Программа по воспитательной работе

Разделы: Классное руководство


«Воспитание дело трудное, и улучшение
его условий – одна из священных обязанностей
каждого человека, ибо нет ничего более важного,
как образование самого себя и своих близких»

Сократ

I. Цели:

  • Максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие потенциальных талантов.
  • Воспитание нравственного человека-личности, способной принимать решение в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, перед окружающими его людьми, своей страной и человечеством.
  • Укрепление физического и психического здоровья учащихся.

Задачи:

  • Формирование и развитие классного коллектива.
  • Организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива.
  • Создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
  • Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
  • Защита прав и интересов обучающихся.
  • Развивать творческую деятельность через КТД.
  • Организация системной работы с коллективом класса.
  • Гуманизация отношений между обучающимися в коллективе.
  • Организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников в классном обществе через развитие ученического самоуправления.
  • Создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности.

Главное в воспитании: создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Основа воспитания: ориентация детей на вечные абсолютные ценности:

  • человек,
  • семья,
  • отечество,
  • труд,
  • знания,
  • мир,
  • культура,
  • земля,
  • жизнь.

Ведущие качества личности:

  • Любовь к Родине
  • Толерантность, готовность к диалогу с представителями разных культур
  • Уважение ценности семьи, здоровья, окружающей среды
  • Сформированность морально-нравственной позиции личности
  • гуманность,
  • требовательность,
  • способность к сотрудничеству,
  • любознательность,
  • трудолюбие,
  • честность,
  • самостоятельность,
  • бережливость.

Функции и содержание работы классного руководителя:

1. Организационно-координирующая:

  • установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;
  • взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
  • учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
  • индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;
  • ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативная:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностическая:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

Формы работы классного руководителя с детьми:

  • Игровые.
  • Дискуссионные.
  • Состязательные.
  • Творческого труда.
  • Индивидуальные
  • Тренинги
  • Художественного творчества.
  • Психологические (позволяющие ребенку осознать самого себя).
  • Групповые.
  • Коллективные

Полномочия классного руководителя.

Классный руководитель как административное лицо имеет право:

  • регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье детей (данные вносятся в диагностику здоровья);
  • контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
  • контролировать успеваемость каждого ученика;
  • приглашать родителей в школу;
  • разрабатывать (совместно с психологом, медиком и др.) программы индивидуальной работы с детьми.
  • выносить на рассмотрение администрации, Методического совета или Совета школы согласованные с классным коллективом предложения;

Классный руководитель не имеет права:

  • унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички и т.д.;
  • использовать оценку для наказания или расправы над учеником;
  • злоупотреблять доверием ребенка, использовать семью для наказания ребенка;
  • обсуждать за глаза своих коллег, подрывая авторитет учителя и всего пед.коллектива.

Классный руководитель как административное лицо обязан:

  • Организовать учебно-воспитательный процесс в классе.
  • Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими коллективами.
  • Фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать об этом администрацию и находить активные способы педагогической коррекции.
  • Оказывать помощь ученику в решении его острых проблем.
  • Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы:
    • личные дела учащихся;
    • классный журнал;
    • план воспитательной работы;
    • диагностику уровня воспитанности;
    • дневники учащихся;
    • диагностику здоровья;
    • диагностику достижений учащихся (успеваемость, навыки учебного труда, общественный рост ребенка);
    • работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей;
    • папки с разработками воспитательных мероприятий.

Критерии оценки работы классного руководителя

Основными критериями оценки работы классного руководителя является мера повышения уровня воспитанности учащихся, их развитие:

  • интеллектуальное;
  • нравственное.

Критерием оценки служит и мера развития классного коллектива, педагогическое мастерство классного руководителя и его активная жизненная позиция в жизни школы.

II. Планирование воспитательной работы

Задача планирования – так организовать жизнь коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно и с желанием участвовали в делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности постоянно, стремились к познанию самих себя.

Содержание плана воспитательной работы:

1. Данные о классе (использовать анкеты родителей).

2. Характеристика классного коллектива (использовать примерную схему составления характеристики классного коллектива).

3. Диагностика уровня воспитанности учащихся (сводная таблица – цель: выявить уровень воспитанности каждого ученика, в соответствии с которым строить индивидуальную воспитательную работу с учащимися и повышать уровень воспитания учащихся. Периодичность проведения диагностики: два раза в год (октябрь, апрель).

На практике использовать три уровня: высокий (В), средний (С), низкий (Н).)

Уровень воспитанности подводить по следующим параметрам:

  • физическое развитие (группа здоровья),
  • воспитанность (хорошие манеры),
  • жизнерадостность (активность),
  • гуманность (чуткость),
  • творчество (возможность творческой деятельности),
  • честность (правдивость),
  • ответственность (чувство долга),
  • общественное признание (положение в коллективе),
  • прилежание,
  • аккуратность,
  • дисциплинированность,
  • трудолюбие (продуктивность в работе),
  • отношение к природе,
  • самооценка (отношение к себе),

Воспитанность включает:

  • запас нравственных знаний ученика (что он знает о нормах поведения и об отношении к обществу, к труду, к другим людям, к себе);
  • нравственные убеждения (как ученик принимает эти нравственные нормы для себя лично – его смыслы, мотивы, ценности);
  • реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении).

Воспитанность – это согласованность между знаниями, убеждениями и поведением, а не сумма частных свойств личности – честность, трудолюбие и владение внешними признаками поведения

4. Общественные поручения:

Каждая группа выполняет определенное поручение всю неделю, затем поручение меняется.

Староста класса – главный помощник учителя – выполняет отдельные распоряжения педагога. Вместе с активом класса участвует в организации жизни классного коллектива, контролирует работу в группах, выступает представителем класса в школе, (выбирается на 1 месяц).

Санитары класса – каждый день проверяют чистоту ребят (руки, уши, прическа), следят за наличием платочка, за классной аптечкой, помогают дежурным проветривать класс, поддерживать в нем порядок.

Цветоводы класса – ухаживают за цветами в классе, поливают, подкармливают растения. Организует подкормку птиц.

Хозяйственники класса (или дежурные) – следят за чистотой класса, после занятий приводят класс в порядок, раздают все необходимое, что нужно для уроков изобразительного искусства и технологии (клей, пластилин, шаблоны, ножницы, цветную бумагу, альбомы, картон и т.д.). В обязанности хозяйственников класса входит поддерживать порядок там, где хранится имущество класса: учебные пособия, книги, тетради.

Физкультурники и игровики – учат и показывают ребятам комплекс утренней зарядки, организуют игры на переменах (подвижные, настольные), проводят физкультминутки на уроках.

4. Диагностика здоровья учащихся (сводная таблица)

Периодичность проведения итогов по здоровью – (один раз в год после обследования детей Службой здоровья) В диагностику здоровья каждого ученика входит: рост, масса тела, осанка, острота зрения, диагноз врачей, оценка физического развития, группа здоровья, рекомендации врача, пропуски за год (по болезни). В конце учебного года заполняется сводная таблица диагностики здоровья, в которую входят положительные изменения и отрицательные изменения в здоровье ребят за год (в сравнении с прошлым годом). Итог диагностики здоровья подводить на первом родительском собрании (сентябрь), намечать пути улучшения здоровья детей данного класса (учителю, совместно с родителями).

5. Диагностика достижений учащихся:

  • успеваемость,
  • навыки учебного труда,
  • общественный рост ребенка.

6. Определение цели и задач на новый учебный год на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, на основе всех диагностик.

7. Тематика классных собраний.

8. Тематика родительского всеобуча.