич Шпекин

Почмейстер.
Фамилия образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своем простодушии.

Петр Иванович Бобчинский
Петр Иванович Добчинский

Городские
Заменена лишь одна буква в фамилии, во всем похожи, любопытны, болтливы.

Иван Алексеевич Хлестаков

«Хлест», «хлестать – бить, ударять чем-нибудь гибким »

Христиан Иванович Гибнер

Уездный лекарь.
Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть».

Степан Ильич Уховертов

Частный пристав.
Фамилия образована путем сложения двух основ «ухо вертеть».

Свистунов
Пуговицын
Держиморда

Полицейские.
Сами фамилии говорят о действиях этих стражах порядка.

- О чем успели поразмыслить, познакомившись с фамилиями действующих лиц?

- Работа по учебнику: Гоголь был не только сочинителем комедии, но и ее режиссером. Он написал «Замечания для господ актеров». Давайте познакомимся с ними на стр. 251-253 учебника.

5 Актеры театра.

Оформление доски (Рисунок 8) М.С.Щепкин с акварели Добровольского 1839г., (Рисунок 9) И.И.Сосницкий в роли городничего фото 1860 г.;

4 подготовленный заранее ученик:

Из статьи «Московский театр» 1838г. М.С. Щепкин в «Ревизоре».

17 мая смотрели «Ревизора». Городничего играл Щепкин, в первый раз по приезде из Петербурга, в котором он оставил по себе живую память. Роль городничего в Москве была опошлена во время его отсутствия, и тем нетерпеливее желали мы увидеть ее снова, выполненную великим художником. И как он выполнил ее! Нет, никогда еще не выполнял ее так! Этот - первый акт, который всегда как-то не удавался ему, был у него на этот раз чудом совершенства. Какое ощущение, какая простота, естественность, изящество! Все так верно, глубоко истинно - и ничего грубого, отвратительного; напротив, все так достолюбезно, мило! Актер понял поэта: оба они… хотят показать явление действительной жизни, явление характеристическое, типическое…

Мы уже имели случай заметить, что причина успешного хода этой пьесы заключается в самой пьесе. … Нам нужно иметь свою комедию, и тогда у нас будет свой театр. Подражательность ввела к нам идею и потребность театра, а самобытная поэзия должна создать театр. Какие надежды, какие богатые надежды сосредоточены на Гоголе! Его творческого пера достаточно для создания национального театра. Это доказывается необычайным успехом «Ревизора»! Какое глубокое, гениальное создание! И что может создать человек, который написал произведение только для пробы пера!..

На Московской сцене роль городничего играл г-н И.И. Сосницкий.

6. Словарная работа с литературными терминами

акты (действия) – единичное действие, отдельный поступок.
явления (сцены) – часть акта, в котором состав действующих лиц не меняется.

монолог - гр. речь одного человека в художественном произведении.
диалог - гр. разговор двух или нескольких лиц. Диалог- основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).

реплики - в сценическом диалоге: текст, включающий в себя слова одного из действующих лиц.
ремарки - пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

7. Работа по учебнику. Распределение ролей.

Учитель: Пришла пора нам распределить роли и приготовиться к чтению по ролям 1 явления комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя.

8. Чтение по ролям 1 явления комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя.

Ученик: Сначала смеялись охотно. Комедия - ведь это смешно. Анненков П.В. так рассказывал о впечатлении от замечательного спектакля, когда-либо им виденного: «Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной. Недоумение это возрастало потом с каждым актом. Как будто находя успокоение в одном предложении, что дается фарс, большинство зрителей, выбитое из всех театральных ожиданий и привычек, остановилось на этом предложении с непоколебимой решительностью.

В 4 акте: смех по временам еще перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший, аплодисментов почти совсем не было, зато напряженное внимание, судорожное усиленное следствие за всеми оттенками пьесы, иногда мертвая тишина, показывали, что дело, происходящее на сцене, страстно захватывало сердце зрителей.

По окончании акта прежнее недоумение уже переродилось почти во всеобщее негодование, которое было довершено 5 актом.

Многие вызывали автора потом за то, что написал комедию, другие за то, что виден талант в некоторых сценах, простая публика - за то, что смеялась, но общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики, был: «это-невозможность», клевета, фарс».

Ученик: Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Публично выражая монаршее благодушие, Николай 1 хотел ослабить общественное звучание «Ревизора». Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал до конца хитро задуманной роли и сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»

9. Итог урока

Учитель: Около 200 лет комедия Н.В.гоголя «Ревизор» не сходит со сцены. Ее ставят крупнейшие театры страны, она экранизирована, издается миллионными тиражами. Почему и в наши дни комедия пользуется неизменным интересом?

Подводя итог урока, предлагаю Вам еще раз вернуться к эпиграфу, как Вы объясните его значение?

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» Пословица.

Зеркало, скорее всего, театр, который отражает жизнь во всех его противоречиях.

Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания.

Эпиграф о волшебной силе искусства.

Учитель: «Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, всем энтузиазмом…», - писал Висарион Григорьевич Белинский.

Театр! Знаете ли вы его? Предлагаю проявить свои знания в разгадывании одного из лучших театральных кроссвордов, составленного после посещения Омского областного Драматического театра.

10. Кроссворд «Театр! Знаете ли вы его?» (приложение)

По горизонтали:

  1. Представление средствами мимики и жестов.
  2. Предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих.
  3. Приспособление, переделка прозаического произведения для сцены.
  4. Граница между сценой и залом, на которой устанавливаются осветительные приборы.
  5. Человек, искусно читающий произведения для публики.
  6. Одноактная легкая комедийная пьеса.
  7. Перерыв между актами или действиями.
  8. Человек, руководящий постановкой пьесы.
  9. Содержание краткой характеристики обстановки действия, поведения действующих лиц, их настроение.
  10. Искусство сценического танца.
  11. Небольшие пьески острокомедийного характера.
  12. Различные виды ролей в театре.
  13. Жанр театрального искусства, в котором обязательно существует конфликт.
  14. На спектакле нет свободных мест.

По вертикали:

  1. Владелец частного театра.
  2. Оформление лица актера (раскраска, использование париков, наклеек для игры на сцене)
  3. Расстановка актеров и сценической обстановки в разные моменты использования пьесы.
  4. Человек, исполняющий роль в спектакле.
  5. Обувь артистов на высокой платформе.
  6. Оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия.
  7. Одна из девяти муз покровительница трагедии.
  8. Накидка на лицо с изображением какого-либо персонажа.
  9. Разговор между несколькими лицами.

Литература:

  1. В.Г.Белинский «О театре» Москва Изд. «Детская литература» 1982г.;
  2. А.М.Докусов, В.Г. Маранцман Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении Ленинград Изд. Просвещение 1975г.;
  3. И.В.Золотарева, Т.А.Крысова Поурочные разработки по литературе 8класс Москва Изд. ВАКО 2003г.;
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка 4-е изд. дополненное Москва 2000г.;
  5. Литеретура 8кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях часть 1 автор-составитель В.Я.Коровина (и др.)- 6-е изд. Москва Просвещение 2007г.;
  6. С.Б.Шадрина Литература 8класс Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной Волгоград Изд. «Учитель» 2008г.