Внеклассное мероприятие для 8-го класса по теме "России яркие букеты"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: активизация познавательного  интереса к истории и культуре своего народа.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с историей художественного промысла производства подносов Жостово.
  • Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус; формировать навыки работы с художественными материалами (кистью, красками).
  • Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям.

Оборудование и материалы:

  • слайд-шоу;
  • иллюстративный материал
  • жостовские подносы.
  • книжная выставка «Народные промыслы России».

Раздаточный материал: заготовки подносов из картона с предварительно нанесенным рисунком, гуашь, кисти, баночка для воды.

Форма проведения: урок творчества.

Основные этапы:

1. Беседа об истории жостовского художественного промысла, разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.
2.  Демонстрация основных приемов жостовского письма. (Демонстрируется выполнение фрагментов росписи, слайд-шоу).
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов. 

ХОД УРОКА

1. Беседа

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами собрались на очередной библиотечный урок. Мы поговорим с вами об удивительном промысле – Жостово. (Приложение. Слайд 1 с названием урока)

Чтец читает стихотворение. (Звучит тихая русская народная мелодия).

«Жостовские кисти».
В тиши родного края,
Под сенью сосен древних
Живет одна простая
Российская деревня.
Проснется  спозаранку
В любую непогоду
И стелет самобранку
Для праздника природы.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
В садах никто не сможет
Собрать таких букетов
На сон цветной похожи
Живые самоцветы.
В тиши родного края,
Под сенью сосен древних
Находит их простая
Российская деревня.

Звучит музыка – Синявский А., сюита «Музыка русских узоров». (Приложение. Слайд 2 – деревня Жостово).

Учитель: Есть в Подмосковье деревня, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса.
История жостовского промысла своеобразна. Она восходит к началу 19века, когда возникли мастерские по изготовлению подносов. Сначала их изготавливали из папье-маше. В середине и, особенно во второй половине 19века производство подносов  увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Сейчас выпускают 26 различных форм подносов: круглая, овальная, прямоугольная, «гитарная», восьмигранная и др. (Приложение. Слайд 3)
Жостовский поднос знают почти во всем мире. И не удивительно. Букет, украшающий его, великолепно вписан в форму предмета. Он прост и выразителен. Основным мотивом росписи становится цветочный букет из садовых и полевых цветов на чёрном (Приложение. Слайд 4 – поднос на чёрном фоне)  или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. (Приложение. Слайды 5 – фрукты, ягоды, птицы). Наносится рисунок в определенной последовательности.

2. Демонстрация основных приемов жостовского письма

Поэтапное выполнение росписи:

 Цветочную роспись жостовские мастера выполняют масляными красками свободным кистевым мазком без предварительного рисунка. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Эти этапы имеют свое название.

  1. Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.
  2. Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев. (Приложение. Слайд 6 – замалевок)
  3. Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. (Приложение. Слайд 7 – тенежка)
  4. Прокладка. Плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. Уточняются многие детали. (Приложение. Слайд 8 – прокладка)
  5. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем. (Приложение. Слайд 9 – бликовка).Завершается роспись изящной графикой «чертежки» и «привязки».
  6. Чертежка. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи – прожилки, кружевные края у листочков, прописываются “семенца” в центре чашечек. (Приложение. Слайд 10 – чертежка)
  7. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое. (Приложение. Слайд 10 – привязка)
  8. Уборка. Борта подноса украшаются легким, ажурным орнаментом. (Приложение. Слайд 11 –  уборка)       После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция – наводка зеркального блеска – выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. И вот поднос готов. (Приложение. Слайд 12 – уборка). Каждый мастер использует свои приемы, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма. В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Во многих домах жостовские подносы являются как нужной, полезной вещью, так и украшением на столе или картиной на стене.

3. Постановка художественной задачи

– А сейчас ребята вы сами превратитесь в художников по росписи подносов. Я вам раздаю подносы  разных форм, а вы разрисуете их, как вам понравится.Дайте вашим подносам название. И мы сделаем выставку из ваших подносов.

4. Выполнение задания

5. Подведение итогов

В конце урока на доске из лучших работ организуется выставка « России яркие букеты».

Литература:

1. Романова И.А., Крапивина И.А. Альбом «Искусство жостова», М.: «Советская Россия», 1987 г.
2. Троицкая Н.Б. «Нестандартные уроки и творческие занятия», М.: Дрофа, 2003 г.
3. Энциклопедический словарь юного художника, М.: Педагогика, 1985 г.