Урок литературного чтения по произведению К.Г. Паустовского "Какие бывают дожди". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Итак, мы начинаем наш урок литературного чтения. Давайте настроимся на работу.
– Сегодня на уроке мы беседовать друг с другом и с главным героем урока чтения – книгой.
– Ребята, а что нужно делать, чтобы вести с книгой разговор? (Придумывать ответы или искать их в книге; задавать вопросы; представлять, что будет дальше и проверять себя)

2. Актуализация знаний

– Ребята, к сегодняшнему уроку я просила вас принести книги с произведениями о природе, о животных. Большое спасибо тем ребятам, которые откликнулись на мою просьбу. Давайте посмотрим, какие произведения, каких авторов есть на нашей книжной выставке. (Ставлю книги на полочки и зачитываю названия и авторов сама или это делают сами дети)
– Ребята, а как можно назвать нашу выставку? («Детям о природе и животных», «Всё о природе», «Любознательным»)
– Но всё-таки мне кажется, что на нашей выставке не хватает произведений одного писателя. Вы не поможете мне? Кто он?
– «Он переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, санитаром в старой армии во время первой Мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом и, наконец, писателем. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он. Всё его творчество тесно связано с Мещерским краем, который стал для него второй родиной. «Там до конца я понял, – вспоминает писатель, – что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается  прозрачный серп месяца, ккаждому пересвисту птицы в лесной тишине».
– Так как же зовут этого писателя? (Константин Георгиевич Паустовский)
– Какие произведения К. Г. Паустовского вы знаете? (Рассказы: «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», сказка «Стальное колечко», сказка-рассказ «Тёплый хлеб»)
– А я ещё знаю такие замечательные произведения К. Паустовского как «Последний чёрт», «Квакша», «Сивый мерин», «резиновая лодка», «Растрёпанный воробей», «Прощание с летом» и другие. Советую их вам прочитать.
– А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по произведениям К. Паустовского. Перед вами лежат маршрутные листы. (см. Приложение 1) Прочитайте выражение по стрелке, вспомните, кто их говорил и из какого они произведения.

1. «Анютины глазки с косичками» (так называл Варюшу солдат в сказке «Стальное колечко»
2. «Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев» (говорил Карл Петрович из рассказа «Заячьи лапы»)
3. «Знать завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и  сотворил злое дело, оттого и мороз» (объясняет бабка Фильке в сказке «Тёплый хлеб»)
4. «На следующее утро он совершил благородный и неожиданный поступок» (кот-ворюга из одноимённого рассказа)

– А я хочу опять вернуться к нашей выставке. Мне всегда было интересно, какими качествами должен обладать человек, чтобы писать такие замечательные, интересные рассказы и
сказки о природе? Какие они – писатели? (Наблюдательные, видят необычное в обычном, умеют фантазировать, добрые, честные)
– А зачем писатели пишут эти произведения для нас? Может, они хотят нам что-то сказать, или обратить внимание на что-то, научить нас чему-то? (Любить родную природу)

3. Изучение нового произведения

– А сейчас мы переходим к теме нашего урока. Сегодня мы с вами изучим ещё одно произведение К. Паустовского. Это научно-познавательный рассказ «Какие бывают дожди».

1) Эвристическая беседа

– Можем мы с вами по названию догадаться, о чём будет это произведение? (О дожде, о видах дождя)
– А что, разве дождей может быть много? Ведь всегда говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь. Или я не права? Почему дожди? Вам это интересно?

2) Эмоциональная минутка

– А сейчас нам надо настроиться на восприятие нового произведения. И мы проведём эмоциональную минутку. Я прошу вас закрыть учебники, закрыть глаза и прислушаться.

(Звучит фонограмма дождя)

– А сейчас открываем глазки и включаем мысленный экран – воображение. Ведь вообразить можно всё: и звуки, и запахи, вкус, цвет, которые описывает автор в своём произведении.

3) Чтение произведения учителем

4) Беседа по первичному восприятию произведения

– О каких дождях нам рассказывает К. Паустовский? (По ходу ответов детей на доску прикрепляются карточки со словами спорый, грибной, слепой)

5) Словарная минутка

– В рассказе нам встретились слова, значения которых вам могут быть непонятны. Разберём их: голосят и крапать.
– Попробуем догадаться о значении этих слов из текста, (зачитываю предложения из текста, дети объясняют)

6) Чтение произведения учащимися

Задание: Сейчас, ребята, мы будем читать научно-познавательный рассказ К. Паустовского «Какие бывают дожди». После его прочтения будьте готовы задать вопросы по произведению. Но вопросы у нас будут необычные, а тонкие и толстые.

Что…                                                      Дайте объяснение, почему…
Какие…
Как…                                                       Предположите, что будет, если…
Когда…
Где…                                                         В чём разница…
Почему…

7) Работа по произведению.

– Итак, звучат толстые и тонкие вопросы. (? и ?)

8) Динамическая минутка

– Дождь можно услышать, дождь можно увидеть, а можно и изобразить. Сейчас мы с вами это и попробуем сделать.

4. Отработка навыка чтения через систему упражнений

– Ребята, найдите в тексте и зачитайте отрывки, которые подойдут к иллюстрации.

(Иллюстрации из детских книг,  на которых изображены разные виды дождя с помощью проектора проецируются на доску)

5. Составление синквейна

– А сейчас, ребята, мы с вами попробуем выразить свои чувства, эмоции и мысли на бумаге. Мы напишем Синквейн.

(Синквейн о спором дожде пишется фронтально. Синквейн о грибном дожде дети пишут индивидуально. По окончанию работы дети зачитывают свои варианты синквейнов)

6. Итог урока

– Вот и подошёл к концу наш урок. Думаю, вы согласитесь со мной, что сегодня вы узнали много нового о дожде. Почему же дожди? Из какого произведения узнали?
– Какое домашнее задание после сегодняшнего урока вам хотелось бы выполнить?

(Сочинить стихотворение или сказку о дожде, нарисовать рисунок, выполнить задание в тетради)