Урок обучение грамоте с ИКТ. Программа "Планета Знаний"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок – игра “День рождения буквы” с использованием ИКТ.

Оборудование: изученные буквы, карточки с предложениями, наборы шариков из цветной бумаги (красный, жёлтый, синий), слайды.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность и ответы учащихся

Методический комментарий

I. Организационный момент.

Цель: эмоционально настроить детей на работу.

(Звучит музыка Чайковского “Утро”).

Улыбнёмся друг, другу, ребята.
Сядем поудобнее, смотрим на меня.
Повторяем за мной:
“Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому (пауза),
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу,
Память моя крепка,
Голова мыслит ясно,
Я хочу учиться,
Я готов к работе.
Работаю”.

Повторение слов учителя

Слайд 1, приложение 1.

Эмоциональный настрой на работу.

II. Целеполагание.

Цель: повторить, закрепить ранее изученный материал, умения классифицировать звуки по разным признакам.

– Прочитайте хором все изученные буквы.

 

Слайд 2, приложение 1.

Повторение изученного материала.

На магнитной доске расположены буквы.

– Разделите все эти буквы на две группы по общему признаку.

 

Фронтальная работа.

– Почему согласные буквы мы можем обозначить разным цветом?

Сине-зелёным цветом мы обозначаем буквы твёрдых и мягких согласных звуков.

Дети: Эти буквы имеют два согласных звука: твёрдый и мягкий.

Твёрдые звуки обозначены, синим цветом, мягкие – зелёным.

(Дети называют твёрдые и мягкие звуки у каждой буквы).

 

III. Физкультминутка.

«Дует ветер нам в лицо –
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише, –
Деревцо всё выше, выше!»

 

 

IV. Этап формирования учащимися темы и цели урока.

Цель: Учить первоклассников логически рассуждать и чётко выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цель урока.

Задача: Развитие внимания. Создание возможности самостоятельного поиска способов решения на поставленную задачу.

– Ребята, вы любите ходить на день рождения? Мы сегодня приглашены на День рождения буквы. А вот какой – вы узнаете, когда ответите на мой вопрос: «Что чаще всего дарят на День рождения?» – Давайте посмотрим на экран. Вот и мы подарим букве цветы. Догадайтесь, какие цветы мы возьмём для именинницы.

Конечно, цветы.

  1. Гвоздики, так как сейчас георгины и гладиолусы не цветут.
  2. Гвоздики, так как они однолетние, а остальные – многолетние.

3) Георгины, так как в этом слове звук [г,] (мягкий).

Слайд 3, приложение 1.

- Что общего у этих слов?

Они все начинаются на букву «Г».

 

– А теперь скажите, чем же отличаются эти слова?

В слове «георгины» звук мягкий, а в остальных – твёрдый.

 

– Какая буква отмечает свой День рождения?

Буква Г.

 

– Кто может назвать тему нашего урока?

Буква Г. Звуки [г] и [г,].

 

– Давайте поставим перед собой задачи, чему вы хотите научиться на этом уроке.

 

 

V. Репродуктивно-поисковый этап.

Цель: Познакомиться с новыми звуками буквы Г. Помочь детям преодолеть логопедические трудности в произношении отдельных звуков и слогов. Работать над интонацией голоса детей.

Задачи: Развитие фантазии, воображения, мышления. Создание положительного эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультминутки.

1) Выделение звуков [г], [г’]. Общая характеристика звуков [г], [г’].

2) Развитие фонематического слуха и артикуляции.

– Прочитайте слоги с новой буквой.

Дети читают слоги хором: га го г и гу гы.

Слайд 4, приложение 1.

– Найдите лишний слог. Почему он лишний?

ги

 

Придумайте слова с этим слогом.

Гиря, снегирь, пироги, гиппопотам, гимнастика, гимназия, гитара.

 

Давайте вместе с вами попробуем правильно и чётко произнести чистоговорку.

 

 

VI. Физкультминутка – чистоговорка.

Наши гуси на лугу
Быстро прячутся в стогу.
Им кричу я: «Кто в стогу?»
Ну а гуси ни гу-гу!

Читают хором чистоговорку с экрана и имитируют движение гусей:

1-я строка – шагают на месте вразвалку.

2-я строка – приседают.

3-я строка – приставляют ладони ко рту.

4-я строка – машут указательным пальцем правой руки около рта.

 

VII. Поисково-творческий этап.

Цель: Развивать у детей интерес к чтению.

Задачи: Развивать у учащихся дикцию, внимание. Учить подбирать слова на определённые звуки. Развитие речи учащихся, навыков чтения.

– К букве «Г» пришли на День рождения гости. Давайте познакомимся с ними.

Дети читают слова с экрана.

Слайд 6, приложение 1.

– Как вы думаете, ребята, кто пришёл без приглашения? Почему?

Обезьяна, так как в этом слове нет новой буквы и звука.

 

Правильно ли поступила обезьяна? Почему? Как бы вы поступили на её месте?

Ответы детей.

 

А какое слово лишнее из оставшихся?

«Гиена», так как в этом слове слышится мягкий звук [г’], а в остальных – твёрдый.

 

Где может стоять в словах буква «г»?

В начале, конце и середине слов.

 

– Чем же занимаются гости на празднике?

Ответы детей: веселятся: поют, танцуют, играют.

 

– Конечно – же, веселятся. Мы сейчас с вами поработаем в группах, составим предложения и узнаем, чем же занимались гости.

 

 

Тигр играл на гитаре.

Ягуар взял гармонь.

Носорог выбрал фагот.

Работа в группах: дети составляют предложения из слов.

Карточки со словами.

– Что у нас получилось?

У нас получился рассказ. В нём 3 предложения.

 

– Почему?

Все предложения связаны между собой.

 

– Я принесла ещё кое – что. Прочтите это.

Всем было очень

 

 

– Как вы считаете, это предложение или нет? Обоснуйте свой ответ.

– Это не предложение, так как не несёт законченную мысль.

 

– Каким словом можно закончить это предложение?

– Всем было очень весело!

 

– С какой интонацией вы прочли это предложение? Почему?

Громко, чтобы передать свои чувства, эмоции, настроение.

 

– Давайте вместе подумаем, куда его лучше поставить. Почему вы так решили?

Это предложение должно стоять последним, потому что выражает наше настроение.

 

Давайте придумаем рассказу название.

Ответы детей: На празднике. День рождения. Веселье.

 

 

– Что заметили в рассказе?

– Все названия музыкальных инструментов содержат букву «г».

Слайд 7, приложение 1.

– Знакомы ли вам эти музыкальные инструменты?

 

 

– Молодцы! Но ни один праздник не обходится без игры. Давайте и мы поиграем. Кто хочет играть, тот похлопает в ладоши.

Дети хлопают в ладоши.

 

– Игра называется «Буква потерялась».

– Давайте вставим пропущенные буквы и прочтём слова.

Дети называют пропущенную букву и читают получившиеся слова.

Слайд 8, приложение 1.

VIII. Подведение итогов.

– Какой вывод можем сделать?

– О чём говорили на уроке?

– Праздник подходит к концу и вам в дорогу буква «г» даёт добрый совет. Давайте прочтём народную мудрость. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы детей.

Слайд 9, приложение 1.

IX. Аналитический этап.

Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности.

Задачи: Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.

– Какая буква сегодня именинница?

– Сегодня именинница буква Г.

Фронтальная работа.

– В какой наряд она одета?

– Буква Г одета в сине - зелёное платье, потому что она обозначает два звука [г], [г’].

 

– Дайте полную характеристику этим звукам.

– Звуки [г], [г’] – согласные, звонкие, в словах бывают твёрдые и мягкие.

 

 

– Так какие же подарки мы подарили нашей имениннице?

– Мы познакомились с новыми звуками [г], [г’]. Научились читать слоги, слова и предложения с этой буквой.

 

– Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданиями.

 

Слайд 10, слайд 11, приложение 1.

IX. Рефлексия.

– На парте у каждого из вас лежат по три шарика: красного, жёлтого и синего цвета. Если вам было интересно и вы узнали много нового, то возьмите в руки красный шарик. Если вы узнали много нового, но было трудно, возьмите жёлтый шарик. А если было скучно на уроке, то возьмите синий шарик. Шарик, который вы выбрали, подарите имениннице и прикрепите к доске с помощью воды.

Дети берут наборы шариков и прикрепляют с помощью воды к доске.

Слайд 12, слайд 13, приложение 1.

Приложение 2.