Предлог как слово и его роль в речи

Разделы: Русский язык


В своей практике я давно использую уроки– сказки и вижу, как легко и просто дети усваивают части речи. Эти знания остаются в их памяти на долгие годы, и при изучении любой темы по частям речи ученики быстро оперируют ими.

Цели урока:

  • формирование представлений о предлоге
  • как слове, его роль в предложении;
  • развитие умения распознавать части речи в предложении;
  • прививать интерес к родному языку, желание его изучать.

Ход урока

1. Чистописание.

2. Изучение нового материала.

– Ребята, сегодня мы снова отправимся в сказку и побываем в уже знакомой стране РЕЧЬ.

– Как называют жителей этой страны?

Сегодня ждут нас старые друзья!
Узнаем вместе мы их: ты и я.

Давайте произнесём заветные волшебные слова:

Сто вопросов – сто ответов,
В них найдём мы сто секретов.
Все секреты мы узнаем,
Если в сказке побываем.

– Закройте глаза, мы с вами отправляемся в путешествие.

– Откройте глаза. Посмотрите, где мы? К кому попали в гости? Расскажите о жителях этой страны. (Дети рассказывают о частях речи.)

– Части речи решили провести испытание и проверить, сможете ли вы их узнать в предложении. Запишите под диктовку предложение и найдите в нём знакомые части речи: “Девочка нашла белый гриб”.

– Тихо и спокойно жили части речи в своей стране. Дедушка имя Существительное тихонько дремал у окошка, девочка имя Прилагательное вела себя очень воспитанно, она всё время о чём-то мечтала и любовалась окружающим миром, а дядюшка Глагол постоянно куда-то исчезал, ему надо было передать очень много дел.

Однажды ранним утром, когда все части речи были ещё дома, на улице страны Речь раздался какой-то шум, послышались крики и смех. Это появились новые жители – мальчики Предлоги. Как все мальчишки, они любили играть в шумные игры, бегать, кричать. Давайте запишем им название в своей тетради, чтобы нам их не забыть.

(Запись темы урока в тетради и на доске.)

Нашим старым знакомым частям речи было интересно узнать, для чего в стране Речи нужны предлоги.

Мальчишки предлоги в это время играли в мяч. Они рассказали историю, которая произошла с ними в то время, когда они не знали правил поведения на дорогах, и играли с мячом возле проезжей части. Познакомимся и мы с этой историей, но в ней не хватает слов. Догадайтесь, какие слова пропущены.

(Текст закрыт на доске. У учителя в руках мяч.)

Покатился … огород,
Докатился … ворот,
Подкатился … ворота.
Добежал … поворота.
Там попал … колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и всё.

(По ходу устной работы учитель прикрепляет предлоги магнитом к доске на место многоточия.)

– Как вы думаете, для чего нужны предлоги?

(Они нужны для связи слов в предложении.)

ПРЕДЛОГ, в переводе с греческого, буквально означает “ПЕРЕД СЛОВОМ”.

Хоть мальчишки Предлоги ещё маленькие, но они стали самостоятельными отдельными словами.

Спишите предлоги вместе с теми словами, которые они связывают.

– Грустная история? Что вы можете посоветовать мальчикам Предлогам?

– Итак, для чего служат предлоги в речи?

– Прочитайте вывод, который сделала Мудрая Сова на странице 148, и сравните со своим выводом. Совпадают ли они?

Мальчишки Предлоги любят играть в прятки. Однажды все Предлоги уже попрятались, а один мальчик не знал, куда ему спрятаться. Сначала он лёг ПОД деревом, затем спрятался ЗА дерево, потом ПО стволу залез НА дерево. Но его всё-таки нашли, и он слез С дерева.

(На картинке – дерево. Учитель рисунок мальчика Предлога помещает по ходу рассказа в соответствии с предлогами. Затем на его место помещает карточки с предлогами: ПОД, ЗА, ПО, НА, С.)

Оказывается, каждый предлог имеет какое-то значение. Посмотрим, какое значение они имеют в нашей истории.

На самом деле значений даже у одного предлога бывает много. Например, у предлога НА может быть 33 значения, а у предлога С – 31 значение.

ВЫВОД: значит, предлоги не только нужны для связи слов, а ещё носят какие-то значения.

– Посмотрите, мальчики Предлоги забрались и в наши учебники на страницу 147.

Назовите предлоги и определите их значение.

– Найдите предложение 280. Подумайте, какими подходящими по смыслу предлогами нужно связать слова в предложении.

(Устный разбор упражнения.)

– Найдите в тексте словарные слова.

– Спишите одно любое предложение по выбору. Выделите предлоги кружочком.

Мальчики Предлоги целый день играли на улице. Дядюшка Глагол не выдержал и улетел по своим делам (убирается рисунок дядюшки Глагола с доски), девочке имя Прилагательное трудно было играть с мальчишками в трудные игры, поэтому она гуляла одна (убирается рисунок девочки). Только дедушка имя Cуществительное полюбил этих озорников – Предлогов, и они любили общаться с ним.

С тех пор ПРЕДЛОГИ употребляются только с именами существительными.

3. Закрепление изученного материала.

– Мальчики Предлоги хотят поиграть и с вами.

Первая игра

– Прочитайте то, что записано на доске. Можно ли сказать, что в каждой строчке записаны предложения?

(Нет, т.к. Предложение выражает законченную мысль.)

– Найдите словарные слова.

– Дополните предложения, употребляя слова с нужными по смыслу предлогами.

Молоко покупают…………………………………………………….

Мы в классе сидим…………………………………………………..

Собака бегала……………………………………………………………

Запишите одно предложение по выбору.

Вторая игра

Прочитайте, измените словосочетания по образцу.

Пшеничный хлеб – хлеб из пшеницы
Кирпичный дом – ……………………………….
Яблочный пирог – ……………………………….
Бельевой шкаф – …………………………………

Выпишите словосочетания по выбору.

4. Итог урока:

– С кем вы познакомились в стране Речь?

– Для чего нужны предлоги нашей речи?

– С какой частью речи употребляются предлоги?

5. Домашние задание.

Чтобы вы не забыли о мальчиках – Предлогах, ещё раз рассмотрите рисунок на странице 147 и выполните упражнение 281 (Проводится инструктаж по домашнему заданию.)

6. Возвращение в класс.

А теперь простимся с мальчиками – Предлогами, закроем глаза и вернёмся в класс.

(Когда дети закрывают глаза, учитель убирает с доски картинки с изображением сказочных частей речи.)

Прозвени-ка нам, дружок,
Голосистый наш звонок.
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.

Давайте пожелаем друг другу всего доброго и хорошего. Урок окончен, идите отдыхать.

Дополнительное задание на случай, если останется время.

Написать предложения под диктовку, подчеркнуть в каждом предлоги.

Ночью на реке тронулся лёд. Льдины с треском ломались. Вода выступила из берегов. Она хлынула на луга.