Урок природоведения "Птицы зимой", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • познакомить с зимующими птицами, дать представление о их значении;
  •           
  • познакомить с мероприятиями по охране птиц;
  •           
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к птицам.

Оборудование: предметные картинки птиц, шапочки с изображением птиц; смена  для птиц, кормушка, учебник, альбомные листы с изображением птиц, цветные карандаши.           

Ход урока

1.Организационный момент 
- Готовность детей к уроку. (Сообщение темы урока)

2. Проверка домашнего задания  
- Назовите диких животных, которые живут в лесу?
- Какие животные ложатся в спячку? (Плакат с изображением диких  животных)      
- Почему говорят, что медведь «сосёт» лапу? 
- Где белка устраивает своё гнездо?
- Чем питаются зайцы зимой?
- Что больше всего любят лоси?   

3. Объяснение нового материала 
- Кто ещё живет в лесу?
- Каково значение птиц в природе?
( Аудиозапись с голосами птиц )
- Зима навела строгий порядок в лесах и на   полях. Всё у неё прибрано и сверкает белизной.                                       
Мы знаем, что с наступлением холодов много птиц у летает.
- Как называют птиц, которые улетают в теплые края?  
- Много птиц остается у нас. Эти птицы называются зимующие. О птицах, которые у нас   остаются, чем они кормятся мы узнаем на уроке.

1. Игра «Отгадайка»
(По ходу угадывания птиц, выставляются картинки с изображением птиц)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Снегирь-птица, про которую принято говорит. что это наши зимние гости. И особенно они красивы, когда обнажаются деревья, и их сидит на них много,   как будто яблоки созрели среди зимы. (Сообщения о птицах читают подготовленные ученики)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает. (Воробей)
Воробьи-всем известные смелые, умные птички. Они могут поселятся в шумных многолюдных городах. Воробьи ещё и очень осторожные птички, они редко попадают в лапы кошкам.
Среди леса кузнец куёт. (Дятел)
Дятел-быстро передвигается по дереву, постукивая своим клювом ствол, словно медицинским молоточком. Недаром его называют лесным докторам. Если есть в лесу дятлы-значит, лес будет жить.
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Сорока-прозвище у неё белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост черные. Сороку невозможно слушать с другими птицами. Сорока селится в открытом месте. Вы её каждый день встречайте на улице.
Носит серенький жилет
А у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Кар-кар! Кар-кар» (Ворона)

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

Поползень-птичка, которая лазит по стволу дерева вниз головой, с поразительной проворностью. Очень  оригинален окрас этих птиц. Пепельно-серая спинка, грудка-желто-красная, через глаз проходит черная полоса.
-Кого называют «крылатой милицией леса»? (Синица)
Синица-очень подвижная и ловкая птица. Лазая по веткам, они обшаривают все трещины в поисках пищи. Приносят большую пользу лесам, они за сутки съедают столько насекомых, сколько весят сами.
-Каких птиц называют лесными петушками? (Свиристель)
Свиристели-отличаются большой прожорливостью и кормятся весь день. Их можно узнать по приятным свистящим звукам, и по заметному хохолку на голове. Они не боятся шума больших городов и человека.
-Как называется птица, глохнущая во время токования? (Глухарь)
Глухари-оседлые птицы, но, поселившись в лиственном лесу, они вынуждены поздней осенью перекочевать в хвойный лес, где усилено поедают хвою, а к весне возвращаются обратно.
-А жена его называется. (Копалуха)
Всем им не страшна зима, если есть корм. Сыта копалуха и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, не пролетят мимо них снегири и свиристели. Снегири к стати поедают только семечки ягод, а мякоть выбрасывают. Пестрый дятел постучит по дереву клювом и достанет из коры короеда. А ещё есть удивительные птицы. Почему они удивительные? Послушайте разговор двух птиц.
2. Сценка «Разговор двух птиц».
Дятел: -Чего ты, клест, визжишь? Обидели тебя что ли?
Клест:- Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел:- Нашел время радоваться..............
Клест:-Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего милы!
Дятел:-В такой мороз птенцы! Да они замерзнут!
Клест:-Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их. Им тепло и сытно.

-Ребята, почему у клеста птенцы зимой выводятся?
-Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек. Интересно ещё то, что птенцы рождаются с прямыми клювами, как все остальные птицы, а когда подрастают и начинают добывать семена из шишек, то у них клюв меняется.
-Чем же кормятся птицы. Посмотрим на таблицу.

-Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте послушаем птиц.

3. Сценка «Жалобы лесных жителей»
(К доске выходят 6 человек в шапочках птиц: сорока, снегирь, воробей, синица, клест, щегол)
Сорока:-Тра-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они не благодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают.
Щегол:-Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнёшь, пока не раскусишь.
Воробей:-Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес на кормушках сделали, что ли.
Синица:-Сало салу рознь! Могли бы навестить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Клест:-Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал, кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь:-А где семена сорняков? Где рябина, арбузные семечки?
-Успокойтесь птицы! Всё будет в порядке. Как видите ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли птицы есть корм.

4. Выставка книги сочинений учащихся.

 -Посмотрите на эту выставку книг. Здесь очень много  книг, разных писателей о птицах. Вы их можете посмотреть и почитать. Они помогут вам подробнее узнать о жизни птиц. А это сочинения детей о зимующих.

5. Разукрашивание птиц.  

-А сейчас возьмите альбомы, карандаши и разукрасьте птиц, которые у вас нарисованы.

6. Итог урока.

-Итак, мы познакомились с зимующими птицами.
-Какие птицы зимуют у нас?
-Почему они у нас остаются?
-Когда придете домой покормите птиц?
-Вы теперь знаете чем их кормить.

7. Выставление оценок и домашнее задание

Написать сочинение «Как я помогаю птицам»