Изучение безударной гласной в средней школе

Разделы: Русский язык


Учащиеся и родители заинтересованы в получении, а государство – в обеспечении качественного образования. Результат работы школы в этом направлении показывает единый государственный экзамен. К нему нужно готовить ребёнка с момента поступления в школу.

Рассматривая структуру теста единого государственного экзамена или абитуриентского теста, прихожу к выводу, что безударная гласная в корне слова – это такая орфограмма, которой придаётся первостепенное значение. А вопрос обучения правописания безударных гласных в корне является одним из самых сложных вопросов в практике школы.

Работа над этим разделом орфографии только тогда даст высокие результаты, когда она будет проводиться в системе. Чтобы усвоение правописания проверяемых безударных гласных шло успешнее, учителю необходимо иметь ясное представление о том лексическом материале, который может быть использован в разных классах.

Д.Н. Богоявленский рекомендовал систематизировать материал таким образом, «чтобы учесть индивидуальные особенности отдельных типов корней и их различную трудность для понимания школьниками разного возраста».

Предлагаю классифицировать слова с проверяемыми безударными гласными корня в зависимости от морфемного состава, лексического значения, способов проверки, наличия или отсутствия чередования согласных, частотности употребления и распределить их на четыре группы.

К первой группе отнести простейшие и часто употребляемые в речи двусложные слова, проверяемые главным образом изменением числа. Из глаголов и прилагательных сюда попали только те, в которых корень отличается смысловой законченностью и фактически является проверочным словом, например: ледовый – лёд, лесной – лес, бежать - бег.

Во вторую группу ввести:

  • двух-, трёх- и редко четырёхсложные существительные, прилагательные, глаголы и числительные, бесприставочные, с одной и двумя безударными гласными, проверяемыми различными способами;
  • наиболее простые слова, различающиеся одной гласной (частота – чистота, спешу – спишу), правильный выбор которой можно сделать тогда, когда слово находится в предложении или словосочетании;
  • слова с чередующимися о – а в корне, правописание которых не определяется специальным правилом, например: копать (раскапывать), опоздать (опаздывать), копить (накапливать).

В третью группу включить:

  • слова с чередующимися согласными, осложнённые и неосложнённые приставками (дощатый, напряжение, орошать), с одной и двумя безударными гласными;
  • глаголы с безударными гласными, проверяемыми путём опускания суффикса -ва- (одолевать, давать, запевать, наливать);
  • слова с полногласными и неполногласными сочетаниями, осложнённые (короткий – кратчайший, волочить – влачить) и неосложнённые чередованием согласных;
  • сложные слова с соединительной и без соединительной гласной (близлежащий, водопровод, восьмичасовой, пятиклассник).

В четвёртую группу ввести:

  • слова, проверка которых требует выработанного навыка морфемного анализа (преподавательница, времяпрепровождение);
  • слова (вопиющий, опровержение, неиссякаемый), понимание значения которых, а, следовательно, и правильный подбор опорных форм находится в прямой зависимости от словарного запаса учащихся, их грамматических знаний;
  • литературные термины, наиболее часто встречающиеся в учебниках, критических статьях, устной и письменной речи самих учащихся (гуманист, стилистический, символизировать).

Ориентировочно различаются четыре этапа работы при обучении правописанию безударных гласных:

  1. создание базы для усвоения правописания безударных гласных;
  2. изучение правила правописания безударных гласных и его закрепление;
  3. расширение и углубление представлений учащихся о безударных гласных;
  4. закрепительный.

Общую картину усвоения правописания проверяемых безударных гласных по этапам схематично можно представить в виде таблицы – Приложение.

Это чисто условное деление на этапы, как и слов на группы, помогает мне спланировать свою работу над проверяемыми безударными гласными на протяжении всех лет обучения, организовать её с учётом преемственности между классами и звеньями.

Попутное повторение правописания безударных гласных корня я провожу при изучении любого материала.

На примере некоторых тем разделов «Фонетика и графика», «Лексика» покажу, как на одних и тех же упражнениях можно закреплять новый и одновременно повторять изученный материал, в частности правописание безударных гласных.

Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки

  1. Прочитать слова и ответить, какими гласными или согласными звуками они различаются. Выписать в одну колонку слова с проверяемой, в другую с непроверяемой безударной гласной.
    Плоды – плоты, бок – бак – бык, салаты - халаты, годный – модный – водный, чистота – частота, малина – калина, возила – водила, мала – мила – мыла, баран – барак.

  2. Образовать новые слова, заменяя первый согласный каким-либо другим согласным. Проверяемые безударные гласные подчеркнуть.
    Шары (дары, пары), гора (нора, кора, пора, Дора, Лора), лила (пила, мила, жила).

Алфавит.

  1. Списать слова в одну колонку с непроверяемой, в другую – с проверяемой безударной гласной в корне. Слова второй колонки зачитать в алфавитном порядке.
    Комната, засвистеть, балкон, потолок, второй, запасать, абажур, длина, скворец, доярка, гардероб, журавлиный, ремонт, борода, борозда, диван.

  2. Записать слова, подчёркивая орфограммы корня. Указать, где нарушен алфавитный порядок в записи слов. Назвать в каждом слове орфограммы и устно проверить или объяснить их написание.
    Дождливый, зернистый, костлявый, низина, минёр, площадка, ползти, прелестный, тростник, селёдка, смягчать, счастливый, шептать, хотеть, участливый.

  3. Записать слова, подчёркивая орфограммы. Указать, в каких из них звуков меньше, чем букв. Почему?
    Здравствуй, восьмой, колосок, таить, счастливый, молодой, свистнул, голодать, сторожка, чувство, поздно, борона, праздник.

Двойная роль гласных е, ё, ю, я. Правописание безударных гласных.

Прочитать слова. Назвать пропущенные буквы. Списать в один столбик слова с буквами е, ё, ю, я после гласной, в другой – после ь и ъ, в третий – после согласной. Определить, какую роль играют буквы е, ё, ю, я в словах каждого столбика.

Н..ездник, с..езд, с..р..ёзный, р..довой, м..шать, за..вка, ут..шать, изъян, к..нюшня, с..юзник.

Синонимы.

Данные синонимы расположить по степени возрастания или уменьшения признака. Проверяемые безударные гласные подчеркнуть.

Возвышенности, горы, холмы; беда, катастрофа, несчастье; мчаться, идти, бежать; большой, колоссальный, огромный.
Ужасаться, бояться, страшиться; темнота, сумерки, мрак;прекрасный, превосходный, хороший; робкий, трусливый, боязливый.

Антонимы.

К словам в левом столбике подобрать антонимы из правого столбика и написать эти слова парами, вставляя пропущенные буквы.

вд..ли           вп..реди
д..шёвый   вбл..зи
м..лчать   н..чало
сз..ди   здоровье
св..тл..т   г..в..рить
отсталый   д..р..гой
б..лезнь   п..р..довой
к..нец   т..мне..т

Основная масса слов 3-й группы связана с чередованием согласных. Учащиеся лишь поверхностно знакомятся с чередованием согласных и вскоре забывают о них. Однако помнить об этом нужно, так как чередование согласных затрудняет проверку, мешает сближению слов по значению, что нередко ведёт к ложным аналогиям.

Чтобы предупредить ошибки, нужно помочь учащимся узнавать известные уже корни в их новом фонетическом варианте (роса – орошение, враги – вражда, места – помещение, гроза – угрожать и др.).

Для закрепления правописания слов с чередующимися согласными и безударными гласными я предлагаю учащимся следующие типы упражнений:

  1. Списать родственные слова, обозначить корень, подчеркнуть в нём безударную гласную одной чертой, чередующиеся согласные – двумя. Прочитать слова с безударными гласными, затем слова, которые могут быть для них проверкой.
    Должник, долг, одолжить, задолжать, должен.
    Глотка, проглотить, поглощать, поглощение.
    Весть, извещать, оповещать, повестка.
    Перед, передний, передовой, опережать, впереди.
    Значок, знак, знакомый, ознакомление.

  2. К словам первой группы подобрать родственные слова из второй группы, списать парами, вставляя пропущенные буквы, подчёркивая чередующиеся согласные.
    Достигнуть, застёжка, река, извёстка, вещий, тишь.
    Отст..гнуть, дост..жение, изв..стняк, р..чной, ут..хать, изв..стить.

  3. Списать только родственные слова.
    Знак, знакомый, означать, значительный, знакомиться ,значение.
    Платить, оплачивать, плата ,заплата, плачевный.
    Ползти, ползучий, полезный, ползунки.
    Извещение, весть, оповещать, вестник.
    Заплакать, плач, оплаченный, плакса, плачевный.
    Шестой, шестнадцать, шесты, шестерня.
    Смех, смешной, смешать, смешить, посмешище.
    Дорогой, дороже, дороговизна, дорожка.

В шестом классе представления учащихся о корне слова можно расширить и углубить, если познакомить учащихся с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний. Удобнее всего это сделать при изучении темы «Исконно русские и заимствованные слова». При сопоставлении родственных исконно русских и старославянских слов я обращаю внимание учащихся на сочетания оро-ра, ере-ре, оло-ла, оло-ле, демонстрируя таблицу.

СЛОВА ЧЕРЕДОВАНИЕ
исконно русские старославянские полногласие неполногласие
сторож
берег
голова
полон
стража
брег
глава
плен
оро
ере
оло
оло
ра
ре
ла
ле

Даю гнёзда таких родственных слов:

Холодок, холод, прохладный, охлаждать, охлаждение, похолодало.
Голова, поголовно, глава, заголовок, озаглавить, оглавление, наголову.

Чтобы заставить учащихся думать и предостеречь их от механического использования закона о полногласных и неполногласных сочетаниях, необходимо добиваться, чтобы перед тем как вставить безударную гласную или объяснить её написание, ученик сначала определил, в какой части слова она находится.

Вот примеры упражнений, предусматривающих предупреждение ошибок. Безударные гласные могут быть пропущены.

  1. Списать, обозначить корень и приставки; объяснить правописание безударных гласных в той и другой частях слова; полногласные и неполногласные сочетания в корне подчеркнуть.
    Порождать, сломать, оглавление, порабощать, соглашение, порозоветь, проголосовать, обронить, полагать, прохладительный, холодильник.

  2. Объединить слова в гнёзда родственных слов. Обозначить корень, указать, что в нём чередуется. В каждом гнезде назвать слова с безударными гласными в корне и слова для их проверки.
    Дорогой, строгий, дрожь, дразнит, дорого, продрогший, раздражать, дороговизна, строжайший, дороже.

  3. Определить, являются ли слова краткий и кроткий родственными. С каждым из них составить словосочетание (прилагательное + существительное) и подобрать гнездо родственных слов, включив в него и слова с чередованием. В каждом гнезде назвать слова с безударными гласными и слово для их проверки.
    Краткий, укоротить, кратчайший , сократить, сокращать.
    Кроткий, кротость, укротить, укрощать, укрощение.

Цель таких упражнений – научить детей дифференцировать языковой материал, привить интерес к этимологическому анализу, заставить задуматься над значением слова.

Выработке навыка узнавания образа корня, осложнённого и неосложнённого чередованием, и выделения его в словах с различным морфемным составом способствует морфемный анализ и работа над гнездами родственных слов, для составления которых я использую следующие корни: болт-(ать), вин-, вод-(вож-, вожд-),вя-(нуть), гас-(гаш-), гор-(е), глот-(глощ-), горьк-(горч-), гост-(гощ-), да-(ть), дрож-(дрог-), доск-(дощ-), долг-(долж-), дич-(дик-), един-, езд-(езж-), пряг-(пряж-), стиг-(стиж-), знак-(знач-), зов-(зв-), дав-(давл-), клич-(клиц-), копт-(копч-), кор-(ить), лек-(леч-), ман-(ить), мах-(маш-), мест-(мещ-), мир-, молв-, общ-, один-, отец-(отч-), пад-(ать), плот-(площ-), пит-(пищ-), пояс-, реч-(рек-), ряд-(ить), сад-(сажд-), сво-(й), свят-(свящ-), слад-(слащ-, слажд-, сласт-), став-(ить), стан-, стег- (стеж-),толк-(толч-, толоч-), топот-(топт-, топч-), язв-(язвл-), берег-(береж-, брег-, бреж-), голов-(глав-, главл-), голос-(глаш-), город-(горож-, град-, гражд-), дерев-(древ-),здоров-(здрав-, здравл-), золот-(золоч-, злат-, злащ-), корот-(короч-, крат-), молод-(молож-, млад-), полон-(плен-), сторон-(стран-), холод-(хлад-, жлажд-), хорон-(хран-).

Решению вопроса о написании безударных гласных в разных частях слова предшествует полный или частичный морфемный анализ. Это способствует сознательному усвоению новых правил (правописание приставок) и закреплению изученных (гласных и согласных корня) на новой основе.

Разбор по составу можно сочетать с орфографическим разбором: называя морфему, учащиеся одновременно объясняют её правописание. Для этого надо брать слова, насыщенные нужными орфограммами, например слова с безударными гласными в корне и приставке (одолжить, обхватить, объединить, оттащить, отдавать, придавить и др.), в корне и в суффиксе (хранитель, кривизна, теснота,, жестяной и др.).

Разбор одного-двух слов по составу является обязательным дополнением к домашнему заданию во всех классах.

Благодаря продуманному систематическому повторению к концу седьмого класса учащиеся овладевают навыком правописания основной массы слов с проверяемыми безударными гласными.

Условные границы заключительного этапа – восьмой-одиннадцатый классы. Здесь я работаю над ликвидацией пробелов, в силу разных причин оказавшихся в знаниях учащихся при изучении безударных гласных на 2-3-м этапах, окончательно отрабатываю правописание слов 3-й группы и работаю над освоением слов, объединённых в 4-ю группу.

Возрастание трудности упражнений на последнем этапе идёт за счёт усложнения используемого словарного материала, требующего более углубленного морфемного и даже этимологического анализа.

При подборе лексического материала для старших классов учитывается не только усложнение состава слова, но и изменение графического образа корня и его морфемного окружения (водица, водяной, водянистый, водолечебница, паводок, подводник, наводнение; дала, отдала, отдавать, переиздавать, переиздаваемый; голоса, оглашать, голосовать, голосистый, подголосок, оглашение, провозглашаемый и под.).

Подготовка к изучению, изучение и последующее углубленное повторение правила правописания безударных гласных создают почву для лучшего усвоения других правил, применение которых связано с развитием речевого слуха, навыком морфемного анализа, пониманием значения слова.

Работа, проводимая в связи с освоением правописания проверяемых безударных гласных, способствует, таким образом, повышению общей орфографической грамотности учащихся.