Подготовка замещающих родителей к приему ребенка на воспитание в семью

Разделы: Работа с родителями


Дети – будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях (социальные сироты). Наиболее оптимальным решением проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются такие формы устройства их на воспитание в семью, как усыновление, опека (попечительство), приемная и патронатная семьи.

Практика работы в детском доме показывает, что замещающие родители на этапе приёма ребёнка в семью сталкиваются с различными трудностями и нуждаются в оказании квалифицированной социально-правовой, психолого-педагогической и др. видов помощи с привлечением соответствующих специалистов. Данную помощь и поддержку кандидаты в замещающие родители получают посредством посещения “Школы приёмных родителей”, организованной на базе детского дома.

Занятия в школе приемных родителей являются курсами компетенции, которые дают возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приему ребенка в свою семью.

Цель: оптимизация процессов становления и развития замещающих родителей.

Задачи:

  1. Оказывать полноценную (социально-правовую, психолого-педагогическую и др.) подготовку и поддержку кандидатам в будущие родители и замещающим семьям.
  2. Помочь будущим родителям оценить свои возможности и способности принятия ребёнка на воспитание в семью.
  3. Содействовать в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребёнка в замещающей семье.

Обучение и поддержку в школе приемных родителей ведут специалисты детского дома (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник) с привлечением специалистов отдела опеки и попечительства, ПМПК и др., которые помимо ведения занятий осуществляют наблюдение, что важно для предварительной оценки семьи кандидата.

Полный курс для улучшения качества подготовки обучающихся в “Школе приемных родителей” состоит из:

1 курс ориентирован на будущих родителей, находящихся в стадии поиска ребенка и оформления документов. Основная задача этого курса: помочь подготовиться кандидатам в замещающие родители к приему ребенка и его успешной адаптации к новой семье. Кроме того, слушатели имеют возможность получить знания о том, как строить отношения с приемным ребенком на различных этапах: во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях; как сблизиться с ребенком; как разрешить проблемы на первоначальных этапах общения, а также узнать про типичные ошибки, ожидания и разочарования приемных родителей.

2 курс – для родителей, принявших ребенка на воспитание в семью. На курсе изучаются вопросы воспитания, взаимоотношений в семье, самоидентификация приемного ребенка, основные проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители и способы из разрешения.

Основными принципами организации обучения в “Школе приёмных родителей” являются:

  • использование активных методов при проведении занятий. Занятия сочетают в себе различные формы и методы обучения, такие как лекции, практико-теоретические семинары, беседы, ролевые игры, элементы арт-терапии, анкетирование, тестирование, консультирование, релаксация, рефлексия и др.;
  • выполнение домашних заданий для всей семьи;
  • участие всех членов будущей замещающей семьи в работе “Школы приёмных родителей”. Необходимо чтобы все члены семьи принимали участие в подготовке к замещающей заботе. Прием ребенка ставит перед семьей новые задачи, требует существенной перестройки взаимоотношений. Семья также должна уметь справляться с последствиями психотравматического опыта у ребенка.

Тематический план занятий “Школы приёмных родителей” (I курс)

№ п/п Тема и содержание занятия Форма занятия Кол-во часов
1. Знакомство. Помощь и поддержка специалистов в процессе принятия ребёнка на воспитание в семью.

Значение предварительной работы с семьёй для эффективного приёма ребёнка.

Знакомство будущих родителей со специалистами, работающими в школе, структурой и содержанием курса обучения.

Обсуждение правил работы группы.

Семейная история участников.

Психологическая диагностика будущих родителей.

Выявление ожиданий участников группы от занятий.

Практическое занятие 2
2. Пространство семьи.

Обсуждение домашнего задания.

Выступление членов семей, уже имеющих опыт воспитания приемных детей.

Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Выступление логопеда о речевом развитии детей, воспитывающихся вне семьи.

Работа с техникой “Динамическая скульптура семьи”.

Рефлексия результатов занятия.

Домашнее задание.

Практическое занятие 3
3. Стереотипы и взаимоотношения в семье.

Обсуждение домашнего задания.

Ролевая игра “Конфликт в семье”.

Обсуждение правил коммуникации в семье.

Упражнения на эмоциональную отзывчивость.

Рефлексия результатов занятия.

Домашнее задание.

Практическое занятие 3
4. Семейные нормы и правила. Поощрения и наказания.

Приветствие. Упражнение “Поймай взгляд”.

Упражнение “ Скала”.

Групповое обсуждение темы

“Влияние физических наказаний на поведение ребенка”.

Рекомендации по выработке системы “поощрение- наказание”.

Упражнение “Сороконожка”.

Рефлексия результатов занятия.

Домашнее задание.

Практическое занятие 3
5. Саморегуляция эмоционального состояния.

Приветствие.

Упражнение “Рукопожатие”.

Обсуждение домашнего задания.

Способы саморегуляции: способы, связанные с управлением дыхания, тонусом мышц, движением, воздействием слова, использованием образов.

Рефлексия результатов занятия. Домашнее задание.

Тренинг-семинар 3
6. Что нас делает семьей.

Приветствие.

Упражнение “Мост любви”.

Обсуждение домашнего задания.

Форма семейного устройства – патронатное воспитание.

Упражнение “Волшебный круг”.

Изготовление визиток.

Круглый стол по итогам обучения на 1 курсе “Школы приемных родителей”.

Практическое занятие 3

Ниже представлен конспект занятия №1 “Школы приёмных родителей”.

Занятие 1. Знакомство. Помощь и поддержка специалистов в процессе принятия ребёнка на воспитание.

Задачи:

Погрузить членов потенциальных приемных семей в проблему сиротства. Продемонстрировать, что именно приемная семья является выходом для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Мотивировать семьи на прохождение курса подготовки.

Мотивировать семьи на поддержку друг друга (в будущем они должны стать группой психологической поддержки и помогать друг другу в воспитании приемных детей).

Обсудить мотивы приема, ожидания и опасения, связанные у семьи с интеграцией в нее приемного ребенка.

Приветствие и сообщение специалистов.

Специалисты представляются, говорят о том, что они рады каждой семье, особо отмечая благородную спасительную миссию приемной семьи для ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Примерный текст сообщения.

Как известно, каждый ребёнок нуждается в заботе, ласке, взаимопонимании, позитивном общении. Всё это ребёнок получает в семье. Ребёнок, который растёт и воспитывается не в своей семье – всегда нежелательное явление. Как бы комфортно и уютно не было ребёнку в детском доме, какие бы не были созданы для него условия, ничто не сможет заменить ребёнку семью, общение с родителями. Поэтому мы рады тому, что вы не остались равнодушными к искалеченным судьбам наших воспитанников и проявили готовность принять в свою семью нового его члена.

Но воспитывать сироту, конечно, нелёгкий труд. Необходимо терпение и понимание, ведь и самому ребёнку, и, вам, “новоиспечённым родителям”, будет очень трудно приспособиться друг к другу, к новым условиям. Поэтому необходимо знать, как ему помочь, и уметь это сделать. Очень важно, чтобы каждый член семьи помог ребёнку почувствовать себя своим в семье.

Кто такой приёмный ребёнок с точки зрения психологов? Это ребёнок, в отношении которого уже с момента рождения допускается социальная несправедливость. Он рожден не по любви (от него отказались родители). С самого раннего детства он переезжает из одного воспитательного учреждения в другое, ему приходится постоянно адаптироваться к новым условиям. В то же время ребёнку недостаёт индивидуального понимания, не хватает положительных эмоций, нормального человеческого общения.

Именно приёмная семья должна стать для такого ребёнка своеобразной психологической “нишей”, в которой он сможет пройти своего рода психотерапевтическую реабилитацию после стресса; в которой он обретёт недостающие ему тепло, внимание, сочувствие, заботу, ласку; где сможет почувствовать свою нужность и ценность.

Для того, чтобы всё это обеспечить вы должны быть психологически готовы ко всем тяготам воспитания своего будущего ребёнка, к любви и заботе о нём. Ведь приёмный ребёнок больше всего хочет, чтобы его “приняли”, признали своим, хочет иметь свою семью.

А чтобы подготовиться морально и практически к приёму ребенка, конечно же, необходимы психологические знания, которые помогут вам для успешного и надёжного создания новой семьи. В нашей школе вы сможете получить знания о том:

  • как строить отношения с приёмным ребёнком во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях;
  • как сблизиться с ребёнком, как разрешить проблемы на первоначальных этапах общения.

Вы познакомитесь с педагогическими и психологическими приёмами взаимодействия с ребёнком, научитесь понимать поведение ребёнка.

Ведь погода в доме с приёмом ребёнка должна становиться более солнечной и ясной. Вы сможете дать друг другу так много счастья, поддержки и любви. Ведь только вы способны дать ребёнку возможность обрести новую семью и “путёвку в жизнь”.

2. Знакомство семей друг с другом. Презентация семьи. Работа в малых группах: семья – малая группа. Семьи получают задание:

  • обсудить и записать любые 8-10 достижений семьи, которыми гордятся её члены, и 8-10 положительных качеств личности каждого члена семьи;
  • представить свою семью в виде какого-либо рисунка, схемы и т.д.

Ведущие с воодушевлением поддерживают семейные презентации.

3. Обсуждение и принятие правил работы группы. Ведущие объясняют значение правил для функционирования группы, просят членов семей предлагать правила, записывают на доске (листе ватмана) каждое высказывание, затем обсуждают и принимают правила.

Примерный список правил работы группы:

  1. Обязательно участвовать в занятиях.
  2. Не опаздывать на занятия.
  3. Выполнять домашние задания.
  4. Принимать активное участие в занятиях.
  5. Давать честную обратную связь на то, что происходит в группе.
  6. Внимательно выслушивать мнение каждого члена группы.
  7. Помогать друг другу в выполнении заданий на занятиях и вне занятий.
  8. Обращаться друг к другу (по имени, по имени-отчеству) и использовать при обращении местоимения во 2-ом лице (вы, ты).

4. Обсуждение мотивов, ожиданий, опасений, связанных с приемом ребенка.

1). Семьи получают задание обсудить в малой группе (в своей семье) предлагаемые вопросы и записать краткие ответы на листочках. Листочки с ответами подписывать не нужно.

Вопросы для обсуждения:

- Почему вы хотите воспитывать приемного ребёнка?

- Как вы себе представляете поведение ребенка в семье, отношения с ним?

- Чего вы опасаетесь в своих будущих отношениях с приемным ребенком?

После обсуждения специалист проходит по группе и собирает листочки с ответами, перемешивает их. Ответы на вопросы зачитываются и обсуждаются.

2) Работа со шкалой (отрезок прямой линии с градациями от 0 до 100%). Участники должны отметить на шкале, насколько каждый из членов семьи хочет, чтобы был осуществлен прием, и насколько семья готова к приему.

Примечание. Как, правило, семьи на первом занятии не имеют адекватного представления ни о своих мотивах, ни об отношениях в поведении детей. При этом большинство боится дурной наследственности, которая может со временем проявиться. Свою готовность оценивают очень высоко, около 100%.

5. Юридические вопросы, связанные с приёмом ребёнка на воспитание. Формы устройства детей на воспитание в семью.

Выступление специалиста отдела опеки и попечительства о формах устройства детей на воспитание в семью.

6. Рефлексия занятия. Каждая семья отвечает на вопросы:

- Что было самым важным для вас на занятии?

- Изменились ли ваши представления о воспитании приемного ребенка в семье?

- Что вам необходимо, чтобы подготовиться к приему ребенка в семью?

7. Домашнее задание

1. Необходимо начертить план своей квартиры и отметить любое место каждого члена семьи: за обеденным столом, перед телевизором, в спальне, общей комнате и т.д.

2. Найти на плане своей квартиры пространство для приемного ребенка, отметить его место за обеденным столом, перед телевизором, в спальне и т.д.

3. Ответить на следующие вопросы:

  1. Если семье необходимо собраться вместе, то где это обычно происходит?
  2. Если кто-нибудь из членов семьи хочет уединиться, то где он может это сделать?
  3. Есть ли у членов семьи место в доме, которое они считают своим? Признают ли это другие члены семьи?
  4. Кто какое место занимает за обеденным столом, перед телевизором, в спальне, общей комнате и т.д.?
  5. Изменится ли распределение пространства семьи, когда появится новый ребенок?
  6. Почему именно таким образом будет распределяться пространство в семье?
  7. Устраивает ли это всех членов семьи?