Открытый урок по литературе "Будущее в наших руках"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:
¨формировать вкус к хорошей научно-фантастической литературе, служащей средством воспитания нашего отношения к реальности;
¨формировать средствами литературы способность понимать предназначение каждого на земле и задумываться над последствиями собственных поступков;
¨ учитьанализу идеи рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и средств ее художественного выражения.

Оборудование:

  1. карта полушарий;
  2. ватман № 1, на котором изображен уголок современной цивилизации (см. приложение 2);
  3. ватман № 2, на котором изображено снежное безжизненное пространство (см. приложение 2);
  4. фонограммы мелодий И. Крутого, Paul Mauriat, Пан – флейта;
  5. магнитофон;
  6. компьютер, экран.

Предварительные задания к уроку:

  1. Прочитать рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром».
  2. Вспомнить художественные произведения, фильмы (художественные, мультипликационные), спектакли о путешествиях во времени.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя с элементами аналитической беседы:

(на фоне тихо звучащей мелодии «Колыбельная Сашеньке» Игоря Крутого).

Учитель. Одним из самых популярных жанров литературы XX века стала научная фантастика. Загадочные истории о космических пришельцах и возрожденных динозаврах, универсальных роботах и неопознанных летающих объектах издаются рекордными тиражами. В чем секрет успеха фантастики? Какие струны в душе человека она затрагивает?

Возможные ответы учащихся:

  • Быстро развивается наука и техника, а фантасты мечтают о еще более совершенных машинах.
  • Люди хотят продлить свое земное пребывание или изобрести лекарство вечной молодости.
  • Писатели задумываются о бессмертии, победе над старостью и болезнями.
  • Чтобы покинуть привычную реальность и посмотреть на мир как бы состороны.

Учитель. Путешествие во времени – одна из самых распространенных тем научной фантастики. В каких произведениях, фильмах вы встречались с этой темой?

Возможные ответы учащихся:

  • «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Керрола;
  • «Синяя птица» Мориса Метерлинка;
  • «Гостья из Будущего», «Звездные войны»;
  • «Терминатор», «Назад в Будущее».

2. Заочная экскурсия на родину Р. Брэдбери (работа с картой).

Рядом с школьной доской – карта полушарий, на которой недалеко от Москвы (примерное место расположения Липецка) размещен маленький самолетик на игольном ушке. На фоне мелодии «Сон, увиденный во сне» И. Крутого звучит текст учителя, медленно передвигающего «сверхскоростной авиалайнер» в американский городок Уокиган (на родину Р.Брэдбери, расположенную недалеко от Чикаго).

Учитель.

Предлагаю вам совершить путешествие. Мы покидаем Европу, пересекаем океан и оказываемся в Америке, стране, в которой объединились все плюсы и минусы технического прогресса. Представьте себе огромнейшие небоскребы, комфортабельные авиалайнеры, автоматизированное производство, новейшие компьютеры, скоростные автомобили…

Впрочем, знаменитый писатель – фантаст Рэй Брэдбери боялся летать на самолетах и всем видам транспорта предпочитал велосипед. Герои же его совершают самые разнообразные путешествия, в том числе – путешествия в прошлое.

3. Аналитическая работа, направленная на выдвижение гипотез учащимися для постановки проблемы.

а) Заочное путешествие в Прошлое, в Будущее.

Учитель. А хотели бы вы оказаться в Прошлом? Заглянуть в Будущее? Зачем?

Возможные ответы учащихся:

  • Каждый человек проживает короткий промежуток времени. Очень интересно было бы своими глазами увидеть то, как выглядела Земля сотни, тысячи лет назад.
  • Еще более увлекательно оказаться в Будущем, посмотреть, до чего может дойти технический прогресс, каким станет человек, как будет выглядеть Земля через миллион лет?

Учитель на фоне мелодии « Once Upon A Time In America» (Пан – флейта).

Учитель. Тогда попутешествуем? Представьте себя на борту суперсовременного сверхскоростного авиалайнера. Всего через несколько мгновений перелет завершается. Мы приземляемся в удивительном месте, примерно таком, какое изобразил художник…

Учитель переворачивает размещенный на доске тыльной стороной (рис. 1.1, приложение 2) с изображением уголка современной цивилизации.

б) Словесное рисование.

Учащиеся, переместившись в воображении в указанную местность, делятся своими впечатлениями, ощущениями.

Учитель.Нравится ли вам здесь? Опишите свои ощущения, чувства, возникшие в этом необыкновенном месте. Это прекрасное здание на берегу реки мне тоже очень понравилось, но нам пора. Несколько счастливых воспоминаний о только что посещенном чудесном месте пронеслись как сон и…

Звучит тревожная мелодия «El Condor Pasa» (Пан – флейта).

Учитель переворачивает размещенный на доске тыльной стороной (рис. 1.2, приложение 2) с изображением снежного безжизненного пространства.

Учитель. Странное место…Уютно ли вам здесь? Что вы испытываете?

Учащиеся делятся своими впечатлениями, ощущениями.

4. Выдвижение гипотез учащимися.

Учитель. А мог ли художник на этих 2-х полотнах запечатлеть одну и ту же местность? Почему?

Возможные ответы учащихся:

  • Художник изобразил разные территории, первое полотно – это уголок современного города с высокоразвитыми технологиями, а второе – холодное безжизненное пространство.
  • Может быть, это и одно место, но после страшной войны, землетрясения или спустя миллионы лет.
  • Подобное могло произойти, но не в реальной жизни, а на страницах фантастического рассказа.

5.Обобщение гипотез учащихся учителем.

Учитель. Прозвучали противоположные точки зрения. Попробуем разобраться, кто прав, а поможет нам в этом фантастический рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром», с которым вы познакомились дома.

6. Анализ рассказа «И грянул гром» Р. Брэдбери.

а) Репродуктивная беседа.

Учитель. Куда и зачем отправляются герои этого произведения?

Возможный ответ учащихся. Они отправляются в Прошлое ради собственного удовольствия. Это путешествие можно считать охотой на динозавров. Главные герои – очень богатые люди. Все земные развлечения им уже прискучили.

Учитель. О чем предупреждает их Тревис перед тем, как отправиться в Прошлое? В чем смысл его теории?

Возможный ответ учащихся. Теория Тревиса состоит в следующем: если нарушить что-то в Прошлом, если уничтожить самое малое (помять траву, убить мышь), это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, так как изменится весь ход эволюции. Поэтому ни в коем случае нельзя сходить с Тропы.

Учитель.В чем состоит вина Экельса? Сколько преступлений он совершил за то короткое время, что провел в Прошлом?

Возможные ответы учащихся:

  • Вина Экельса состоит прежде всего в его легкомысленном отношении ко всему происходящему: он никак не хочет понимать и принимать объяснений Тревиса, «шутя» целится в птеродактеля.
  • Кроме того он трус: его руки трясутся, он «бледно улыбается», сам признается, что « дрожит, как мальчишка».
  • Легкомыслие и трусость приводят к двум преступлениям: он бросил товарищей в минуту опасности и сошел с Тропы, зная, что это может привести к непоправимым последствиям для всего человечества.

б) Беседа с элементами анализа рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром».

Учитель.

Каковы были последствия поступков Экельса?

Каким образом построение рассказа помогает ответить на этот вопрос?

Возможные ответы учащихся:

  • Последствия поступков Экельса были ужасны:
    во-первых, уровень развития человечества резко снизился (объявление с ошибками),
    во-вторых, на выборах, к всеобщему удовольствию, победил диктатор,
    в-третьих, сама атмосфера (в прямом и переносном смысле) стала иной.
  • Придти к подобным выводам можно, сравнивая начало рассказаР. Брэдбери «И грянул гром» с окончанием повествования. Таким образом, кольцевая композиция помогает понять замысел автора.

Учитель.

Не вступают ли в противоречие теория Тревиса и его действия?

Почему организуется сафари, если так велик риск повлиять на ход событий, изменить Будущее?

Возможные ответы учащихся. Между действиями Тревиса и его теорией в определенной степени есть противоречия. Хотя Тревис очень осторожен в своем обращении с Прошлым (создана Тропа, уничтожаются только те животные, которые вскоре должны погибнуть, специальные шлемы служат защите Прошлого от бактерий Будущего, из тела динозавра удаляются пули и т.д.), сафари все же служит для него и его сотрудников средством наживы.

Учитель.Какова цель автора, отправляющего героя в Прошлое?

Возможные ответы учащихся. Автор не мог избрать другого пути: ему необходимо было отправить героев в Прошлое. Иначе он не показал бы нам, что может произойти, если забыть об ответственности перед Будущим. Ведь и мы за Будущее в ответе.

Учитель.Почему Тревис сначала пощадил Экельса (« О кей, Экельс, выходите. И больше никогда не попадайтесь мне на глаза»), а затем, в самом финале рассказа, все же убил его? Какие события произошли между этими эпизодами?

Возможные ответы учащихся:

  • Тревис сначала пощадил Экельса, хотя гнев его не знал границ. Он хотел оставить Экельса в Прошлом, но не сделал этого, вероятно потому, что не знал, к каким последствиям приведет такой поступок.
  • В наказание за трусость он послал Экельса вырезать пули из тела динозавра.

Учитель. Почему же Тревис пощадил Экельса?

Возможные ответы учащихся:

  • Дело в том, что Тревис, видимо, всегда помнит, что убийство, уничтожение может нарушить равновесия на Земле. И неважно, кто убит: бабочка, мышь, лиса, тигр или человек.
  • Кроме того, Тревис не совсем уверен, что его собственная теория верна и что поступок Экельса действительно окажет воздействие на ход эволюции.
  • В конце рассказа он видит убитую бабочку и понимает, что произошло. Он выносит Экельсу смертный приговор: тот должен расплатиться перед человечеством за свое преступление.

в) Беседа обобщающего характера.

Учитель. «И грянул гром» – это рассказ-предупреждение. Как вы поняли, о чем предупреждает людей Рэй Брэдбери? В чем смысл названия рассказа?

Возможные ответы учащихся:

  • Брэдбери предупреждает, что все мы в ответе перед Будущим за каждый свой поступок, даже самый, казалось бы, незначительный.
  • Гром гремит в рассказе, когда появляется динозавр и когда Тревис стреляет в Экельса (раздается гром выстрела). Но в заглавии рассказа это выражение имеет переносное значение: грянул гром – предупреждение, грянул гром – расплата.
  • В названии слышится угроза тем, кто не прислушается к предупреждающему голосу автора: остановитесь вовремя, завтра будет поздно, не убивайте, одумайтесь!
  • Писатель показывает, что все в мире, в природе взаимосвязано, и человек не может постичь эту связь или решить, что какое-то насекомое или животное «бесполезно». Уничтожая его, разрывая связи, нарушая равновесие, человек губит самого себя.

7. Формулирование темы, проблемы урока учащимися.

Учитель. Подумайте и попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока. Что, на ваш взгляд, было в нем самым главным, самым значимым? От кого же зависит Будущее?

Возможные ответы учащихся:

  • Мы все в ответе перед Будущим!
  • Будущее в наших руках!
  • Каждый из нас в ответе перед Будущим!
  • Сохраним Будущее для потомков!

Один из предложенных учащимися вариантов темы записывается на доске учителем.

Учитель. Что мы можем и должны сделать, чтобы современные красавцы-города не превратились в груду развалин или холодное безжизненное пространство, как на картинах художника, которые сравнивались в начале урока? Над чем просит задуматься Р. Брэдбери?

Возможные ответы учащихся:

  • Рассказ заставляет размышлять над последствиями поступков, сознательно подходить к решению тех или иных вопросов.
  • Это произведение воспитывает ум, наше сознание, формирует наше отношение к окружающему миру.

8. Анализ эпиграфа к уроку.

Учитель. Внимательно прослушайте записанные на доске строки современного поэта Вадима Шефнера, являющиеся эпиграфом урока. Подумайте, созвучны ли эти строки теме сегодняшнего урока? Как вы их понимаете?

На фоне мелодии «Колыбельная Сашеньке» Игоря Крутого звучит текст эпиграфа в исполнении учителя, а на экране поочередно появляются разнообразные картины природы (см. приложение 1).

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, –
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.
(Вадим Шефнер).

Учитель. Это стихотворение В. Шефнера о трепетном отношении к природе, именно к этому и призывает нас автор фантастического рассказа «И грянул гром» И все это ради счастливого Будущего.

8. Домашнее задание:

  1. Написать небольшое сочинение на тему: «Каждый из нас в ответе перед Будущим».
  2. Проиллюстрировать работу.

9. Оценки за работу на уроке.