Экология мультимедийного урока английского языка

Разделы: Иностранные языки


Проблема здоровьесбережения остаётся до сих пор нерешённой и недостаточно проработанной. Вполне очевидно, что принятые около нескольких лет назад санитарно-гигиенические нормы устарели. По справедливому замечанию А. Л. Семёнова, “серьезных исследований, которые выявляли бы риски использования в школе современных ИКТ, не проводилось”. В нашем распоряжении принципиально новое поколение компьютеров и абсолютно безвредных мониторов. Арсенал образовательных учреждений пополнился цифровыми мультимедийными проекторами, интерактивными досками.

Преимущества мультимедийного урока:

1. Повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Этот важный фактор необходимо учитывать при организации учебного процесса.

2. Учителю удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа. Мы можем не просто использовать наглядность, но использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события стали более доступными, чтобы учебный процесс проходил в более комфортных для ученика условиях.

3. Плотность урока увеличивается в среднем на 30 %. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя.

4. Сэкономленное время используется для увеличения объёма предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.

5. Открываются новые возможности для управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разно уровневые задания ученикам, постоянно следить за учебной ситуацией. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду.

6. Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.

7. Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий. Причем для этого, как правило, не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами.

8. Возможность тиражирования мультимедийного урока. Обобщение педагогического опыта приобретает совершенно новые черты, когда учительскому сообществу предлагаются не просто авторские описания, а технологически законченные разработки, которые могут использовать другие педагоги.

Я считаю, что использование мультимедийных технологий на уроке английского языка позволяет:

  • создать на уроках атмосферу иностранного языка;
  • повысить интерес к изучаемому материалу, а, следовательно, и к языку;
  • создать условия для умственной активности и самостоятельного творчества учащихся.

Разработанные мультимедийные уроки по различным темам позволяют быстро запоминать и активизировать лексический материал, с удовольствием участвовать в диалоге с учителем, способствуют практическому овладению устной речи.

Так, в 6 классе изучая тему “England”, я использую звуковой ряд, слайды с изображением географических особенностей и культурной жизни страны; тексты, начитанные носителями языка, незаконченные предложения по теме “England” и итоговые тесты.

Для подготовки к таким урокам я использую Интернет, звуковую карту (для составления ситуативных диалогов). Это помогает понять язык, который мы изучаем, уловить различие диалектов и погрузиться в языковую среду.

Работа с использованием мультимедийных технологий на уроках английского языка очень эффективна.

Однако разработкой стандартов безопасного использования нового поколения цифрового оборудования до сих никто не занимается.

И всё же следует задуматься над экологией мультимедийного урока.

- Любой учебный кабинет, где имеется электронное оборудование, это своеобразный пылесборник. То есть необходима не только регулярная влажная уборка помещения, но и протирка всех имеющихся в учебной комнате приборов;

- Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть на экран. Чередуйте виды учебной деятельности, чтобы суммарное время работы детей с экраном проектора или монитора не превышало 10-15 минут.

- Важнейший вопрос - сохранение зрения. В данном случае возникают две проблемы: одинаковое фокусное расстояние от глаз до экрана, собственно светящийся экран и луч проектора (отсюда как раз и напрашивается упомянутое требование о чередовании видов учебной деятельности). У многих учителей накопился определённый опыт использования имеющихся офтальмотренажёров, создаются их электронные аналоги. Не забывайте и о себе. Работа у экрана в течение всего урока тоже пагубно влияет на зрение. Поэтому и вам требуется такое же чередование форм работы.

- Используйте ионизаторы и увлажнители воздуха, комнатные растения, выделяющие кислород.

- Не забывайте об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью. Умейте не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех - лучшее лекарство от усталости на уроке.

И в то же время мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей.

Набирающая темпы эпоха информационного общества сопровождается не только новым “знаниевым” бумом, но и началась с потрясающего по своей силе и по результатам информационным взрывом. Нужен ли в условиях огромнейшего объема информации постоянно увеличивающийся объем знаний, учитывая их быстрое старение?