Проект открытого урока-конференции (биология + физика) "Магнитное поле Земли и других планет" (11-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 11


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕННОСТИ, ОБУЧАЕМОСТИ, УЧЕБНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 11 Б КЛАССА.

Психолого-педагогическая характеристика класса: в классе 15 человек из них 4 мальчика, 11 девочек. По каналам восприятия выделяются яркие аудиалы: Трошина А, Плис Д, Ездакова Е. Лясота Д., визуалы: Муртазина А.,Малахова.Зайцева Е., Братенкова кинестетики: Кузнецоа А., Кенич И. ,Тюрнина Т., Рябинина Е., Громышева Е., Павлова Е.

Поэтому исходи из этих и более глубоких черт изучения личности: состояния здоровья, ведущих каналов восприятия, проблем индивидуально-психологических (память внимание, тревожность, внушаемость, невнушаемость, агрессивность и депрессивность),

Социально-психологических характеристик (от лидера до аутсайдера) можно сделать итоговый вывод по тенденциям обучаемости + или - .

  1. Обучаемость высшая - 6.
  2. Обучаемость средняя – 6.
  3. Обучаемость низкая – 3.

Состояние обученности учащихся основным общеучебным умениям к моменту проведения урока.

  1. Читать осмысленно, понимать прочитанное – 90 %.
  2. Запоминать и воспроизводить по памяти устный и письменный текст – 70 %.
  3. Чертить рисовать – 70 %.
  4. Монологически высказываться- 50 %.
  5. Выделять главную мысль- 100 %.
  6. Читать карту таблицу диаграмму – 60%.
  7. Отвечать на вопросы, решать задачи, видеть проблемы - 40 %.
  8. Ставить вопросы формулировать задачи видеть проблемы. 30 % .
  9. .Составлять простой и сложный график 80 %.
  10. Составлять тезисы, конспекты 70 %.
  11. Записывать содержание урока 60%.
  12. Пересказывать текст устно, излагать письменно 80 %.
  13. Создавать текст по образцу. 100 %.
  14. Действовать по инструкции, алгоритму 100 %.
  15. Создавать текст по заданной теме, виду, жанру 50 %.
  16. Использовать приобретенные знания в стандартной (аналогичной) ситуации, 100 %.
  17. “Переносить” - использовать приобретенные знания в нестандартной (новой) учебной ситуации, 50 %.

Данные результаты получены исходя из мониторинга и исследований личности каждого ученика позволяют одной из важных целей в данном классе будет формирование умения вести диалог, опираться на освоенные большинством обучающихся умения первичной обработки текста. Таким образом, и с точки зрения задач развития обучающихся представляется обоснованной идея строить сценарий урока с использованием исследовательских и групповых форм работы, которой является урок конференция предусматривающий самостоятельную работу с первоисточником, справочной литературой

В классе создан изначально уютный располагающий к общению климат заложенный на ранних стадиях формирования базовых стандартов образования Российской федерации в начальных классах учителями:

2. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ГОСТЯМ О ПРОЕКТЕ ПРЕДСТОЯЩЕГО ОТКРЫТОГО УРОКА-КОНФЕРЕНЦИИ: “МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ И ДРУГИХ ПЛАНЕТ”.

Урок 5, 6 (по расписанию). Учащиеся пришли на урок в хорошей форме и настроении.

Пообедав столовой после 4 урока, а значит энергетические возможности организма получили запас и готовы к реализации гормональный фон в норме .На уроке присутствовали все учащиеся.

3. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ОТКРЫТОГО УРОКА.

Актуальность проекта.

Уважаемые коллеги-гости! Вашему вниманию предлагается проект открытого интегрированного урока в 11 классе, объединяющий в себе межпредметные связи,несущий информационно познавательный характер “Магнитное поле Земли и других планет”.

В основе подготовки к уроку использованы элементы технологии ведения нестандартных уроков по системе М. М. Поташника. Где использован индивидуально личностный подход к обучающимся учитывается зона его ближайшего развития после восприятия нового материала, данная методика сочетается с использованием технологии Лысенковой использование активных методов и форм обучении, а так же накопленный собственный опыт ведения уроков в Уральском регионе, т.к. он имеет свои особенности (культуру, историю, социально – правовой аспект) позволяющий решать задачи национально-регионального компонента позволяет ребенку в условиях региона т.е. умение работеть а Горно-заводском округе.

Тема урока является актуальной т.к . в статье об образовании Р.Ф.где прописан Закон об образовании, прослеживается гуманистический принцип образовательного процесса прослеживается линия единства Федерально - культурного постранства позволяющий нам нам совершенствовать, модернизировать прежний личностный опыт. Интегрируя его с опытом коллег которые так же выполняют в данной школе единый государственный общеобразовательный стандарт, а национально региональный компонент : расширяет, уточняет, конкретизирует, углубляет возможности развития системы образования в

Свердловской области в конкретных социально – экономических, социально – культурных условиях.

Диагностика личности учащихся получена путем тестирования, педагогических наблюдений. Путем экспертной оценки учебных и воспитательных возможностей в ходе психолого-педагогического консилиума.

Использование данных форм взято не случайно, он широко используется при ведении внеклассной работа в этой области. Так 8 человек из этого класса являются членами юннатско-экологического движения и начальные коммуникативные навыки заложенные учителями нач. школы развивались и расширялись во внеурочное время, а так же ценностно-ориентационные и _______________________________.

Проблемное поле проекта.

Содержательная проблема урока.

Заключается в передачи нового материала собранного из первоисточников о магнитном поле Земли, магнитных бурях, магнитные полюса Земли, умение находить их на карте, влияние геомагнитных бурь на организм человека в конкретном регионе (Урал Г. Н. Тагил) закрепляющие и расширяющие познания учащихся за рамками Гос. Стандарта.

Дидактика-технологическая проблема урока.

Использование формы деловой игры

Предназначенной для данного класса, в целом и обеспечивающей выполнение плана урока, предусматривающего достижение поставленных целей-результатов урока, адресованной каждому ученику, позволяющая ему прийти к значимому для него лично результату, достижение которого не может быть точно запланировано, но лишь спрогнозировано с той или иной степенью вероятности его ближайшей зоны развития

Исследовательская проблема урока.

1. Ответы на вопросы.

2. Работа с текстом, тестом.

1 Цели педагогические:

Обучения:

1. Усвоение всеми учащимися стандартного минимума:

По теме: 1. ________________________________________ \в физике\.
2. Влияние различных абиотических факторов на приспособленность биосистем в биогеоценозах \ в биологии\

2. Формирование надпредметного умения обобщать путем сравнения (магнитный полюс и географический полюс), постановка проблем, оперирование новыми терминами,работать по алгоритму над составлением кроссворда какспособа развитие логического мышления.

3. Умение использовать личный опыт для обоснования научных идей, умение применять полученные знания на практике.

Воспитания:

Личностной патриотической позиции:

Можно считать пример с действием магнитного поля на поведение китов, человека.

Развития гуманного отношения к природе. Воспитывать чувства красоты и гармонии здорового человека с природой. Продолжать формирование толерантности у учащихся.

Психологического развития.

Развитие психологических характеристик личности учащихся таких как память при работе с алгоритмам и опорным конспектом, развитие самооценки при подведении итогов теста, сочувствия (при рассказе о гибели китов), коммуникативности, умению релаксировать (расслоблятся под музыку во время проведения теста и перед началом урока. Ясность речи.

Продолжать формирование толерантности у учащихся

2. Цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские).

Основная диагностическая цель - определение зоны ближайшего развития учащихся после изучения ими темы “Магнитное полн Земли и других планет ”. В итоге данного интегрированного урока должно стать ясно:

1. Каков теперь рабочий объем вербальной и образной памяти у Громышевой Е.

Кузнецова А., Ездаковой Е.

2. Каково допустимое время волевого напряжения внимания у. Плис Д.

3. Удалось ли вызвать проявления сочувствия, эмпатии, сострадания

4. В чем причины затруднений в развитии воображения у Ездаковой Е.......

5. Работает ли прием работы с алгоритмом для развития абстрагирования, и логического мышления у ...Зайцевой Е, Братенковой, Е,Тюрниной Т.......................................;

6. Удалось ли с помощью вопросов активизировать умение выдвигать гипотезы у  Ездаковой Е., Рябининой Е., Кузнецова А. Насколько успех здесь зависит от состояния воображения этих учащихся.

Основная познавательная цель:

1. Можно ли обеспечить гарантированное усвоение всеми учащимися программных требован по теме путем самооценки

2. Насколько эффективно применение приема работы с алгоритмами для формирования умения составлять кроссвод. Развивают ли данные творческие задания интерес к предмету ведь только через интерес осуществимы все задачи.

3. Возможно ли путем открытого вероятностного диалога учеников с участием учителя непосредственно в ходе урока построить эксперемент (работа с Лясотой Д), каковы могут быть методические средства конструирования такого диалога? (свободное общение, вопрос ответ и т.д.)

Основная исследовательская цель образовательного процесса на данном уроке — определение возможностей (рамок, допусков, границ) проектного, вероятностного подхода к конструированию урока как педагогического события, предназначенного для проживания его совместно учащимися и учителем.

Предмет исследования познавательного процесса на этом открытом уроке и для учителя, и для гостей будет общим: каковы плюсы и минусы нетрадиционного проектно-сценарного варианта подготовки к уроку по сравнению с его привычным планированием.

3. Цели профессионального и личностного саморазвития учителя.

Я как автор предлагаемого вам, уважаемые гости, открытого урока вижу мои собственные цели, прежде всего, в совершенствовании, с помощью ваших продуктивных замечаний, а также моей профессиональной рефлексии, технологии “открытого”, “вероятностного”, вариативного образования учащихся. Моя профессиональная цель состоит в оттачивании принципиально новых для нашей массовой школьной практики средств, приемов и техник планирования и проведения уроков, предусматривающих:

• самостоятельность ученика в выборе “познавательных ролей” и связанную с этим свободу (принципиальную непредсказуемость) его движения от цели урока к его результату;

+ право ученика на выбор темпа усвоения и способа понимания информации (простое повторение, логическая схема, решение поставленной проблемы, свободное исследование, оценка, проектирование, изготовление модели); реальную возможность каждого ученика быть соавтором разворачивающегося сценария урока.

Моя личная цель связана с содержанием образования на уроке. Хотелось бы срежиссировать межученический диалог и так в нем участвовать, чтобы в результате родилось новый взгляд на глобальную идею сохранения жизни на нашей планете, защитить ее от экологической опасности хотелось бы пережить вместе с учениками эмоциональный взрыв отождествления себя значимыми личностями способных защитить Планету Земля не только от его магнитных бурь .

Помочь ученикам и самой обрести познавательный и нравственный опыт, который бы позволил взглянуть на сегодняшний день спокойно и без страха за завтрашний день, который может привести к нарушению генофонда человечества к деградации личности, регрессу эволюционного процесса.

Сформулированная таким образом совокупность целей проекта позволяет представить суть проектного предложения и выдвинуть проектную гипотезу.

Суть проектного предложения имеет две составляющие: экологическую и учебно-технологическую. образования (А. Лобок).

В связи с этим проектная гипотеза предполагает достижение обозначенных целей с помощью ряда дидактических, технологических и методических средств.

1. Выбор оптимальной дидактической структуры урока. Поскольку главная обучающая цель урока — освоение учениками новой техники обобщения связанной с изложением и исследованием полученных данных, сравнения и повторения запоминания новой информации и применение ее на практике.

2. Проект урока сконструирован в форме активизировано-исследовательской конференции.

6. Анализ открытого урока учителем

В своем анализе только что прошедшего на ваших глазах, уважаемые гости, педагогического события, мне хотелось бы остановиться, во-первых, на целях его осуществления для вас. Это - повышение собственной квалификации Подобная цель диктуют две принципиально разные позиции. Одна позиция — мотивированного и заинтересованного участи вас в ознакомлении с опытом нашей работы с Л А, исходя из которого у вас возникают вопросы: “Что я могу взять непосредственно?”, “Что я могу взять путем “подгонки” под свой предмет?”, “Что я могу взять путем “додумывания”, “достраивания”, “внутреннего продуктивного спора с автором?”, “Что это за прием?”, “Для чего он нужен?”, “Как его исполнить в другом предмете?”, и т.п. Иными словами, в позиции перенимателя опыта уместно с искренней любознательностью спрашивать: “Что?” и “Как?”

Спросим себя, прежде всего: удалось ли справиться с основной дидактика-технологической проблемой урока, заключающейся в необходимости оптимально сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения, воспитания и развития? Да.

Далее, спросим себя, удалось ли продвинуться в разрешении исследовательской проблемы урока.

Да проведены исследования свойств магнита, исследования по нахождению полюсов.

Рассказывая о китах самоубийцах было проявлено у “со-переживание”, “со-болезнова-ние” и “со-страдание” им. Здесь проявилась и личная патриотическая позиция, предполагающая сочувственную нравственную, а не просто отвлеченную, холодную, взвешенную чисто-рациональную оценку происходящих событий. Поэтому именно в этом месте самоанализа уместно будет сказать о выполнении главной воспитательной цели урока: формировании ответственного, то есть свободного, осознанного, не звериного, кровно-почвеннического, а одновременно сочувственного, эмоционального и аргументированного, взвешенного выбора личностной патриотической позиции.

Обобщая, можно сказать, что на материале проведенного открытого урока нами был получен один из возможных вариантов решения проблем использование нестандартных методов и форм обучения на уроках естественных дисциплин.

Исследовательской проблемы урока. Его суть в том, что традиционные методические приемы продуктивны там и только там, где они регулируют, организуют, направляют “обезличенную” деятельность учащихся (выполнить инструкцию по поиску нужной информации, найти и подобрать, вклеить, вырезать, многократно поменять местами в стандартной таблице тот или иной текст и т. п.). Вариативные же образовательные технологии (такие как, например, элементы рефлексивно-ролевой игры, дебаты, внутри группе вой диалог, требующий выбора значимого текста из нескольких данных, мозговой штурм и т.п.) эффективны там, где необходим “творческий акт”, “озарение”, “вероятностный” прорыв к неведомому ранее смыслу.

Надо сказать, что урок продемонстрировал, насколько эффективной оказывается работа, если форма проведения урока не произвольна, а учитывает индивидуально личностные психологические знания учащихся, а по принципу взаимодополнительности, малоконфликтности и естественной управляемости, то есть на основе психологической совместимости.

Определенное отношение к исследовательской проблеме урока.

Другими словами, посмотрим, как были реализованы в ходе урока его цели, заявленные в проекте.

Во-первых, насколько мы с вами можем судить по результатам самооценки и составлению опорного конспекта, по выступлениям и комментариям учащихся и в, все учащиеся усвоили стандартный минимум фактических сведений о магнитном поле Земли ее полюсах, влиянию его на биосистемы, географическое расположение.

Во-вторых, в ходе урока у всех учащихся шло формирование надпредметного умения обобщать путем исследования и упражнение в применении полученных знаний на практике.

Таким образом, как кажется, удалось реализовать основную исследовательскую цель образовательного процесса на данном уроке — выяснить, каковы плюсы и минусы нетрадиционного проектно-сценарного варианта подготовки к уроку по сравнению с его привычным, если можно так выразиться, мероприятийным планированием и ожиданием якобы обязательного, гарантированного результата. Очевидные плюсы определились: достаточно высокая мотивация учащихся, достижение воспитательных целей урока, снятие для многих учащихся психологической зажатости, связанной с авторитарным стилем педагогического общения.

Стали яснее и минусы, и главные ограничения: очевидно, что подобные уроки сложно проводить без предварительной тщательной проработки учебного материала традиционным способом. Проектно-сценарный вариант подготовки к уроку не может обеспечивать первичное освоение учебного материала и не позволяет вырабатывать общеучебные навыки. Поле его применения — формирование сложных надпредметных и рефлексивных умений.

Вместе с тем урок со всей очевидностью показал, что такие качества нового вариативного образования XXI века, как: самостоятельность ученика в выборе “познавательных ролей” и связанная с этим свобода (принципиальная непредсказуемость) его движения от цели урока к его результату; право ученика на выбор темпа усвоения и способа понимания информации; реальная возможность каждого ученика быть соавтором разворачивающегося сценария урока; могут быть реализованы только в рамках проектно-вероятностного подхода к его “сочинению” и проведению.

Приложение