Урок чтения в 4-м классе с использованием ИКТ на тему "Произведения русских и зарубежных писателей"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал, вспомнить изученные произведения.
  2. Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание, связную речь учащихся.
  3. Воспитывать интерес к русской и зарубежной литературе.

Оснащение:

  • цветные карточки из методики Люшера (у каждого ученика),
  • мешочек с предметами для игры “Кто я и откуда?”,
  • карточки с напечатанными отрывками из сказок для игры “Угадай-ка!”,
  • презентация на диске “Произведения русских и зарубежных писателей”

Технические средства: Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

Дети говорят хором:
“Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем все внимательны,
А ещё старательны!”

II. Мониторинг эмоционального состояния.

- Ребята, предлагаю вам выбрать карточку в соответствии с вашим настроением.

(Используются цветные карточки из методики Люшера)

III. Постановка цели урока.

- Сегодня у нас урок-обобщение по пройденному разделу. Мы вспомним, какие произведения прочитали и кто их автор. Мы будем выполнять интересные и полезные задания, которые развивают внимание, память, мышление.

IV. Повторение и обобщение

1. Устный опрос

- Как называется раздел, который мы изучили?

(Дети отвечают, а затем учитель высвечивает на экране название раздела (Слайд 2)) (Приложение 1)

- С какими сказками мы познакомились и кто их авторы?

(Дети называют, а учитель всё обобщает и показывает на слайдах названия произведений, портреты авторов и иллюстрации к сказкам (Слайды 3- 8))

- Какая сказка вам понравилась больше остальных? Почему? (Ответы детей)

- А какие произведения этого автора вы ещё читали?

2. Игра “Рассмотри и ответь” (Слайд 9)

- К какому произведению эти иллюстрации?

(Учитель на слайдах демонстрирует иллюстрации к изученным сказкам. (Слайды 10 – 14)

Игра “Кто я и откуда?” (Слайд 15)

3. Учитель показывает учащимся непрозрачный мешочек:

- Ребята, в этом мешочке находятся предметы, которые встречались в прочитанных нами сказках. Вы должны на ощупь определить, что это за предмет и из какой он сказки.

(Игла из сказки “Гордая игла”, кошелёк с деньгами (“Праведный судья”), рыбка (“Сказка о рыбаке и рыбке”), молоточек, лестница (“Гулливер в стране лилипутов”), боб, уголёк (“Соломинка, уголёк и боб”)

4. Игра “Отгадай-ка!” (Слайд 16)

- Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Учащимся раздаются карточки с напечатанными отрывками из сказок. Они читают отрывки и дают ответы)

1) “Но она не сломалась, хотя воз переехал через неё. Она, как прежде лежала во всю длину в ручье.” ( Г.-Х. Андерсен “Гордая игла”)

2) “…Вот неделя, другая проходит, ещё пуще старуха вздурилась…” (А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)

3) “…Ручеёк маленький, узенький, а перебраться через него трудно – мостика нет. Как тут быть?” (Братья Гримм “Соломинка, уголёк и боб.”

4) “Он выдернул колышки, вокруг которых были обмотаны сотни тонких, крепких верёвочек и поднял руку. В ту же минуту кто-то внизу громко пропищал:

- Тольго фонак!” (Дж. Свифт “Гулливер в стране Лилипутов”)

5)

“Ночь настала; месяц всходит;
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом.”
(П.Ершов “Конёк-Горбунок)

6) “У въезда в город к царю подошел калека и стал просить милостыню. Царь подал ему и хотел ехать дальше, но калека уцепился ему за платье.” (Л.Н.Толстой “Праведный судья”)

7)

За горами, за лесами, за широкими морями
Не на небе – на земле жил старик в одном селе.
(П.Ершов “Конёк-Горбунок)

- О каком персонаже идёт речь? (Учитель зачитывает отрывки, дети – отгадывают).

1) “Когда он проснулся было уже совсем светло. Он лежал на спине, и солнце светило прямо ему в лицо.”(Гулливер)

2) “Приплыла к нему она, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” (Золотая рыбка)

3) “Смеялся он, смеялся – да и лопнул от смеха.” (Боб)

4) “Тогда она бросила гордый взгляд на свою соседку и так надменно подняла свою голову, что выскочила из косынки и попала в водосточную канаву.” (Гордая игла)

5)

“Он встряхнулся, встал на лапки, встрепенулся,
Хлопнул гривкой, захрапел и стрелою полетел.”
(Конёк-Горбунок)

6) “Он посадил калеку сзади себя и довёз его до площади.” (Царь)

7)

“Вот пошёл он к синему морю
(Помутилось синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.”
(Старик)

8) “Они заметались и бросились врассыпную. На бегу они спотыкались и падали, потом вскакивали и один за другим падали на землю.” (Лилипуты)

9)

“Он и усом не ведёт,
На печи в углу поёт
Изо всей дурацкой мочи:
“Распрекрасные вы очи!”
(Иван из сказки “Конёк-Горбунок”)

10) “Он помолчал и сказал: “Оставьте деньги здесь и приходите завтра” (Судья из сказки “Праведный судья”)

11) 

“Вот полночною порой свет разлился над горой,
Будто полдни наступают
Они налетают,
Стали бегать и кричать
И пшено с вином клевать.”
(Жар-птицы)

12) “И пошли они вместе путешествовать. Долго шли и пришли к ручейку.” (Боб, соломинка и уголёк)

Гимнастика для глаз “Лечим глазки”

5. Игра “Четвёртое – лишнее” (Слайд17)

- Выберите в каждом столбике “лишнее” слово, обосновав свой ответ. (Слайды 18-20)

Боб

Соломинка

Уголёк

Иголка

Судья

Кухарка

Мясник

Масленик

5 жареных быков

8 вяленых баранов

Много лилипутов

19 копченых поросят

Драгоценный камень

Тина

Трава морская

Золотая рыбка

Щепочка

Соломинка

Клочок газеты

Кошелёк

Ответы:

Иголка. Так как три героя Боб, Соломинка и Уголёк вместе путешествовали в сказке братьев Гримм.

Кухарка. Остальные герои из сказки “Праведный судья”)

Много лилипутов. Всё остальное было съедено Гулливером.

Драгоценный камень. Три раза старик закидывал невод и достал тину, траву морскую и золотую рыбку)

Кошелёк. Всё остальное проплывало над Гордой иглой, когда она лежала в канаве)

6. Игра “Объяснить значения слов” (Слайд 21)

- Прочитайте и объясните значения слов и словосочетаний.

(На экране высвечиваются слова и словосочетания. Учащимся необходимо объяснить значения этих слов.)

Ответы:

  1. Невод – большая рыболовная сеть.
  2. Кликать – громко звать.
  3. Белены объелась – сошла с ума.
  4. Дозор – обход для осмотра.
  5. Бросились врассыпную – разбежались в разные стороны.
  6. Остаться у разбитого корыта – остаться без всего.

7. Конкурс чтецов

- Мы прочитали в этом разделе две сказки, которые написаны в стихотворной форме. Кто из вас хочет прочитать наизусть отрывок из этих сказок? (Учащиеся по желанию читают наизусть отрывки из прочитанных сказок).

V. Формулирование вывода по изученному материалу.

- Ребята, вот мы с вами закончили изучение ещё одного раздела в нашем учебнике “Произведения русских и зарубежных писателей”. Вы теперь знакомы с творчеством не только русских писателей, но и зарубежных. Мы прочитали в этом разделе шесть новых сказок. Все они разные, но все они преследуют одну цель. Подумайте и скажите, чему учат все эти сказки? (Ответы учащихся). Все эти сказки поучительны. Они учат нас быть добрыми, уважительными по отношению к другим людям, учат быть трудолюбивыми, заботливыми.

VI. Подведение итогов.

1. Рефлексия

- Понравился ли вам урок?

- Что вы с удовольствием делали на уроке?

- Хотелось бы вам ещё оказаться на таком уроке?

2. Мониторинг эмоционального состояния учащихся

- Покажите сигнальными карточками, какое у вас стало настроение? Почему?

3. Оценивание работы учащихся на уроке.

- Вы все сегодня очень хорошо поработали. Мне понравились и ваши рисунки, которые вы нарисовали к пройденным произведениям. Молодцы! Спасибо за урок! (Слайд 22)