Сценарий интеллектуального турнира "Книга — источник знаний"

Разделы: Математика


Цели:

1) пропаганда книги для предмета математики в ходе нетрадиционного занятия;
2) развитие межпредметных связей (литература, история, библиография, умение работать с библиотечной книгой, справочником, словарем);
3) развитие логического мышления;
4) проверка качества знаний студентов.

Оборудование: плакат “Книга – источник знаний”, ноутбук, видеопроектор, экран, презентация,  учебники, справочники, словари, калькуляторы, таблички с номерами команд и жюри, задания командам и болельщикам.

Ход турнира

И этот час, и наш турнир
Науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.

Вступление: По традиции, студенты получают знания от преподавателя – основного и наиболее компетентного источника знаний. Знания преподавателя – это огромный багаж, собранный по крупицам из учебников, методических пособий, энциклопедий, художественной литературы + огромный педагогический опыт. И все это богатство мы передаем студентам. Но жизнь не стоит на месте. Пришло время добывать знания самому! На своих занятиях практикую следующее. Выдаю тему занятия и предлагаю в учебнике найти материал, освещающий данную тему, выбрать главные понятия и основные свойства. Работа для первокурсников сложная, но коллективно выполнимая. Некоторый итог этой работы на данном турнире хочется получить. В связи с этим проводится интеллектуальный турнир “Книга – источник знаний”, в котором вы покажете умение пользоваться любой литературой для достижения поставленной цели.

– Дать определение термина “турнир” и объяснить его связь с нашим мероприятием;

“Турнир – форма проведения личных или командных соревнований при числе участников   более двух. Различают две основные системы: круговая (каждый встречается один или   несколько раз со всеми) и олимпийская, или кубковая (с выбыванием проигравших в очередном   туре” – трактовка из Большого энциклопедического словаря.

Турнир будет проводиться среди четырех команд из двух групп: ТЛ – 11 и ТД – 11, а так же среди трех команд болельщиков.

– определение команд: по две команды от групп ТЛ – 11 и ТД – 11 под номерами с 1 по 4;  остальные – болельщики, распределенные на три группы.

Определять лучшую команду будет жюри. Дайте трактовку этому понятию.

“Жюри – группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премий и наград на   конкурсах, турнирах, спортивных состязаниях и т.п.”. Жюри – слово англо – французского   происхождения.

– определение жюри: председатель – заведующая библиотекой Килина И.П., преподаватели   математики Захарова Г.М. и Михайлова Ф.Д.

– выступление заведующей библиотекой Килиной И.П. о месте книги в жизни человека;

Сегодня наш турнир – это еще одно подтверждение тому, что книга – неиссякаемый источник знаний. Еще в Х веке известный писатель и философ Д.Дидро говорил: “Люди перестают мыслить, когда перестают читать”.

Если окунуться в историю, то мы видим, что все развитие человеческого разума связано с книгами и библиотеками. Это совсем была неспокойная история. За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребенных временем городов. Спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. В Средние века книги были настолько дороги, что особо ценные экземпляры приковывали к стене, чтобы читатели не смогли унести их с собой.

Сегодняшняя же библиотека – это информационный центр. В ней наряду с бумажными носителями появляются электронные книги, на любой запрос читателя можно найти исчерпывающий ответ в Интернете. Поэтому все больше наши читатели теряют интерес к книге.

Но наряду с этим библиотека остается уютным уголком, воплощением тишины, покоя, порядка. Это обыкновенное и в тоже время удивительное место, потому что в этом помещении живут книги.

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней как о чуде, как о сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Но вдумайтесь: ведь книга до недавнего времени была единственным средством передачи знаний от поколения к поколению.

Современный человек находится перед Гималаями библиотеки в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка.

Мы в библиотеке провели небольшой анализ читаемости в ваших группах. В разряд лучших читателей попали студенты группы ТД – 11:Рябухин Дмитрий, Дутова Олеся, Торгунаков Сергей,  ТЛ – 11: Малахов Антон и Колупаева Людмила. Я думаю, вы должны равняться на них.

Я, пользуясь случаем, приглашаю вас в нашу библиотеку, ведь у нас в фонде есть очень много разножанровой литературы – это и приключенческая литература, и фантастика, и историческая, и детективная. Кроме этого мы выписываем большое количество периодических изданий разных направлений. Я уверена, каждый из вас сможет выбрать себе чтение по вкусу.

А в заключение я хотела бы вам дать наставление: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Помня эпиграф турнира “Книга – источник знаний”, пользуясь имеющейся на столе учебной и справочной литературой, найти максимально возможное число источников, излагающих материал по данному заданию.

– выдача задания командам:

1 тур

(время – 5 минут)

№ п/п

Задания

Название учебника, автор

Параграф, страница

1. Свойства логарифмов. 1.

2.

3.

и т. д.

 
2. Четность и нечетность функции. 1.

2.

3.

и т. д.

 
3. Уравнение касательной и нормали к кривой. 1.

2.

3.

и т.д.

 
4. Интегрирование методом замены переменной (методом подстановки) 1.

2.

3.

и т.д.

 
5. Знаки значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса по четвертям. 1.

2.

3.

и т.д.

 

По итогам 1 тура в игре остаются команды, занявшие 1,2 и 3 места.

Пока жюри проверяет работы, предлагаю задачу на смекалку:

Петя взял три листа бумаги. Некоторые из них он разрезал на три части. Некоторые из получившихся кусков он снова разрезал на три части, и так несколько раз. У Пети оказалось 1984 куска бумаги. Докажите, что он неверно их пересчитал.

(Ответ: разрезая лист бумаги на три части, мы увеличиваем число кусков на два. Поэтому общее число кусков должно оказаться нечетным.)

2 тур

(время – 4 минуты)

№ п/п

Задания

Название учебника, автор

Параграф, страница

1. Определение предела числовой последовательности.    
2. Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.    
3. Определители третьего порядка и их свойства.    
4. Определение логарифма.    
5. Таблица простейших тригонометрических уравнений.    

По итогам 2 тура в игре остаются команды, занявшие 1 и 2 места.

Пока жюри проверяет работы, предлагаю вставить в каждую из пословиц имя числительное (на экране текст пословиц)

1. Все за одного, ... за всех.
2. Не имей ... рублей, а имей ... друзей.
3. ... раз примерь, ... раз отрежь.
4. за ... зайцами погонишься, ни ... не поймаешь.
5. Ум хорошо, а ... лучше.

3 тур

(время – 3 минуты)

№ п/п

Задания

Название учебника, автор

Параграф, страница

1. Определение производной функции в точке .    
2. Таблица производных.    
3. Основные свойства неопределенного интеграла.    
4. Таблица неопределенных интегралов.    
5. Тригонометрические функции, их графики.    

По итогам 3 тура определяется победитель.

Пока жюри подводит итоги, предлагаю ответить на вопросы:

1. Оцените на глаз расстояние от одной стены кабинета до другой.
2. Какова высота здания техникума?
3. Какова примерно масса учебника математики Богомолова?
4. Сколько понедельников может быть в одном месяце?
5. Сколько летних воскресений может быть в году?

Сколько выходных дней в летних каникулах студентов?

– задание болельщикам и командам, выбывающим из турнира. В.Маяковский сказал: “Книга – книгой, а мозгами двигай!”

Вывод: не смогли взять первенство в турнире, решайте – двигайте мозгами!

Задание для болельщиков

1 команда

2 команда

3 команда

Решить квадратное неравенство

Image7988.gif (977 bytes)> 0

Image7988.gif (977 bytes) 0

Image7988.gif (977 bytes)< 0

Вычислить логарифм

Image7990.gif (951 bytes)

Image7991.gif (964 bytes)

Image7992.gif (946 bytes)

Определить знак функции

Image7993.gif (947 bytes)

Image7994.gif (952 bytes)

Image7995.gif (951 bytes)

Найти производную функции

Image7996.gif (1008 bytes)

Image7997.gif (1009 bytes)

Image7998.gif (991 bytes)

Вычислить неопределенный интеграл

Image7999.gif (956 bytes)

Image8000.gif (940 bytes)

Image8001.gif (954 bytes)

Конкурс на личное первенство в конкурсе “Составь математические слова

Фирма + гол

Логарифм

Утка + бура

Кубатура

Флора + ум

Формула

Жест + отвод

Тождество

Грамм + Аида

Диаграмма

Стакан + тон

Константа

Нотка + снег

Котангенс

– Пока жюри подводит итоги, предлагаю вашему вниманию презентацию “Интегралы”, выполненную студенткой группы ТД – 21 Крашенинниковой Анной.

– Вот и кончился турнир. Результат узнать пора:

Кто же лучше всех трудился и в турнире отличился?
Жюри строго все считало, умножало, прибавляло
И вот вынесло вердикт: все активны и умны,
Но признать мы все должны:
Команда номером четыре вышла первой в сем турнире.

– подведение итогов:

  • лучшая команда турнира в знании учебной литературы;
  • лучшая команда болельщиков;
  • личная победа болельщиков;
  • личная победа в конкурсах.

(Награждение по итогам турнира на заключительном мероприятии.)

Заключение: Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Продолжение статьи

Презентация