Урок развития речи в 4-м классе "Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Разделы: Начальная школа


Цель: научить писать сочинение по картине.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;
    • систематизировать собранный материал;
    • учить определять основную мысль сочинения;
    • формировать навыки самоконтроля;
    • провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать самостоятельность;
    • творческую активность;
    • эстетическое восприятие произведений искусства;
    • любовь к Родине, патриотизм;
    • воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.
  • Развивающие:
    • развивать чувство прекрасного.

Оборудование урока:

  1. Автопортрет В.М.Васнецова.
  2. Фотография Дома-музея В.М.Васнецова
  3. Репродукции картин В.М.Васнецова “Богатыри”, “Алёнушка”, “Иван-царевич на Сером волке”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока и основной цели

Учитель: Сегодня мы будем работать над сочинением по картине В.М.Васнецова “Богатыри”. Какие еще картины этого художника вы знаете?
Дети: Он много картин написал о сказочных героях: “Алёнушка”, “Баба-Яга”, “Иван-царевич на Сером волке” (рассматриваем картины).
Учитель: Посмотрите на автопортрет. Что знаете о художнике?

III. Сообщения детей

1 ученик: Виктор Михайлович Васнецов был художником передвижником. Он очень любил писать картины на сказочные темы, его можно назвать художником – сказочником.
2 ученик: В.М.Васнецов родился в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии. Много сказок рассказывала детям стряпуха. Поэтому тема сказок для него была самой любимой. Еще учась в семинарии, у Виктора проявился талант художника-сказочника. Уже в Москве он стал писать сказки, былины.
Учитель:  Сегодня мы вернемся к его творчеству. Собрано много информации об этом художнике, о его картине “Богатыри”. Постараемся систематизировать собранный материал, определить основную мысль, написать сочинение по картине.
Картина Виктора Михайловича Васнецова находится в Третьяковской галерее в васнецовском зале. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во все самое лучшее, самое надежное и богатое.
Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверившим своим сынам – богатырям защищать заставу, нашу землю. Картину “Богатыри” Васнецов писал почти 20 лет с небольшими перерывами.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам подробнее познакомиться с картиной “Три богатыря”. Посмотрите на репродукцию. С этим произведением вы где-то встречались?
Дети: Видели на открытках.
– Показывали по телевизору этих богатырей.
Учитель: Что вы видите? Какое впечатление производит на вас репродукция?
Дети: Три всадника сидят на богатырских конях.
– Лица богатырей сосредоточены, они внимательно куда-то смотрят.
– Перед ними раскинулось поле.
– Они в доспехах и вооружены.
– В любой момент готовы драться.
– Природа тоже какая-то настороженная.
Учитель: А вы знаете имена этих богатырей?
Дети: Их зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

IV. Сообщение учителя

Учитель: Вы правы. Васнецов очень терпеливо писал эту картину. Три могучих князя на конях-исполинах. Васнецову хотелось передать на холсте те характерные черты в своих героях, которые воспевались в былинах и сказках.
Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде примечают, нет ли где врага, не обижают ли кого.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуется во всем его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Илья сидит в черкесском седле, на сбруе и уздечке красуются пряжки красного золота. Поводья и подпруги шелковые. Нет такой силы, которая могла бы выбить богатыря из седла, ни даже сдвинуть его.
Стоит конь Бурушка и слегка потряхивает бубенчиками под челкой, зло косит глазом в сторону врага. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и громадное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается из-под узорной рукавицы в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени.
Илья Муромец справедлив, беспощаден, бесстрашен, не способен на хитрость и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.
По правую руку от Муромца – побратим Добрыня Никитич, не менее известный и любимый народом богатырь.
Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь, знает как речь вести, как себя блюсти. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова, тип лица богатыря характерен для русских людей.
Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом. Узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы сапоги. Добрыня нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен, ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья старший на заставе, без его приказа не сдвинется с места.
Третий богатырь – Алеша Попович, сын ростовского попа Леонтия – тоже храбрый и смелый, хотя и не так силен, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Алеша силой не силен, но напуском смел. Где не взять силой, он берет ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь, на котором сидит Алеша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждет команды.
Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, косит глаза, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы: с боку виднеются гусли – весельчак и балагур Алеша Попович.

Учитель: Богатыри написаны на фоне степного пейзажа, а головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся еще более мощными и значительными.
Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях передают сплоченность богатырей, объединяет общим стремлением не пропустить врага в пределы России.
Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от врагов.

V. Беседа:

– Каково ваше впечатление от картины?
– Назовите имена богатырей, изображенных на картине?
– Какая у них общая цель?
– Расскажите об Илье Муромце. Как он одет и вооружен? Какой у него характер?
– Расскажите о Добрыне Никитиче. Как он одет и вооружен? Какой у него характер?
– Расскажите об Алеше Поповиче. Как он одет и вооружен?
– Опишите пейзаж.
– Какое чувство в целом вызывает картина?
– С творчеством какого художника познакомились?
– Что нового узнали о В.М.Васнецове?

VI. Составление плана сочинения

– О чем напишем в начале сочинения?
– Что напишем в основной части?
– Какие чувства вызывает картина?

Примерный вариант плана:

  1. Вступление. Название картины.
  2. Образ Ильи Муромца. Его характер.
  3. Образ Добрыни Никитича. Его характер.
  4. Образ Алеши Поповича. Его характер.
  5. Пейзаж картины.
  6. Настроение, вызванное картиной.

VII. Словарная работа

? Богатырский конь, ясные зоркие очи, мощная сила, булатная палица, колчан со стрелами, железная кольчуга, стремя.
? Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные цвета бирюзы сапоги.
? Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга, слева виднеются гусли, весельчак и балагур.

VIII. Устное рассказывание по плану. Речевая подготовка

– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов. (тавтология)

IX. Самостоятельная работа над сочинением

– Исходя из оставшегося времени на уроке и готовности работ, зачитываются наиболее удачные работы учащихся.

X. Итог урока. Заключение