Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений "Поможем Жене" в выпускной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

1) Развивать у детей умение анализировать и обобщать, делать небольшие умозаключения.

2) Продолжать формировать у детей  навыки устных вычислений.

3) Продолжать учить детей понимать математический смысл текстовых  задач.

4) Воспитывать в детях чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

 Словарная работа: активизация слов: целое, часть, нечетное, четное, расшифровать.

Предшествующая работа: чтение сказки В.Катаева «Цветик - семицветик».

Материал к занятию: письмо от Жени с графическим рисунком, конверты с заданиями, цветик - семицветик. простые карандаши, кружочки красного цвета на каждого по 7,d=4,5см., большие и маленькие геометрические фигуры:

круг, квадрат, треугольник; красного, синего, желтого цвета.

Ход занятия

Ребята, я сегодня письмо получила, но я не знаю от кого это письмо. Хотите узнать от кого это письмо?

Открываю конверт,  а оттуда что-то падает.

- Ой, что-то у меня упало, что же это такое? Вы понимаете, что тут написано? (Приложение №1)

- Нет.

- Как вы думаете, что же нам надо делать? Как прочитать?

- Нам надо решить примеры и надо написать букву под этим ответом.

- Правильно. Мы расшифруем эти буквы и узнаем от кого это письмо.

(Ребята решают примеры, расшифровывают слово, читают).

- Женя.

 -Ребята, как вы думаете кто такая Женя?

 Ответы детей.

- Из какой она сказки?

- Из сказки «Цветик-семицветик»

О чем эта  сказка?

(Дети с воспитателем  вспоминают краткое содержание сказки).

- Помните ли вы какое желание загадала Женя, когда у нее оставался последний лепесток?

Ответы детей.

- Верно, а теперь почитаем письмо. Посмотрите (показываю графический рисунок) ребята как вы думаете, что же случилось с Женей? (Приложение №2)

- Какое  у нее лицо?

- Грустное.

(Читаю письмо Жени).

 «Ребята, помогите мне пожалуйста. Злому волшебнику не понравилось, как я помогла мальчику Вите, и он меня заточил в темницу. Если вы выполните  его задания,  он меня выпустит»

Ребята, поможем?

- Да.

- Ребята, спасти Женю нам поможет ее же волшебный цветок. Но сначала мы с вами  вспомним волшебные слова из сказки.

«Лети, лети, лепесток, через запад и восток, через север, через круг, возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по моему вели».

(Волшебный цветок появляется на доске. Рядом лежат пронумерованные конверты с заданиями.)

- Ребята, посмотрите, на что похожа по цвету цветик-семицветик?

- На радугу.

 Какой у радуги первый цвет по счету?

- Красный.

- Последний.

- Фиолетовый.

- Подойди Андрей, оторви первый лепесток. Ребенок подходит, отрывает лепесток.

- Ребята, какой по счету лепесток мы оторвали?

- Первый.

- Что будем делать дальше?

Ответы детей

- Правильно, нам надо искать конверт с заданием №1.

Дети ищут, находят и дают  воспитателю. Затем повторяют волшебные слова: «Лети, лети лепесток…Вели, чтобы мы справились с заданием №1»

Задание №1

  1. Сколько хвостов у трех котов?
  2. У папы -  индюка и мамы – индюшки пять индюшат. Сколько всего птиц в этой семье?
  3. Лена собрала в парке 6 осенних листочков, Дима собрал столько же. Сколько листочков у Димы?
  4. Сколько цыплят вывел петух, если он снес пять яиц?
  5. На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе?
  6. Кто быстрее плавает – утенок  или цыпленок?
  7. Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
  8. 8) Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

- Молодцы ребята, справились с этим заданием.Что будем делать дальше?

- Оторвем второй лепесток. (Дети подходят, отрывают и отдают воспитателю). Ребята, лепесток по счету какой?

- Второй.

- Значит нам надо искать конверт…

- С заданием №2.

Дети ищут, находят и отдают воспитателю. Какое же задание нам приготовил  злой волшебник в этом конверте?

Скажем волшебные слова. Дети говорят: «Лети, лети лепесток….Вели, чтобы мы справились с заданием №2».

Читаю задание №2.

Решить задачи.

1) Семь щенят в футбол играли,
Одного домой позвали –
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (Шесть)

2) Стала курица  считать
маленьких цыпляток
Белых  5 и рыжих 5
А всего … 10.

3) Ветер дунул, лист сорвал
И еще один упал.
А потом упало  5
Кто их может сосчитать? (Семь)

4) Три тетради дали Жене
А 4 дали Ире
Сколько же всего тетрадей
Дали Женечке и Наде? (Семь)

5) 5 ворон на крышу сели
2 еще к ним прилетели
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело? (Семь)

- Молодцы, справились с заданием №2.Что будем делать дальше?

- Оторвем третий лепесток.

Ребенок подходит к волшебному цветку, отрывает третий лепесток.

Ребята находят конверт с заданием №3.Произносят волшебные слова.

Задание №3

Ребята, садитесь за столы. (Читаю задание). Надо разделить семь кружочков на две части. (Кто как делит).

(Ребята садятся за столы, берут по 7 кружочков и делят их на 2 части).

- Андрей, ты на какие две части разделил кружочки?

- Я разделил на 1 и 6. Так спрашиваю у всех.

- на 2 и 5

- на 3 и 4, на 4 и 3….

- Ребята, а можно эти части поменять местами?

- Да.

- Изменится ли целое, если части поменять местами?

- Нет.

- Ребята, а какое из этого мы знаем правило?

Дети хором проговаривают правило о переместительном свойстве сложения.

- Ребята, можно ли разделить  7 кружочков на 2 равные части?

- Нет.

- Ребята, 7 кружочков мы не можем разделить на 2 равные части, потому что цифра «Семь» нечетное число.  А какие еще нечетные числа вы знаете?

- А какие четные цифры вы знаете?

-Молодцы ребята, справились с заданием №3.Что будем делать дальше?

-Оторвем четвертый лепесток.

Ребенок подходит к волшебному цветку и  отрывает четвертый лепесток. Ребята находят конверт с заданием №4. Произносят волшебные слова.

Вытаскиваю задание №4.

Ребята, посмотрите, что тут написано? (дети читают).

- Минутка для отдыха.

- Хотите отдохнуть?

- Да.

 Делаем с детьми физкультминутку.

Наши алые цветки  распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит

Наши алые цветки закрывают лепестки

Головой качают, тихо засыпают.

Ну, отдохнули ребята? Теперь который по счету лепесток нам надо оторвать?

- Нам надо оторвать пятый лепесток.

(Дети подходят к волшебному цветку, отрывают пятый лепесток, находят  конверт с заданием №5, произносят волшебные слова).

Читаю задание №5.

- Надо расселить геометрические фигуры в подходящие для них домики. (Приложение №3.)

(Дети берут карандаши и начинают выполнять задание).

-Молодцы ребята, справились с этим заданием. Что нам надо делать дальше?   

-Нам надо оторвать шестой лепесток.

(Дети подходят к волшебному цветку, отрывают шестой лепесток, находят конверт с заданием №6. Произносят волшебные слова).

Читаю задание №6.

Круги Эйлера. (Приложение №4)

- Расселить геометрические фигуры по своим (местам) домикам.

(Дети выполняют задание. Если есть ошибки, сами исправляют).

- Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились.

- Ребята, посмотрите, какой  лепесток остался?

- Последний.

А какое у нас последнее желание, все задания мы с вами выполнили.

- Спасти Женю.

Сейчас мы оторвем лепесток и загадаем наше желание.

(Дети подходят к лепестку, отрывают и загадывают последнее желание).

(Показываю детям лепесток с обратной  стороны (графический рисунок девочки и мальчика. Приложение №5)

Ребята, посмотрите, мы помогли Жене?

- Да.

- Откуда вы узнали?

- У нее веселое лицо и она с мальчиком Витей.

 - Вы ребята довольны тем, что спасли Женю от злого волшебника?

- Да.

- Как  вы думаете, действительно ли вам помогла волшебная сила цветка?

Ответы детей.

- Да ребята, вам помогли ваши знания и ваши добрые сердца. Спасибо!      

Литература

1. Инна Светлова. Логика. Москва << ЭКСМО >> 2006г.  

2. Катаев В. Цветик - семицветик.

3. Программа воспитания ребенка-дошкольника. Чебоксары, 1995г.

4.Фалькович Т.А. Барылкина Л.П. Формирование математических представлений.4-7 лет. Москва <<ВАКО>> 2005г.