Интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов и их родителей "Все на познанье языка"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цель игры:

  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • актуализация знаний учащихся и умения применять их в нестандартной ситуации;
  • сплочение детского коллектива и их родителей.

Метод работы:

  • проблемно-поисковый.

Форма игры:

  • коллективно-распределительная деятельность.

Оборудование:

  • фонограмма гимна КВН;
  • плакаты с высказываниями русских классиков о русском языке;
  • раздаточный дидактический материал.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.

Сабир Абдулла

Под музыку гимна КВН в красочно оформленный класс заходят участники игры и рассаживаются, каждая команда за свой столик.

(В игре принимали участие 6 команд по 6 человек: 3 команды учащихся и 3 команды родителей ребят.)

I. Вводная часть

1) Вступительное слово ведущего.

Сегодня в этом зале собрались ребята, те, кто вновь хотел бы поговорить о великом ДАРЕ.

Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов. Но только человек обладает этим замечательным даром - даром СЛОВА. И как бы мы ни определяли этот дар — священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный — мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы подчас не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.

Так давайте еще раз прикоснемся к этому бесценному кладу, поупражняем свой ум, проверим свою эрудицию.

Самое приятное для всех ребят, что в этой игре принимают участие самые дорогие для них люди – мамы и папы.

2) Родители исполняют песню, написанную специально для этой игры.

I

Хочет любая мама,
Чтоб её сын или дочь
Имели бы много грамот.
Всем и всегда, всем и всегда
Рады бы были помочь,
Рады помочь.
Ошибок не допускали,
Учились всегда бы на 5
И без ошибок, сходу,
Всё и всегда, всё и всегда,
Дети б могли понять,
Могли бы понять.

Припев.

Но … каждый ребенок знает –
Ошибка полезна нам.
Только попробуй, только попробуй
В этом заверить мам,
Заверить мам.

II

Вот и решили мамы,
Чтоб от детей не отстать,
Чтобы понять их лучше –
В олимпиаде, в олимпиаде
Участие принять,
Взять и принять.
В ученье поможет ошибка –
Она ведь наука для всех,
Но … необходима улыбка,
Чтобы иметь, чтобы иметь
Полный успех.

Припев.

Но … каждый ребенок знает –
Улыбка полезна нам,
Вот и попробуй, вот и попробуй
Это проверить сам,
Проверить сам!

3) Участникам игры представляют членов жюри (желательно, чтобы в него вошли учителя русского языка и учащиеся старших классов).

4) Знакомят с главными условиями игры:

  • каждая группа получает задание, напечатанное на листе формата А3;
  • все задания обсуждаются в группе;
  • мнение группы высказывает её представитель.

II. Представление команд – визитная карточка

1.Команда “Веселый школьник” (дети)

Настало время нам с тобою
Отбросив робость, страх, сомненье,
Учебу закрепить игрою,
Здесь проявить своё уменье.
Прочь вялость, лень; долой тоска!
Все - на познанье языка!
Команда – языка поклонник,
Зовемся мы – “Веселый школьник”.

2.Команда “Оптимисты” (взрослые под гитару исполняют песню)

Дождик капает устало,
Или даже снег пройдет,
На работе мы устали –
Это все не в счет.
Мы придем сегодня в школу,
Будем думать и писать,
Словари свои достанем,
Будем вспоминать.

Припев.

За школьной партой
В просторном светлом классе
Мы вспомним о школе
И русском языке.
Участие примем в своей олимпиаде,
Пускай не всемирной,
Но тоже хорошо!

3. Команда “Ёжик” (дети)

Крошка еж сидит под елкой,
Спрятал от друзей иголки.
А для обидчиков иголки
У него остры и колки!
Мы сидим, как будто ежик:
Глазки, нос и пара ножек.
Но друзей мы не уколем,
А вопросы, как орешки,
Обязательно расколем!

4. Команда “Чайники” (взрослые дали пояснение, кого называют “чайниками” в среде программистов)

Словно лава внутри Везувия
(Был вулкан такой в Древней Греции,
Или, может, он в Древнем Риме был,
Не имеет сейчас значения).
Словно чай в закипающем чайнике,
Мысли наши бурлят и пенятся,
И, как пар, вырываясь из носика,
Обжигают они соперников.
О, какое великое множество
Языков всяких – разных на свете есть!
Только мы говорим и думаем
Лишь по-русски, к большому несчастию,
А, быть может, это и к радости.
Ведь сейчас состязаться будем мы
В заковыристых сложных заданиях
И победить надеемся очень!

5. Команда “Дружба” (дети)

Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнования,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит быстрей,
И наша дружба крепнет с ней!

6. Команда “Веселая компания” (взрослые поют под гитару песню)

Веселая компания за партою сидит,
Поёт вам эту песенку, по сторонам глядит.
Пришли на викторину мы, конечно же, не зря,
Четыре мамы, папа – настоящие друзья! (2 раза)

Веселая компания уверенно молчит,
Пыхтит, глазами хлопает, губами шевелит.
Надеются на выигрыш, конечно же, не зря
Четыре мамы, папа – настоящие друзья! (2 раза)

III. Конкурсы команд

1. Разминка

Поставьте ударение в словах и произнесите их правильно.

(Представители команд получают по 1 карточке и по очереди произносят указанные слова).

сливовый

портфель

кожанка

боязнь

полог

бахча

случай

пурпур

созыв корысть аналог принять

2. Шифровальщики - 1

В течении 10 секунд запомните шифр, затем расшифруйте слова.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
а б в к м н о л д т
2160

6197

3791

2164

6701

3784

7467

0164

2874

1075

3101

4819

(Именно здесь определяется умение ребят распределять обязанности или, если угодно, роли в группе)

3. Шифровальщики – 2

Установив закономерность в расположении букв, вы с легкостью можете правильно назвать все слова.

исал

раак

овкл

акечил

лубыак

тснеак

омер

чоик

тску

амишан

тсйаак

агезат

ерап

гиар

илтс

убамаг

рпкиза

тснако

ерик

гоин

ркки

едеров

ужнрла

лабьмо

овад

коон

уктс

осорак

окьник

рксанк

илоц

рааб

ртно

ебераг

рдкано

абклно

4. “Зоркий глаз”

Найдите и обведите буквы, обозначающие указанный звук.

1)

Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки.
2)

Луч скользит веселой рыбкой,
За окном звенит капель.
Кто же, кто глядит с улыбкой
Утром к сыну в колыбель?
3)

В комнате темно-темно.
Раздается вдруг щелчок –
И засветился светлячок.
4)

Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках.
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
5)

Злая мачеха вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
6)

От станции Кушетка
До станции Комод
Вожу я материалы –
Там строится завод.

5. Конкурс капитанов

Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным.

Какие слова мы получим, если произнесем звуки указанных слов в обратном порядке?

лён

код

люк

лоб

як

шей

лёд

араб

яр

шёл

6. “Сборщики” Постройте пирамиду из синонимов.

7. Конкурс болельщиков

(Пока ребята и их родители заняты построением пирамид, болельщики могут принести любимой команде дополнительные очки)

1) - Как, согласно русской поговорке, бабушка сказала:

наугад, наобум, надвое, на ушко?

2) - Латинское слово кап означало “голова”.

Какие родственными этому слову по происхождению можно найти слова в русском языке? Почему они так называются?

3) - Что происходит с головой от забот?

Она тухнет, жухнет, пухнет или вянет?

4) - Докажите, что правильно было бы писать сватьба, а не свадьба

8. Какая пословица лишняя?

В каждой группе из четырех пословиц найдите ту, которая не подходит к трем остальным по смыслу.

1)

Волка ноги кормят.
Волков бояться – в лес не ходить.
Собака, которая рыщет, находит кость.
Будешь трудиться – будешь кормиться.

2)

У страха глаза велики.
Кто дрожит, тот и бежит.
Глаза бояться, а руки делают.
Трус и таракана принимает за великана.

3)

Семеро одну соломинку поднимают.
Дело всех – ничье дело.
У семи нянек дитя без глаза.
Где все стригут, там овцы голы.

4)

Скажи курице, а она всей улице.
Не учи собаку лаять.
Яйца курицу не учат.

5)

Делу время, потехе час.
Кончил дело, гуляй смело.
Пей, гуляй, а работу знай.
У кого сноровка, тот работает ловко.

6)

Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Сначала подумай, потом отвечай.
Береженого бог бережет.

III. Подведение итогов

Жюри удаляется для подведения итогов.

Команды учащихся выступают с домашним заданием (номер художественной самодеятельности).

IV. Награждение команд

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. “Конкурс грамотеев”, М. “Просвещение”, 1995 г.
  2. Арсирий А.Т. “Занимательные материалы по русскому языку”, М. “Просвещение”, 1995 г.
  3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. “Занимательно о русском языке”, Л. “Просвещение”, 1990 г.
  4. Милославский И.Г. “Как разобрать и собрать слово”, М. “Просвещение”
  5. Ушаков Н.Н. “Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах”, М. “Просвещение”, 1978 г.