Урок русского языка по теме "Повторяем орфограмму "Мягкий знак на конце слов после шипящих" в 4-м классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  1. повторить правила написания Ь на конце слов после шипящих;
  2. продолжать учить детей работать в группе;
  3. закреплять умения различать слова по частям речи;
  4. развивать речь, мышление учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Орфографическая пятиминутка.
  3. Повторение материала прошлого урока.
  4. Работа по теме урока. Повторение и закрепление.
  5. Итог урока. Обобщение.
  6. Задание на дом.

Оборудование:

  1. Учебник.
  2. Школьная доска.
  3. Рабочие и орфографические тетради.
  4. Карточки для индивидуальной работы.
  5. Два вида карточек для групповой работы.
  6. Сравнительная таблица.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверка готовности к уроку: на парте лежат тетради, письменные принадлежности, учебник;
  2. Приветствие учителя.

II. Орфографическая пятиминутка.

- Разве можно без улыбки
Видеть Кузины ошибки:
«Налител я на сугроп
И расшип себе я лоп.
Очень болно и обидно,
Глас под шышкою не видно».
– Быстро Кузе помогайте,
Все ошибки исправляйте.

(Учащиеся записывают предложение в исправленном виде и называют орфограммы, которые необходимо вспомнить, чтобы правильно писать слова).

III. Повторение изученного материала на прошлом уроке.

1) Индивидуальная работа по карточкам.

Указать в скобках графически место орфограммы «Буквы О – Ё после шипящих и Ц»
Шёпот (___) , зайчонок (___), девчонка (___), шёлк (___).

2) повторение правила написания букв О – Ё после шипящих и Ц;

3) рассказывание стихотворения М. Грозовского (упр. 3, стр. 39).

IV. Работа по теме урока: повторение правила написания мягкого знака на конце слов после шипящих.

1) Работа по учебнику.

– Откройте учебник на стр. 39, прочитайте тему сегодняшнего урока (один из учеников читает вслух)

– Работа с рубрикой «Вспомни материал, изучавшийся ранее».

Когда на конце слов после шипящих пишется мягкий знак? (ответить на этот вопрос помогут детям столбики слов на стр. 39).

– Обсуждение текста в учебнике на стр. 40 (необходимо определить, кто из ребят, участвующих в диалоге, прав).

Вывод: мягкий знак не всегда обозначает мягкость согласного, в словах рожь, помощь, ночь указывает на то, что слово относится к 3 – ему склонению.

2) Работа по группам.

а) каждая группа получает карточки со словами. Необходимо разложить слова на три группы: имена существительные 1-го и 2-го склонения, имена существительные 3-го склонения, краткая форма прилагательных.

Молодёж (?)

Доч(?)

Плащ(?)

Много дач(?)

Хорош(?)

Чертёж(?)

Мало задач(?)

Ландыш(?)

Малыш(?)

Пригож(?)

Колюч(?)

Жду встреч(?)

Реч(?)

Стриж(?)

Калач(?)

Кирпич(?)

Сторож(?)

Мыш(?)

Врач(?)

Экипаж(?)

– Проверка выполнения данного задания (каждая группа по очереди называют слова, которые они отнесли к сущ. 1-го и 2-го склонения, к 3-ему склонению, к прилагательным в краткой форме). Свой выбор учащиеся аргументируют.

б) каждой группе выдаётся задание на листочке: прочитайте словосочетания с «зазеркальными» словами. Подумайте, какого рода могли быть эти имена существительные и как их нужно написать. Докажите ответ.

Весёлый курш…, глухая перч…, молодая сморш…, голубая верч…, светлый кранш…, устный жорч…, звёздная чапрч…

в) выборочный диктант. Записать в тетрадь слова с мягким знаком на конце слов после шипящих.

Овощ, кураж, сушь, плащ, вираж, мощь, Васильевич, помощь, нет рощ, дочь, дичь, чушь, малыш, ковш, брешь.

За каждое правильно выполненное задание группа получает 3 балла. Максимальное количество баллов – 9. Активная работа в группе влияет на выставление итоговой отметки за урок. Ребята самостоятельно оценивают свою работу и работу каждого члена команды.

3) Работа в орфографической тетради.

V. Итог урока, обобщение изученного материала.

Ь пишется

Ь не пишется

1. У существительных 3-го склонения.

1. У существительных мужского рода и женского рода 1-го склонения в Р.п. во множественном числе.

 

2. У прилагательных в краткой форме.

– Приведите свои примеры по каждому пункту таблицы.

VI. Задание на дом.

Стр. 40, упр. 2; стр. 41, упр. 3 (подготовка к словарному диктанту).