Развернутый план урока по повести Антуана де Сент–Экзюпери "Маленький принц"

Разделы: Литература


Повесть Антуана де Сент-Экзепюри «Маленький Принц» по разным программам предлагается изучать то в шестом, то в девятом, а то и в одиннадцатом классе. Так получилось, что мы начали разговор об этой сказке с моими ребятами, тогда учениками 5-го класса, в прошлом году. А продолжим обязательно в этом учебном году уже с шестиклассниками.

На проспекте Вернадского в маленьком подвальном помешении на шестьдесят мест в необычной камерной обстановке мы посмотрели спектакль А. Сент-Экзепюри «Маленький принц». Традиционная постановка без модных выдумок, с удивительно милыми декорациями. Но не в этом суть.

Одна из учениц, посмотревшая спектакль, влюбилась в исполнителя главной роли и попоросила маму купить билеты на весь класс. «Поймут ли? Не будут ли скучать,» - традиционные сомнения.

Но нам повезло. Мои одиннадцатилетние ученики уже на следующий день спрашивали: «А когда мы будем проходить «Маленький принц»?» Именно проходить.

Так на лето в списке литература для чтения появилась эта философская сказка, и в конце года четверти на уроках внеклассного чтения мы продолжим обсуждение произведения. Безразличных не должно быть, так как все смотрели спектакль, а многие прочитали книгу.

Обсуждение продумано мной как диалог, но не односложные ответы и вопросы, а свободные суждения и интерпретация прочитанного.

Думаю, принцип концентризма, предлагаемый программой В. Я. Коровиной, очень верный в данном случае. Урок начинается в обычных вопросов:

«Помните спектакль?»

«Чей образ запомнился?»

«О чем спектакль?»

Подготовленный ученик расскажет, что А. Сент-Экзепюри был отважным летчиком, талантливым изобретателем авиации, журналистом и романтиком.

Я расскажу детям о том, что он воевал против фашистов и был военным летчиком.

Дальше работа будет строится по ключевым вопросам от главы к главе с использованием приема комментированного чтения отдельных фрагментов.

Непредсказуемых ответом и рассуждений будет много.

Вопросы сформулированы так, чтобы сориентировать учеников на рассуждения, размышления:

  1. Рассказчик потерпел аварию в пустыне. Здесь кроме звёзд ничего нет, нет людей. Кого летчик вспоминает? Чей образ возникает в его воспоминаниях? (Он чувствует одиночество, он страдает. Ему не хватает родных и друзей, то есть людей)
  2. Кто появился перед ним? (Маленький принц). Как он выглядит? (Маленький, с золотыми глазами. Читаем описание маленького принца – замечаем: у него грустные глаза).
  3. Почему? (У него нет друга, никто его не понимает. И летчику, и маленькому принцу не хватает друга.
  4. Расскажите историю маленького принца. (Он жил на маленькой планете, был одинок, пошел искать друга на других планетах.)
  5. Кого он встретил? (Рассказ слабых учеников о:
    а) короле
    б) честолюбце
    в) дельце
    г) пьянице)
  6. Там, откуда летчик, были такие люди? (Да, конечно) Летчик мог подружиться с ними? (Нет. Они смешные. Они эгоисты.)
  7. А кто понравился малышу, кто не показался ему смешным? (Сильный ученик рассказывает о фонарщике. Многим он показался, наоборот, смешным. А ведь он, забав о сне , зажигает свой фонарь для людей, он думал не о себе, а о людях. Он не эгоист, как все остальные.
  8. Как подружились летчик и маленький принц? (Рассказ сильного ученика о рисунке, который летчик всегда носил с собой).
  9. Что рассказал маленький принц о своей планете? (Читаем в тексте о баобабах). Вокруг нас есть баобабы? (Нет. Мы живём в городе). А что, баобабы – это сорняки? Вывод: люди должны заботится о чистоте и красоте своей земли, да и всей планеты, мы ответственны за ту землю, на которой живет, мы в ответе за планету, на которой живем.
  10. Расскажите историю Розы. (Она прекрасна, но капризна и обидчива. А принцу нужна настоящая любовь, вот он и оказался на планете Земля).
  11. Какой представляется Земля малышу. (Ребята рассказывали о Змее, потом о Лисе).
  12. Какой он, Лис? (Мудрый, знает жизнь)
  13. Принц нашел друга? (Да. Лис умеет любить и дружить и учит этому малыша).

К концу урока ребята должны по традиции слушать меня, они, как правило, ждут моего вывода.

Лис открыл малышу тяжёлую тайну приручения, тайну любви, ответственности за любимых, родных и близких.

Мы начали читать это произведение как сказку. Похоже ли оно на сказку? Вряд ли? Да? Чем? Какие элементы сказки в этом произведении? Есть ли они?

У «Маленького принца» печальный конец: ядовитая змейка по просьбе малыша жалит его, и он умирает.

Ребята спрашивают: «Разве он умирает?»

Умирает ли он или тут же воскресает и возносится (улетает) на свою планету – разгадывать нам, читатетелям.

Сказка-притча, (притча – жанр этот указать обязательно), раскрывает читателю простую истину,жизненную мудрость: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Мы в ответе за близких, друзей, любимых, родную землю.

Помните, что подарил Принц летчику перед воскрешением к новой жизни?

Пятьсот миллионов звезд, тех самых которые делец хотел запрятать в сейф.

Дай Бог, ребята, чтобы у каждого из вас в жизни была своя звезда, были друзья, с которомы вам было бы не одиноко.

с этими же ребятами, но уже в одиннадцатом классе, я буду говорить о сплетении грустного юмора, озорства, лукавой игры смыслов, узах любви, единения души в этой повести.

P.S. Я классный руководитель 6 «б» класса. Отношения между ребятами ровные, дружеские. Но заметила, что подруг близких и лучших друзей в этом возрасте меняют слишком часто. Возраст? Влияние родителей?

Думаю, ребят заставит по-настоящему задуматься о дружбе эта повесть и небольшая анкета.

Что такое дружба?

  1. Сколько у тебя друзей?
  2. Настоящих друзей может быть много?
  3. У тебя есть настоящий друг?
  4. Если нет, то почему?
  5. Ты себя считаешь хорошим другом?
  6. Каким должен быть настоящий друг?
  7. На что ты готов для лучшего друга?

Анкеты, надеюсь, помогут лучше понять ребят. Собираюсь, ту же анкету предложить им в одиннадцатом классе.