Природа и люди Древней Индии

Разделы: История и обществознание


Тема: Природа и люди Древней Индии.

Цель: познакомиться с государством Древняя Индия, выявить его особенности.

Задачи:

  • изучить географическое местоположение Индии, климат, природные условия, основные занятия местных жителей, животный мир, религиозные верования индийцев;
  • развивать умение работать с картой, строить схемы, работать с текстом;
  • формировать умение классифицировать материал, соотносить исторические факты;
  • развивать творческие способности Учащихся;
  • воспитывать активную творческую личность, стремящуюся к знаниям.

Оборудование: иллюстративный материал, карточки с заданием, карточки со словами, карта, ноутбук (Презентация).

Условные обозначения:

* дополнительная информация.

План урока

I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
1. Загадка
2. Работа с карточкой
3. Джунгли на берегах реки Ганга
4. Деревни среди джунглей
5. Занятия индийцев
6. Животные
7. Священные животные и боги
8. Вера в переселение душ
IV. Закрепление пройденного
V. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания (карточка)

1. Соотнесите род занятия людей с государством.

1. Писали на папирусе 1 Египет
2 Писали на глине 2 Вавилон
3 Использовали боевые колесницы 3 Двуречье
4 Использовали впервые конницу 4 Финикия
5 Были изданы первые писаные законы 5 Древнееврейское царство
6 Плавали на быстроходных кораблях 6 Ассирия
7 Построили Храм в Иерусалиме для жертвоприношения Богу Яхве    

Ответ: 1 – 1, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 6, 5 – 2, 6 – 4, 7 – 5,

Используя карту, перечислите государства, которые вошли в состав Персидской державы! (Лидийское царство, Мидия, Вавилонское царство, Египет)

Обменяйтесь тетрадями. Проверка у доски задания № 1, и с места – № 2.

III. Изучение новой темы урока

1. Загадка

Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади – метла. (Корова)

– Правильно! (Показ рис.).
– Что вы знаете и можете нам сказать об этом животном?
– А вы знаете, что это животное является священным в одной далекой от нас стране? Эта страна называется – ИНДИЯ.
Корова была для индийцев матерью, божественной кормилицей.
– С чем это было связано? Как вы думаете? (Давала молоко, масло, простоквашу и т.д.)
Но не в коем случае не мясо, так как убийство коровы, считали страшным преступлением.
– Сегодня мы познакомимся со сказочной страной, богатой природой, культурой, научными знаниями и философией. Сокровища этой страны манили отважных путешественников из разных стран мира.

2. Откройте карту на стр. 92.

Индия расположена в Южной Азии. С запада, востока и юга её берега омываются Индийским океаном. С севера ее границей служат Гималаи (самые высокие горы в мире)
(показ рис.).
Климат – жаркий, в июле и августе льют дожди!
Самые широкие и полноводные реки Индии – Инд и Ганг. Они берут свое начало в Гималаях.
Индийцы верили, что на заснеженных вершинах Гималайских гор живут Боги.

3. Джунгли на берегах р.Ганга

Работа с текстом. (Зачитать просебя) стр.91-92.

– Что представляли из себя джунгли?
– Какие опасности подстерегали человека в джунглях?
– Если человек заблудился в джунглях, что он мог использовать в качестве еды, чтобы не умереть с голоду?

4. Деревни среди джунглей

Появление железных топоров, мотыг, лопат произошло за тысячу лет до н.э.– это облегчило труд индийцев.

5. Занятия индийцев:

I

1. сажали – РИС (рис.) (в воду)
2. выращивали – ХЛОПЧАТНИК, САХАРНЫЙ ТРОСТНИК
3. сеяли – ПШЕНИЦУ, ЯЧМЕНЬ (где было посуше)
II Собирательство: плоды, дрова
III животноводство: пасли коз, коров
VI Охота: на зверей (лук и стрелы)
ловля птиц ( сетями)
*V собирали чай (Низкие чайные кусты хорошо растут во влажных предгорьях Гималаев. Чайные кусты обрабатывают вручную, снимая лишь молодые листочки, которые сушат на солнце)

6. Животные (картинки с животными)

– Прочитайте текст и выберете тех животных , которые обитали в джунглях!
– Как индийцы старались задобрить животных? (Стр.93)

* Гималайский медведь имеет чёрный шелковистый мех, большие мохнатые уши и белая отметина на груди. Он хорошо лазает по деревьям, ест муравьев, плоды и часто отдыхает на ветвях.

7. Священные животные и Боги

Некоторых Богов представляли в виде диких животных: могучева Льва, хитроумной обезьяны, слона – мудрый Бог Ганеша – им поклонялись.

– В Индии был приручен слон. Если люди приручают диких животных, значит, в дальнейшем эти животные будут обязательно тем или иным образом использованы. Как , на ваш взгляд, индийцы использовали СЛОНА в своей жизни? (Переносил тяжести, помогал что-либо строить, в сражениях: сидя на слоне лучники обстреливали врагов).

– И в самом начале урока мы уже познакомились еще с одним священным животным – КОРОВОЙ.

8. Вера в переселение душ

– Могут ли все люди в своем поведении быть похожими друг на друга? Быть либо плохими, либо хорошими? (Нет. Все разные)

– А жить вечно люди могут? (Нет)

– Вы правы! Быть плохим не хорошо, тем более, что люди живут так мало, так не долго! И трудно постоянно объяснять всем, что можно делать, а чего нельзя. В Древней Индии жители этого и не делали, они просто свято верили, что после смерти душа человека не умирает, а переселяется в другое существо. А вот в какое именно – зависело от того , как вел себя человек при жизни!
за дурные дела человек может в следующий раз родиться четвероногим или насекомым. (Пьяница – червяком, вор – крокодилом)
тот, кто зарежет козу, сам будет снова и снова рождаться козой, чтобы испытывать тот же страх который испытала коза, когда над ней был занесен нож.
если проявлять милосердие ко всем живым существам, то в следующей жизни снова можно родиться человеком.
Но и грешный человек сможет когда-нибудь снова родиться человеком, когда полностью искупит свою вину.

– После всего выше сказанного, хочется у вас спросить: почему некоторые индийцы ходили со специальной метелочкой? (Чтобы никого не задавить)

IV. Закрепление

Задание 1

Карточки со словами разложить их в две стопки: все, что относится к Индии и все, что не относится к Индии.

Задание 2

Придумать и нарисовать символ Индии.

V. Домашнее задание

§ 20, вопросы после параграфа.