Сегодня мы поговорим о волшебнице зиме.
1. В черной бездне большая медведица
Так сверкает! Отрадно взглянуть.
В звездном свете, блестя, гололедица
На земле обозначила путь…
Сколько мысли, и чувства, и грации
Нам являет заснеженный сад!
В том саду ледяные акации под окном освещенным горят.
2. А.С. Пушкин относился к природе, ко всему, что его окружало, как к живому существу, как к человеку со своим настроением и очарованием. В романе «Евгений Онегин» он так передал смену времен года:
Настала осень золотая
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл- и вот сама
Идет волшебница зима
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижной рекою
Сравняла пухлой пеленою. Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
3. В каждом времени года свое очарование, и поэты, искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод, неподвижность.
4. не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи
Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины, красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины в великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает, трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет в косматой его бороде.
Н.А.Некрасов
5. Пробушевала метель, и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – пышная снежная шапка.
Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно – розовой тонкой берестой.
Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры – блестки!
Хорош лес в зимнем уборе!
6. День светит, вдруг не видно зги, вдруг ветер налетел размахом,
Степь поднялася мокрым прахом и завивается в круги.
Снег сверху бьет, снег веет снизу, нет воздуха, небес, земли,
На землю облака сошли на день насунув ночи ризу
7. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Лермонтов
8. Есть ночи зимней блеск и сила, есть непорочная краса
Сбежали тени ночи летней, тревожный ропот их исчез
Но тем всевластней, тем заметней огни безоблачных небес.
Как будто волею всезрящей на этот миг ты посвящен
Глядеть в лицо природы спящей и понимать ВСЕМИРНЫЙ СОН.
9. Разве снег, с высот летящий на поля, холмы и чащи,
Под лучами взор слепящий, под полозьями скрипящий,
Разве он, как мертвый мел, только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза, на заре он нежно – розов,
Он вдали – в тени, в низине – голубой и даже синий.
Пламенеет по холмам, а луна взойдет – и разом мириадами алмазов
Поле все запорошит, цветом радуг задрожит.
Н. Браун
10. Тихо в зимнем лесу. Вдруг, точно живые цветы, запорхают между деревьями, мелькнут желтым, красным, оранжевым клесты. Стайка клестов облепила ель, лущит из шишек семена. С веселым писком пролетают синицы. Вниз головой по стволу бежит голубой поползень. Стучит пестрый дятел.
В. Бианки
11. Чуть живой. Не чирикает даже. Пропадает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей, из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедный и летит к чердаку своему
И гляди, не становится вредным оттого, что так трудно ему.
Н. Рубцов
12. Русские художники тоже не раз признавались в любви к зиме. Иногда первый снег выпадает очень рано, даже в сентябре, и это необычное природное явление заинтересовало И.Э.Грабаря.
…Живопись снега, его пушистость и кажущаяся белизна, при глубокой тональности, были достигнуты при помощи несмешения красок, художник не смешивает краски, а кладет их на холст отдельными мазками, рассчитывая на зрительное, оптическое слияние этих мазков при восприятии картины.
13. Одной из лучших его картин является «Февральская лазурь». Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам белизне?
А вот Грабарь сумел уловить ее своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба». «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно»,- подумал я.
Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поразили художника:
«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать.
В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник, -праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». И вот эту красоту художник передал нам на своем холсте.
14. Всмотритесь в прелесть этого сказочного мира. Солнечный февральский день. Безоблачное, ярко-синее небо, нежное, лазоревое. И вот на этом небесном фоне выделяется ствол развесистой березы. Изогнутый белый ствол с черными пятнами. На верхушках деревьев сохранились прошлогодние листочки. Ветви кажутся коричневыми, а тоненькие веточки на концах имеют красноватый (коралловый) оттенок. Солнечные лучи золотистыми бликами радостно играют на стволах и ветвях, на прошлогодней листве, искрится и переливается на солнце снег, в нем отражается небесная лазурь. Березки как бы закружились в хороводе. Это действительно праздник лазоревого неба и жемчужных берез.
15. Николай Петрович Крымов внимательно изучал творчество своих предшественников – пейзажистов, в первую очередь И.И.Левитана, который, по его словам, как никто другой умел претворять самые простые, обыкновенные мотивы в поэтические образы. Н.П.Крымов тоже научился передавать поэзию будней. Мастерство Крымова – пейзажиста ярче всего проявилось в его работах, запечатлевших зимнюю природу. К этому циклу относится и «Зима».
Окраина города или деревни, где казалось бы, нет ничего примечательного: занесенные снегом крыши домов, голые деревья. Но этот будничный пейзаж приобретает на картине Н.П.Крымова ОСОБУЮ ПОЭТИЧНОСТЬ.
16. Великолепный вид открывает нам художник А.Рябушкин на картине «Зимнее утро». Узорчатые деревья, покрытые инеем, розоватый отблеск солнца на главке церкви. Снег покрывает землю и крыши домов, как белое пушистое покрывало. Приглядись повнимательнее и увидишь чудо!
17. «Художники выводят нас в мир каких-то новых образов, которых прежде мы не видели, или наоборот, в мир явлений как будто нам знакомых, но… заставляют увидеть их совсем по-иному, с иной точки зрения». Б.Иогансон
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима.
Жестокая пора!
18. Напрасные на них застыли слезы, и треснула, сжимаяся кора.
Все злей метель и с каждою минутой сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат; молчи и ты
Но верь весне. Ее промчится гений опять теплом и жизнию дыша
Для ясных дней, для новых откровений переболит скорбящая душа.
А.Фет
Леса стоят в жемчужном ожерелье.
Природа спит. Холодная пора. Но все
Живое стерпит лютый холод и ждет тепла.