Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации)

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение


Введение

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась,
не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена».
Д.С. Лихачев.

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение, что обусловлено, в первую очередь, легендарным военным прошлым нашего края.

Но культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине». Поэтому литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса может плодотворно развиваться в каждом крае. Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия.

В последнее время значительно обновилось содержание структуры литературного образования, созданы вариативные программы, учебники для всех типов общеобразовательных учреждений. На первый план выдвигается освоение художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственности учащихся. Во многих регионах РФ создаются курсы, связанные с литературным краеведением: «Литература Смоленщины», «Литературные традиции Тамбовской земли», особенно плодотворная работа по этому направлению ведется в Сибири и на Дальнем Востоке (в учебный план школ введен региональный компонент по литературному краеведению).

Решающее значение для организации литературно- краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя-предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае. Представленный перед вами труд, это очередная попытка автора донести до вашего внимания опыт работы в использовании краеведческого компонента на уроках русского языка и литературы. В этом сборнике вы найдете варианты примерного тематического планирования уроков литературы с 5-го по 11-й класс с использованием краеведческого материала, справочную литературу, конкретные разработки уроков, методические рекомендации.

Раздел 1. Методические рекомендации по организации работы по литературному краеведению.

Классному руководителю.

Ключевым критерием содержания регионального компонента образования является опора на выделение социально значимых приоритетов регионального уровня. Если федеральный компонент образования решает задачи подготовки выпускника с учётом требований, предъявляемых на общегосударственном уровне, то целью регионализации образования следует считать социальную адаптацию учащихся к условиям жизни на территории конкретного субъекта Федерации. Особо следует отметить, что одной из социальных групп, наиболее остро осознающих значимость краеведческой грамотности, являются педагоги. Любой учитель-предметник, классный руководитель должен:

  • знать смысловое содержание национально-регионального компонента на теоретическом уровне;
  • определять место, значение, необходимость изучения истории, культуры, литературы своего края в контексте истории России;
  • владеть методикой систематизации краеведческих знаний;
  • определять образовательные, воспитательные и развивающие задачи при формировании знаний;
  • уметь соотносить общее и особенное в развитии, осознавать уникальность своего родного края.

Следующим этапом в системе работы по наполнению и осмыслению знания регионального компонента являются все виды практики: внеклассная практика, практика пробных уроков, классных часов, а также анализ учебно-воспитательной деятельности.

В поисках путей решения стоящих перед школой задач учителя обращаются и к литературному краеведению. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы – слово. Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли.

Учителю русского языка и литературы.

Переход школы на новый учебный план и программы значительно расширил возможности творческих проявлений учителей. Внимание словесников все более привлекают такие пути, методы и приемы изучения литературы, которые способствуют развитию мыслительной активности учащихся, вызывают устойчивый интерес к художественному слову.

Обогащению представлений школьников о литературе и расширению их понятий о творческой деятельности писателей помогает краеведческая работа. Краеведческий материал становится предметом внимания учащихся не только на уроках литературы, но и на внеклассных занятиях.

Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы в школе имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его активный интерес к современной культурной жизни своего города (села, района). Учитель должен иметь представление об основных центрах собирательской и научно-исследовательской работы по литературоведению и фольклору (научно-исследовательские институты языка и литературы, соответствующие кафедры высших учебных заведений, секции фольклора при местных отделениях Союза писателей и др.), быть знакомым с литературой по методике и обмену опытом литературно-краеведческой деятельности, уметь работать с архивными источниками.

Начинать работу по литературному краеведению педагогу следует со сбора следующих сведений:

  •  какие деятели культуры являются его уроженцами, какие бывали в данном крае?
  •  в каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа родного края?
  • какие явления, факты, события, аналогичные тем, которые отражены в изучаемых произведениях, имели место в общественной жизни края?
  • какую роль сыграли писатели-земляки в создании местной и общенациональной культуры?

Источниками таких сведений могут быть художественные произведения, очерки, воспоминания, письма писателей и их современников, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати, монографии и семинарии о писателях, летописи жизни я творчества писателей, справочники и путеводители по родному краю, ученые записки местных вузов, районные и областные газеты и журналы. Большую помощь педагогу могут оказать краеведы, родственники (потомки) писателя и другие люди, близкие писателю.

Сотрудничество с методическими кафедрами школы:

Систематизация собираемых материалов может выразиться в составлении библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край. Начав с эпизодического привлечения отдельных учащихся к выполнению тех или иных несложных заданий, учитель постепенно сплотит около себя актив увлеченных живым и интересным делом школьников.

Система работы по параллелям

Класс

Направление

Мероприятие

Ответственные

1–4

Лингвистическое (топонимика края).

Классные часы и внеклассные мероприятия.

Уроки с краеведческим компонентом.

Библиотечные уроки.

Праздники.

Классные руководители.

Библиотекари.

Учителя русского языка и литературы.

5–6

Лингвистическое (лексика и фразеология современных говоров Дона).

Классные часы и внеклассные мероприятия.

Уроки с краеведческим компонентом.

Библиотечные уроки.

Праздники.

Просветительская деятельность для младших школьников.

Классные руководители.

Библиотекари.

Учителя русского языка и литературы.

Детский актив.

7–9

Литературное краеведение (фольклор области, литература города, литературная карта края).

Литературные экскурсии.

Фольклорные посиделки.

Этнографические праздники.

Проектная деятельность.

Классные руководители.

Библиотекари.

Учителя русского языка и литературы.

Детский актив.

10–11

Литературное краеведение (научно-исследовательская деятельность и элективные курсы).

Сотрудничество с краеведческими центрами, музеями, вузами.

Участие в краеведческих чтениях, конференциях, олимпиадах.

Учителя русского языка и литературы.

Детский актив.

Раздел 2. Использование информационных технологий на уроках с краеведческим компонентом.

В последнее время наблюдается тенденция потери интереса к предметам гуманитарного цикла, особенно литературы. Методическая формула «рассказ о писателе – чтение произведения – обсуждение – сочинение» исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать ученику объемное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит в выработке новых средств работы с художественным текстом, чтобы он приобрел объем, стал звучащим, многогранным. Одним из способов сделать предмет литературы для школьников более притягательным является использование средств сети Интернет. Интернет становится незаменимым источником знаний и информации. Вскоре информационные технологии в образовании станут неотъемлемой частью учебного процесса во всем мире. С помощью Интернета развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети, классифицировать информацию, критически подходить к ней, что в целом способствует повышению информационной культуры. Все это является необходимым качеством современного человека, прививает и развивает навыки самообразования, помогает превращать учебу «в радость открытия». Учащиеся ощущают себя не только пользователями, но и создателями образовательных сайтов, что способствует их самореализации, становлению личности, впитывающей гуманистические традиции и участвующей в развитии информационно-образовательного пространства. В процессе создания сайтов и сбора информации по предложенной тематике, удовлетворяется игровая деятельность учащихся, что делает изучение предмета, более привлекательным. На одном из компьютерных вечеров, проводившихся журналом «Микропроцессорные средства и системы» в Москве прозвучал лозунг: «Учись, игра. Ученые пришли к выводу, что тренажеры, компьютерные учебники, практикумы, если делать с элементами игры, существенно улучшат восприятие и запоминание материала учащимися.

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств Интернет.

Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант.

При планировании проектов необходимо продумать и определить круг задач и вопросов:

  • Педагог изучает интересы учащихся, совместно с учащимися выбирает тематику проектов, готовит учеников к работе.
  • Учитель и учащиеся приступают к поиску партнеров по отобранным идеям (межшкольные литературные журналы, газеты; совместное написание стихов, рассказов). Выбирается форма организации деятельности учащихся (индивидуальные проекты, парные проекты, групповые проекты).
  • Педагог совместно с учащимися определяет гипотезу решения проблемы.
  • Когда материал собран, проанализирован и сформулирован вывод, устраивается презентация проекта.

В ходе такой работы демократизируется образовательный процесс, увеличивается ответственность каждого участника за свою работу, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся учатся деловому творческому общению. Приведем конкретный пример. Изучая тему «Литература о Великой Отечественной войне», педагог ставит перед собой задачу ввести в изучение этой темы краеведческий компонент. Теме Сталинградской битвы, в курсе изучения литературы практически не уделяется времени для изучения. Но ведь ребята родились и выросли на этой земле, каждый уголок нашего города повествует об этих героических страницах истории нашей страны. Огромное количество выдающихся деятелей литературы внесли свою лепту в создание литературной летописи героического Сталинграда. Чтобы решить эту проблему, педагог предлагает учащимся принять участие в работе над созданием мультимедийного проекта по литературе, посвященной Сталинградской битве «Героическая летопись Сталинграда».

Для этого учащиеся делятся на несколько групп:

  1. историки, которые готовят исторические комментарии к событиям Сталинградской битвы;
  2. литературоведы, каждый из которых получает свой объект исследования (писатели, воевавшие в Сталинграде; поэты и писатели-земляки; современные литераторы края; мемуарная литература; зарубежные литераторы);
  3. художники (те, кто разрабатывает видеообраз через систему Интернет);
  4. ответственные за музыкальное оформление;
  5. редакторы, аниматоры.

Дальнейшая работа ведется в указанных группах. В результате работы было создано несколько индивидуальных проектов:

  1. Веб-сайт «Литературный Сталинград» (Петрова Вика 11 «Б»).
  2. Презентация «Огненная летопись Сталинграда» (Балясова Мария 11 «Б»).

С помощью этих мультимедийных продуктов уроки литературы в 11-м классе по теме «Литература Великой Отечественной войны» прошли на высоком содержательном уровне.

Одновременно этими проектами в рамках деятельности модератора по краеведению был запущен проект «Литературная летопись края».

Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе, и литературного краеведения.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств. Уже несколько лет при поддержке Агентства «Роспечать» и Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» учащиеся школы ведут работу по этому направлению. Создан электронный литературный путеводитель по улицам города Волгограда, названных в честь поэтов и писателей, мультимедийное путешествие по улице имени А.С. Пушкина (Царицын – Сталинград – Волгоград), Обе работы были представлены и отмечены на конкурсах городского и всероссийского уровня. В настоящее время ведется работа над созданием литературной карты города и области. Проект «Литературная летопись края» набирает обороты. На наш взгляд, он очень перспективен, так как две такие, разные, на первый взгляд, учебные дисциплины, как литература и информатика, выступают в нем рядом, благодаря новым информационным технологиям.

Раздел 3. Уроки по краеведению или с элементами краеведения.

Вводный урок по литературному краеведению в 5 классе.

На самом первом уроке литературного краеведения узнаю, что дети понимают под этим понятием.

Учитель. Понятны ли вам слова "литературное краеведение"?

Дети дружно отвечают "да"!

Учитель. Как вы думаете, что мы будем изучать на уроках литературного краеведения?

Дети. Будем читать различные произведения: сказки, рассказы, загадки.

Слова "литература, литературное" детям понятны, в начальной школе они изучали предмет “литературное чтение”. А слово "краеведение" анализируем более подробно.

Учитель. Вслушайтесь в слово "краеведение". Из каких двух слов оно образовалось.

Дети. Край и ведать.

Слово "ведать" тоже знакомо детям. Его анализировали при изучении словарного слова "медведь".

Учитель. Вспомните, что означает слово "ведать"?

Дети. Знать, узнавать.

Учитель. А что означает слово "край".

Дети. Край – это конец чего-нибудь, например край Земли.

Учитель. А есть и другое значение этого слова. Кто его знает?

Дети. Родной край, место, где мы родились и живем.

Учитель. Мы узнали смысл двух слов "край" и "ведать". Подумайте, что означает это слово целиком: "краеведение".

Дети. Узнавание, изучение родного края.

Учитель. Правильно, молодцы. А теперь подумайте и скажите, что мы будем изучать на уроках литературного краеведения?

Дети. Будем изучать родной край и литературу родного края.

Задания для творческой папки по литературному краеведению для 5-го класса.

Что изучает предмет “краеведение”?

Краеведение.

Задание. Что означают слова край и ведать?

Край ________________

Ведать_______________

Задание. Знаешь ли ты, как называется твой родной край?

Задание. Слово “Волгоград» означает “город на Волге”. Как ты думаешь, слово “краеведение” может означать только “изучение города Волгограда”?

Задание. Какие изображения относятся к твоему родному краю?

Задание. Что поможет тебе в изучении родного края?

Пословицы, поговорки.

Задание. Прочитай казачьи пословицы. Как ты их понимаешь? По каким словам ты догадался, что эти пословицы этого народа? Подчеркни эти слова.

Не умеешь петь, в запевалы не суйся. Не атаман при булаве, а булава при атамане. Правды и Мамай не съел. Гляди шашку, а не зазубринки на ней. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. И один в поле воин, если он по-казачьи скроен. Казан проверяют по звону, а казака по слову.

Приметы.

Задание. Как ты думаешь, что означает слово примета? Подумай, как появляются приметы? Постарайся объяснить приметы жителей нашего края.

  • Утка на воде кричит – дождя накликает.
  • Солнце вечером краснеет – день настанет ветреный.
  • Много грибов – много ежей будет.
  • Если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые.

Загадки.

Задание. Научись придумывать загадки.

  1. Тюльпан Геснера (Шренка),
  2. Ужовник обыкновенный,
  3. Можжевельник казацкий,
  4. Шампиньон таблитчатый.

Рассмотри фотографии этих растений, занесенных в Красную книгу Волгоградской области. Какие они? С чем ты их можешь сравнить?

Оно похоже на ...

Подумай, как можно рассказать о них, не употребляя названия? Вот у тебя и получилась загадка!

Творческая страничка.

Придумай свою загадку, нарисуй к ней отгадку.

Идея! Сделайте с одноклассниками сборник загадок о родном крае!

Урок-игра на тему «Язык земли родного края» (для учащихся 7–9-го класса).

Тип урока: Урок проводится в форме игры в “Крестики-нолики”.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с топонимами области;
  • развивать внимательное отношение к слову;
  • воспитывать интерес к языку, истории и культуре родного края, отразившихся в диалекте и топонимах.

Задачи урока:

  • способствовать развитию коммуникативных отношений (как внутри классного сообщества, так и вне его);
  • созидать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Оформление урока:

  • виды города и окрестностей;
  • два фотостенда, оформленные командами.

Учащиеся делятся на 2 группы: команда “Крестики” и команда “Нолики”. Каждая команда готовит стенд (фотографии с видами города). Проводится разминка: каждая команда выбирает по 2–3 фотографии и задает команде противника вопросы:

  • Как называется это здание, улица, площадь и т. п.?
  • Какое название было до переименования и почему именно такое?

После разминки начинается игра, которая делится на три этапа. На первом и втором этапах противники по очереди задают друг другу вопросы, подготовленные командами заранее. Одна группа учащихся работает над диалектизмами, другая – над словами и выражениями, связанными с историей города. На третьем этапе вопросы соревнующимся задает учитель. Это вопросы связанны с топонимикой края.

На листе ватмана или на доске чертится решетка для игры в “Крестики – нолики”. Правильный ответ дает право команде поставить свой знак в решетку.

1-й этап: (вопросы команды “Крестики”) Диалектные слова.

  1. Казаки по-своему называли цветы, растения и животных. Какой цветок назывался – азовским цветком?
    тюльпан
    сирень
    ландыш
  2. К тем, кто не любил работать, вел распутный образ жизни они тоже дали свои определения. Как они называли лентяя и лежебоку.
    алахарь
    баглай
    галмат
  3. В говорах есть слово “кугарь ” (с ударением на втором слоге). Что подразумевали наши предки, произнося это слово?
    варенье из черемухи или калины
    казачий подросток, мальчик
    казну
  4. Слово “любодейка” – эмоционально-окрашенное слово, “ласковое”. Кого так называли наши земляки?
    сестру милосердия
    ласкового, но хитрого человека
    соседку
  5. В нашей области, есть уникальный памятник Камышинские уши, он так называется, потому что:
    он похож своей формой на ухо
    там живут ушастые жители
    в древности там были караулы, где несли дозор

2-й этап: (вопросы команды “Нолики”).

История города

  1. В центре города установлены два памятника. Один из них – А.С.Пушкину. А кому из волгоградских поэтов поставлен второй памятник?
    М.Луконину
    М.Агашиной
    Ю.Окуневу
  2. Здание одного из первых театров в нашем городе сохранилось до сих пор. В нем сейчас расположен один из самых известных и популярных культурных учреждений. Как его название?
    НЭТ
    Царицынская опера
    ТЮЗ
  3. В 1913 году в Царицыне был пущен трамвай, Это произошло, в каком районе города?
    Краснооктябрьском
    Центральном
    Кировском
  4. Днем массовой бомбардировки Сталинграда стал?
    14 сентября
    23 августа
    17 июля
  5. Лауреатом первой премии «Сталинград» стала?
    Е.Иванникова
    М.Агашина
    Т.Брыксина

3-й этап: (вопросы учителя).

Уральские топонимы.

  1. Волга – это крупнейшая река в Европе. А как раньше, в древние времена, назывались Волга?
    Танаис
    Итиль
    Бузулук
  2. Название одного из известнейших озер толкуется как “алтын”, т. е. золотое озеро. Что это за озеро?
    Сарпинское
    Баскунчак
    Эльтон
  3. Самая известная возвышенность нашего города Высота 102.0. Почему она получила такое название?
    это самая высокая точка города
    так ее называли в боевых донесениях
    принято давать названия цифрами
  4. Один из славных названий нашего города Сталинград. Каково происхождение этого названия?
    город славится добычей стали
    неподалеку от города протекает река Сталинка
    в честь И.В.Сталина
  5. Елань – название многих сел и деревень, а также различных урочищ. А что обозначает в русском языке слово “елань”?
    небольшое болотце, заболоченное место
    открытое безлесное место, поляна в лесу
    небольшая березовая рощица

После подведения итогов и награждения победителей учитель спрашивает, какие открытия сделали ребята для себя, “путешествуя” породному краю, знакомясь с местной топонимикой.

Диспут «Стихи и ты» (современная поэзия волгоградских авторов) для 10–11-х классов.

Диспуту предшествовала реклама и анкета со следующими вопросами:

  1. Назовите трех любимых поэтов.
  2. Назовите трех современных волгоградских поэтов.
  3. Какие современные поэты вам не нравятся и почему?
  4. Ваше любимое стихотворение.
  5. Почему оно любимое?
  6. Что именно нравится в нем: образы, рифмы, ритм, мысль, настроение?
  7. Каких стихов вам не хватает? Какие вы хотели бы прочесть?
  8. Нужны ли вам стихи? Зачем?
  9. Где вы берете стихи? В книгах, в журналах, у друзей? Слушаете ли по радио или на эстраде?
  10. В каких условиях вы любите читать стихи (наедине, в коллективе, на уроках литературы)?
  11. Что вы любите больше: читать или слушать стихи?
  12. Как вы провели День поэзии и знаете ли вы о нем?

Ответы были самые разные: и обстоятельные, свидетельствующие об эрудиции и вкусе, и восторженные, о вкусе не свидетельствующие, и краткие, и просто с прочерками вместо ответов. Выяснилось, что интерес к поэзии есть, но далеко не у всех и не всегда обогащающий душу: у многих интерес к поэзии носил характер модного увлечения. Диспут был нужен, и теперь уже непосредственно для него был выработан вопросник, вывешенный в вестибюле школы:

  1. Что ты ищешь в поэзии?
  2. Достаточно ли тебе Пушкина и Маяковского и почему? Нужен ли тебе поэт – твой современник и почему?
  3. На кого из нынешних поэтов ты возлагаешь большие надежды и почему?
  4. Можно ли считать поэзию «учебником жизни»? А может, она задачник.

На диспут был приглашен волгоградский поэт В.Курапов, который познакомил учащихся со своим творчеством.

Диспут является высокоэффективной формой приобщения учащихся к литературе, к искусству, потому что, участвуя в диспуте, учащиеся наиболее активны, острота вопросов и мнений, борьба этих мнений разжигают их интерес и стимулируют вдумчивое отношение к литературе. Однако это очень трудоемкое и ответственное мероприятие. Оно требует от устроителей и ведущих, достаточно широких и глубоких литературных знаний. Особенно подробно надо знать ту область литературы, которая подвергается обсуждению. Необходимо выработать свою принципиальную позицию и четко представлять, четко сформулировать ее для себя, подобрать примеры. Потому что взрослый (учитель или гость) на диспуте – не наблюдатель, а активный участник, задача которого состоит не только в том, чтобы обеспечить спор, но и в том, чтобы в борьбе субъективных мнений найти объективно правильное зерно, развить его и убедить в своей правоте всех участников диспута. Причем делать это надо не безапелляционно – бездоказательно, а разъяснять, убеждать, стараться привести учащихся самих к нужному выводу.