В последние годы учителями средних городских общеобразовательных школ незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и существенно экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того что могут дать животные содержащиеся в школьном кабинете.
В течение многих лет в кабинете биологии нашей школы содержатся различные виды животных, которые являются не только украшением кабинета, а являются отличной наглядностью для проведения многих уроков не только курса зоологии, но и других курсов, например курса общей биологии.
В кабинете одновременно можно содержать 4-5 аквариумов. В одном из них заселены хищные декоративные рыбы, во втором растительноядные рыбы. Третий аквариум отражает многообразие водорослей и водных растений. Четвертый это место обитания красноухой черепахи, а пятый чаще всего выполняет декоративную роль. В кабинете также содержатся представители земноводных (шпорцевая лягушка), пресмыкающиеся (красноухая черепаха), и птицы канарейки и попугаи. Из насекомых палочники и мадагаскарские тараканы.
МОЛЛЮСКИ
В курсе зоологии 7 класса учащимся предлагается цикл лабораторных и практических работ, а также наблюдения за животными. Учащиеся получают положительное мотивирование на изучение курса биологии 7 класса. Например: в разделе Моллюски, в теме урока «Внешнее строение и образ жизни брюхоногих моллюсков» учащимся предлагается работа с натуральными объектами. В чашки Петри помещаются крупные, хорошо развитые улитки из аквариума, чашки выдаются на каждый стол и учащимся предлагается выполнить задание предложенное учителем.
Задание:
- рассмотрите тело брюхоногого моллюска, найдите 3 части тела. Назовите эти части, используя текст учебника.
- используя полученные знания, объясните, почему моллюски называются - брюхоногие.
- рассмотрите раковину моллюска, кратко опишите ее строение и функции.
- рассмотрите голову моллюска, найдите на голове щупальца и глаза, с помощью текста учебника выясните их значение.
- через стекло чашки проследите за процессом питания улитки, с помощью текста учебника отметьте особенности строения пищеварительной системы.
- проследите за движением улитки по разным поверхностям (стекло, бумага), отметьте скорость, с которой двигается улитка. Объясните свои наблюдения, используя текст учебника.
- отпустите улитку в стакан с водой и до конца урока постарайтесь проследить, как часто она поднимается на поверхность. Объясните, зачем она это делает. При затруднении при ответе на вопрос используйте текст учебника раздел «Дыхание».
Таким образом, в результате работы с живым объектом у ученика появляется заинтересованность, которая является основой прочных и долговременных знаний. Оставшаяся сложная часть урока по изучению внутреннего строения моллюска проходит легко, так как учащиеся не переутомлены предыдущей работой, и деятельность их мотивирована.
РЫБЫ
«Класс Рыбы» тема урока «Внешнее строение
и образ жизни рыб».
Во время урока учащиеся могут пользоваться
алгоритмом, предложенным учителем заранее или
использовать текст лабораторной работы
предложенной автором учебника
ЗЕМНОВОДНЫЕ
Шпорцевую лягушку, можно использовать в
разделе «Класс Земноводные» для отработки
навыков сравнивать, анализировать, делать
выводы.
В начале урока учащимся предлагается материал на
видеоносителе о многообразии земноводных и
только потом натуральные объекты, помещенные в
миниаквариумы. Данный урок предполагает
отработку знаний по разделу класс «Рыбы», а также
получение новых знаний по разделу «Земноводные»,
при этом учащимися отрабатываются навыки
наблюдения за живыми объектами, их сравнение и
умение делать выводы.
Сравниваемый признак | Класс Рыбы | Класс Земноводные |
Среда обитания | ||
Симметрия тела | ||
Покровы тела | ||
Органы передвижения | ||
Органы дыхания | ||
Особенности строения пищеварительной системы | ||
Особенности строения кровеносной системы | ||
Особенности строения выделительной системы | ||
Особенности строения скелета |
Первая часть таблицы заполняется учениками самостоятельно, на основе наблюдения за животными, предложенными для изучения. Вторя часть таблицы, в которой нужно указать особенности строения систем органов, предусматривает работу учащихся совместно с учителем, так как эта часть урока очень важна и закладывает основу знаний, которые будут использоваться при изучении дальнейших разделов курса биологии.
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
Следующий объект кабинета биологии красноухая черепаха. Класс Пресмыкающиеся изучается не на ящерице прыткой, а на живом объекте - красноухой черепахе. Во время урока учащиеся работают по заданному алгоритму, при этом записи в тетради делаются в сокращенном варианте. Внимание учащихся обращается на:
- Особенности покровов тела пресмыкающихся
- Приспособления пресмыкающихся к росту
- Особенности скелета
- Расположение конечностей пресмыкающихся
- Способы питания
- Внутреннее строение (у земноводных и пресмыкающихся практически одинаково).
Таким образом, ученики учатся выделять главное и существенное. Сравнение земноводных и пресмыкающихся позволяет учащимся сделать вывод о происхождении пресмыкающихся в эволюции. В конце урока черепаху вынимают из аквариума и отпускают в «путешествие» по столу и после наблюдения просят учащихся объяснить, почему класс получил такое название «Пресмыкающиеся».
ПТИЦЫ
Содержание птиц в кабинете биологии дело достаточно простое. В кабинете могут содержаться волнистые попугайчики, попугай Карела Нимфа, кенары. Певчие канарейки являются не только учебным пособием для изучения, но и играют большую роль в эстетическом развитии школьников. Живое пение птиц, особенно в зимний период, играет большую роль в деле психологической разгрузки учащихся. Свободное перемещение птиц (волнистых попугайчиков или попугая Карела Нимфа) во время некоторых уроков, чаще всего не мешает ученикам, а наоборот, дисциплинирует учеников, заставляет вести себя на уроке тихо и бережно по отношению к птице, которая находится в это время на столе учителя или ученика.
Лабораторная работа «Внешнее строение птиц» проводится без использования чучел (которые в большинстве школ сохранились со средины 20 века и выглядят далеко не лучшим образом), а на живых объектах кабинета биологии. Очень удобно использовать эти объекты при изучении раздела «Особенности пищеварительной системы птиц» Учащимся предлагается провести наблюдение за птицей. После выполнения задания учащиеся делают выводы об особенностях пищеварения и энергетического обмена у птиц.
Задание:
1. Пронаблюдайте, часто ли птица возвращается к
кормушке за кормом.
2. Пронаблюдайте, большие ли порции пищи птица
потребляет за один раз.
3. Часто ли птица удаляет из организма
непереваренные остатки пищи.
4. Сделайте вывод о том, как способствует такое
питание полету.
В разделе ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ животные
уголка живой природы оказывают неоценимую
помощь в усвоении нового материала. Особенно
удачно можно использовать их в разделе
«Эволюция» в параграфе «Приспособленность –
результат действия факторов эволюции» (учебник
Д.К.Беляева).
В лабораторной работе «Приспособленность
организмов к среде обитания» можно использовать
не растения, не чучела и изображения животных
разных мест обитания, а живые объекты кабинета
биологии, например:
Лабораторная работа
Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания».
Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: клетка с птицами, аквариум с красноухой черепахой.
Ход работы:
- Определите среду обитания животного предложенного вам для исследования.
- Выявите черты приспособленности к среде обитания.
- Выявите относительный характер приспособленности.
- В ходе изучения представленных объектов и знаний о движущих силах эволюциизаполните таблицу и сделайте выводы о механизмах возникновенияприспособлений.
Сравниваемый признак | Кенар (волнистый попугайчик) | Красноухая черепаха |
Среда обитания | ||
Относительная масса тела | ||
Покровы тела | ||
Окраска тела | ||
конечности |
Вывод:
Отработка терминов курса «Общая биология»
дается учащимся с большим трудом.
Термин «идиоадаптация» можно
рассматривать не только на растениях, но и на
рыбах, содержащихся в аквариуме кабинета
биологии.
Определения терминов «гомология» и «аналогия»
лучше записать после рассмотрения наглядности в
виде живых объектов. Учащимся предлагается
рассмотреть конечности лягушки, красноухой
черепахи и птицы. На данный момент времени
ученикам известно, что конечности этих животных
предназначены для передвижения в разных средах,
а так же, что конечности имеют одинаковое
строение и общее происхождение в эволюции. После
размышления по данному заданию учащиеся сами
приходят к выводу, что гомологичными
называются органы соответствующие друг другу по
строению и имеющие общее происхождение
независимо от выполняемых ими функций. Затем
учащимся предлагается еще одно животное
кабинета палочник (или мадагаскарский таракан) и
необходимо так же обратить внимание на
конечности. Учащиеся подводятся к тому, что
конечности (органы) имеющие иное строение и
иное эволюционное происхождение
называются аналогичными.
Использование животных живого уголка кабинета биологии может быть очень разнообразным. Их можно использовать не только для обучения и развития учащихся во время уроков, но и для работы кружка и факультатива предусматривающего исследовательскую проектную деятельность и углубленное изучение биологии. Использование животных этими примерами не ограничивается, Здесь все будет зависеть от учителя и его желания дать детям как можно больше разнообразного и запоминающегося материала, а так же от желания подарить детям незабываемые впечатления от общения с живой природой.