Использование элементов творческого проектирования в процессе трудового обучения на уроках технологии

Разделы: Технология


1. Условия возникновения, становление опыта.

Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: от работника теперь требуют как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу [2]. Эти способности и умения должны формироваться с детства и постоянно развиваться как во время обучения, так и трудовой деятельности.

В современном обществе мужчина должен не только уметь выполнять несложные ремонтные работы по дому, изготавливать простые предметы, но и всегда быть в «деловой» форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку.

Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, сформировать развитую, творческую, инициативную и предприимчивую личность - моя задача.

Обозначенная задача заставила меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для предприимчивости и развития творчества учащихся, позволили бы научить школьников решению выявленных и осознанных ими реально существующих технологических задач окружающего мира. 

2. Актуальность и перспективность опыта.

Я моделировал свои уроки, применяя групповую, звеньевую, парную работу, игровое, проблемное обучение, организовывал работу по опорным схемам, но не получал удовлетворение от уроков.

Передо мной каждый раз возникали вопросы:

Как обеспечить условия для учащихся, которые позволяли бы:

  • мыслить системно и комплексно;
  • самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
  • сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы, общества и самого человека;
  • развивать способности рассуждать о реальном технологическом мире через представления, суждения и понятия; разумно создавать, использовать и управлять;
  • непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности?

Изучение литературы передового педагогического опыта , позволило мне апробировать в своей практике элементы одной из технологий, методов, которые бы способствовали сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентоспособные потребительские продукты или услуги, способствовали творческому развитию личности. Это – метод творческого проектирования, теоретической основой которого являются концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма – Джана Дьюи, осуществлявшего свои исследования в экспериментальной «школе-лаборатории» при Чикагском университете [2]. Изучив этот метод, его мотивацию, я сформулировал свою ведущую педагогическую идею (гипотезу):

Внедрение учителем технологии в практическую деятельность метода творческого проектирования обеспечит:

  • повышение качества образования;
  • повышение уровня этического, эстетического и эмоционального развития сферы личности;
  • повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к учебному предмету технологии;
  • успешную самореализацию, профессиональное самоопределение;
  • адаптацию к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • повышение уровня развития творческих способностей, умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу.

3. Теоретическая интерпретация опыта

В основе метода проекта (от греческого «путь исследования») лежит система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, которая ориентируется на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.[1] Условия метода проекта – это не только сообщение новой информации и обучение приемам самостоятельной работы, но и осознание проблемной области, выявление конкретной задачи и ее формулировки, выбор оптимального варианта, выбор инструмента, оборудования, экономическое и экологическое обоснование, контроль качества, коррекция, испытание, реклама своей разработки, оформление, самооценка и защита проекта.

4. Сущность опыта.

Метод проекта позволяет учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а учащимся самостоятельно разработать и изготовить изделие ( услугу) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, с учетом своих возможностей, способностей и интересов.

5. Новизна опыта.

Ученики используют технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до ее реализации, а учитель выступает как организатор и руководитель процесса.

6. Продуктивность опыта.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет своим разумом и своими руками изготовить вещь (оказать услугу), с учетом достижений научно-технического прогресса, требований дизайна и техноэтики. Учащиеся учатся создавать проектно-технологическую документацию через учебно-игровую, учебно-эксперементальную и учебно-производственную деятельности. А трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения технологической культуры, делая их бережливее, гуманнее, добрее.

7. Трудоемкость опыта

Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:

  • разработка модели совместной творческой деятельности учителя и учащихся;
  • разработка контроля знаний, умений и навыков (оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе);
  • обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;
  • научить последовательным этапам творческого проектирования;
  • разработка основных требований, предъявляемых к проектированию изделия.

8. Технология опыта.

При использовании метода творческого проектирования можно представить в виде модели совместной творческой деятельности учителя и учащихся, которая состоит из организационно-подготовительного, технологического и заключительного этапов [3]:

Первый, организационно-подготовительный, включает в себя:

  1. поиск проблемы
  2. выбор и обоснование проекта
  3. анализ предстоящей деятельности
  4. разработку различных вариантов выполнения проекта
  5. выбор оптимального варианта
  6. подбор материала
  7. разработку технологического процесса и конструкторско-технологической документации
  8. организации рабочего места

Технологический этап состоит из:

  1. выполнения технологических операций
  2. самоконтроля своей деятельности
  3. корректирования технологического процесса
  4. соблюдения технологической, трудовой дисциплины, культуры труда

Заключительный этап содержит:

  1. контроль и испытания изделия (услуги)
  2. корректировку документации
  3. экономико-экологическое обоснование
  4. мини-маркетинговые исследования
  5. подведение итогов
  6. защиту проекта.

При обучении использую следующие формы занятий:

  1. Традиционные занятия, с варьированным характером работы индивидуума (самостоятельная или фронтальная под руководством учителя)
  2. Приобщение школьников к разным аспектам деятельности, связанной с технологической деятельностью. В этом случае школьник сможет быть педагогом-руководителем творческих мероприятий в младших классах, старшим мастером, архитектором творческих проектов (например, участвуя в конкурсе проектов «Город моей мечты»). Под моим руководством школьники изготавливают новогодние игрушки, оформляют интерьер школы к празднику, выставке, участвуют в благотворительных мероприятиях со своими работами, выполняют поисково-краеведческую, исследовательскую работы.

Составление «режиссуры » урока зависит от его темы, от этапа изучения темы, от способностей класса, от физиологии и возрастной психологии учащихся, от времени проведения урока.

С целью создания атмосферы сотрудничества, развития творческого мышления, воображения и познавательного интереса при введении в тему использую различные приемы: эвристическую беседу, проблемное изложение, путешествия и др.

9. Результативность опыта

За последние 3 года моей педагогической деятельности :

  1. Повысился уровень обучаемости учащихся (динамика качества в классах возросла от 5 до 12 %) .
  2. Вырос уровень творческой активности учащихся по предмету технологии. Школьники активно принимают участие в городских, окружных, Российских конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских работах и занимают призовые места.
  3. Около10 % выпускников школы выбрали свою будущую профессию, основанную на знаниях предмета технологии.

Получение стабильного результата обучения способствовали также, по-моему мнению, следующие факты:

  • использование приемов планирования и организации саморазвития, учащихся
  • путем индивидуальной работы;
  • использование в работе альтернативных учебников;
  • ежегодное проведение предметных недель;
  • ежемесячное проведение школьных конкурсов и выставок творческих работ;
  • путешествий в страну современных технологий, развлекательно-познавательных и деловых игр;
  • обновление содержания учебного кабинета;
  • комфортный микроклимат в образовательном процессе;
  • создание наглядных пособий;
  • положительная учебная мотивация у большинства учащихся;
  • обучение на диагностической основе;
  • повышение уровня квалификации, курсовая переподготовка учителя.

Продвижение учащихся в развитии умений, положительные результаты в творческой деятельности , 100 % успеваемость, высокое качество знаний учеников, убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных, методических материалов по технологии с использованием творческого проектирования , а именно:

  1. Методические разработки уроков с использованием творческого проектирования.
  2. Тестирование по проектной деятельности для школьников для 8,9 классов.
  3. Контроль знаний учащихся, задания по выбору.

Осмысление собственной деятельности способствовало выявлению условий, необходимых для достижения прогнозируемых результатов и эффективности дальнейшей работы по творческому проектированию учащихся:

  1. Совершенствование теоретических знаний по теме «Использование творческого проектирования на уроках технологии»;
  2. Обеспечение дидактическими материалами для реализации индивидуальных траекторий учащихся.
  3. Создание специальных программ и учебников по методу творческого проектирования.
  4. Методическое обеспечение учебного процесса, направленное на организацию творческого проектирования обучения на уроках, с учащимися разных способностей и разного уровня обученности.
  5. Пополнение и классификация диагностических тестов, в соответствии с физиологией и возрастной психологией учащихся.
  6. Проведение пропедевтических семинаров, курсов.

Я уверен, что переход к методу творческого проектирования создает предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

Литература.

    1. Ливитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.: Просвещение, 2003.
    2. Селевко В.Г. Современные образовательные технологии.М.:Высш.школа, 2002.
    3. Тихонов А.С. Метод творческого проектирования. Екатеренбург: Уральский мастер, 1999.