Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Времена года в поэзии и музыке"

Разделы: Литература, Музыка


Предмет: Литература. Музыка.

Класс: 6 .

Цели:

Обучающие:

  • формировать умение формулировать выводы на основе сопоставления разных видов искусства;
  • совершенствовать умение проводить анализ фрагментов музыкальных отрывков, используя знание выразительных средств музыки;
  • совершенствовать умение использовать полученные литературоведческие знания при анализе стихотворного текста.

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать межпредметные связи;
  • развивать речеведческие навыки;
  • совершенствовать абстрактно-логическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать способность организовать интеллектуальную деятельность в условиях работы в группах;
  • воспитывать речевую культуру учащихся на примере классических образцов русской литературы.

Тип урока. Учебное занятие по комплексному применению полученных знаний(Интегрированный урок литературы и музыки) с использованием ИКТ.

Методы (по Лернеру и Скаткину):

  • информационно-рецептивный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский;

ХОД УРОКА

1. Слово учителя литературы

Урок наш не совсем обычен: это одновременно и урок литературы, и урок музыки. Так же необычна и тема его.

Обратите внимание на то, как звучит основной вопрос урока.

2. Целеполагание

Как вы понимаете этот вопрос?

Чем мы будем заниматься, к чему должны прийти в конце урока?

Каким путем мы сможем достичь ответа на поставленный вопрос?

(учащиеся должны прийти к выводу: чтобы ответить на вопрос урока, необходимо провести наблюдения над музыкальными произведениями и над стихотворными текстами)

3. Учитель музыки

Наши мысли, чувства, состояние души, наше отношение к окружающему, к миру, к себе – это и есть жизнь, которая ни на миг не останавливается. Жизнь торжествует и в звоне весенней капели, и в пении птиц, и в завывании вьюги за окном, и в еле слышимом шорохе осенней листвы. Эти хорошо нам всем знакомые звуки окружающего нас мира никого не оставляют равнодушными. Каждый человек когда-то, хотя бы раз, пытается передать восторг от покрывшего черную землю первого снега, грусть, навеваемую осенним дождем. Художники это делают при помощи богатейшей палитры красок, поэты создают словесные образы, музыканты выражают свое видение мира через гармонию звуков.

Предлагаем вам прослушать фрагментов музыкальных произведений

(во время проигрывания музыкальных фрагментов демонстрируются слайды № 2, 3, 4) (См. презентацию)

Во время прослушивания попытайтесь почувствовать, настроению какого времени года созвучен фрагмент? Какие средства музыкальной выразительности помогли композитору «нарисовать» это время года?

Прослушивание музыки и выступления учащихся.

4. Работа в группах

Слово учителя литературы

Удивительным предстает перед нами мир природы – пробуждающейся после зимнего сна, наполненной разноголосым пением птиц, бушующей разноцветьем красок и вновь погружающейся в сказку зимнего сна – со страниц поэтических сборников. По-настоящему талантливый поэт обладает даром уловить невидимое, услышать, казалось бы, полную тишину.

Способность почувствовать и воплотить посредством слова малейшие изменения, происходящие в окружающем мире, была дана прекрасным русским поэтам 19 века Федору Ивановичу Тютчеву и Афанасию Афанасьевичу Фету.

Каким видится в стихах этих поэтов загадочный мир русской природы, как их строки отражаются в нашей душе, влияют на мир наших чувств – на эти вопросы мы ответим, обратившись к стихам этих поэтов.(См. приложение 1)

Сейчас представители групп подойдут ко мне и возьмут один из предложенных листочков с текстом стихотворения, описывающего одно из времен года.

Вам предстоит работа в группах, перед вами – стихи Тютчева и Фета, предметом наблюдения которых становится русская природа в разные времена года. Каждая группа будет работать над одним стихотворением, опираясь в процессе анализа стихотворения на предложенные вопросы. После обсуждения представитель группы выступает со связным ответом, который должен представлять собой результат работы всей группы. Уровень работы вы отражаете количеством цветных жетонов: каждый ответ, даже если он не был принят группой, равен жетону. Чем активнее ваше участие в общем обсуждении, тем выше оценка. При лишнем шуме назначаются штрафные санкции в виде белых карточек: при наличии трех карточек на высший балл не может претендовать ни один член группы.

Итак, начинаем работу. На обсуждение вам дается 10 минут.

5. Анализ выразительных средств языка, выступление представителя группы по опорным вопросам (выступление начинается с чтения наизусть стихотворения)

(Во время чтения стихотворений демонстрируются слайд № 5)

Опорные вопросы.

  • Какое время года описывается в стихотворении?
  • Найдите ключевой образ (образы). Охарактеризуйте его, используя слова из текста стихотворения.
  • Есть ли в стихотворении «звучащие» слова? Примеры звукописи? Какую роль они играют?
  • Использование какого тропа преобладает в стихотворении? Чего хочет достичь этим автор?
  • Определите основное настроение стихотворения. Соответствует ли оно настроению музыкального отрывка, изображающего «ваше» время года?
  • Кому, по-вашему, лучше удалось передать богатство мира природы в определенное время года: поэту или композитору?

6. Учитель литературы.

Мы выслушали мнение каждой из групп. Давайте обобщим сказанное, обратимся к основному вопросу урока.

Как, по-вашему, с помощью чего мир человеческой души, характер восприятия окружающего может быть выражен полнее, ярче, глубже – с помощью чарующих звуков музыки или же средствами поэтического искусства?

7. Учитель музыки.

Послушайте, как отвечает на вопрос нашего урока поэтесса 19 века Евдокия Петровна Растопчина.

8. Звучит стихотворение Растопчиной «Слова и звуки»

(см. Приложение 2)

9. Учитель музыки.

Конечно, каждый из вас имеет право на свое мнение: кому-то ближе музыка, кому-то – поэзия, а кто-то согласен с автором только что прозвучавшего стихотворения. Действительно, музыка и поэзия вряд ли могут противостоять друг другу. И слово, и звук – способы выражения необъятного мира человеческих чувств, и находятся они в единстве, взаимообогащаясь. Существует музыкальный жанр, в котором гармонично сосуществуют слова и звуки.

Назовите этот жанр.

10. Исполнение романса на стихи Ф.И.Тютчева «В небе тают облака…» (Музыка Чичкова)

11. Работа в группах: создание группового ассоциативного образа времен года

Учитель литературы.

Мы имели возможность увидеть, почувствовать изменения природы в разное время года, прослушав произведения замечательных композиторов и поэтов. А ваше, личное, восприятие времен года каково? Упоминание о любом времени года рождает у человека ряд ассоциаций.

Создайте на основе ассоциаций каждого представителя группы собирательный образ вашей весны, осени, зимы, лета.

На обсуждение задания – 5 минут.

12. Выступление представителя группы.

13. Учитель литературы.

Как видим, восприятие окружающего мира, в том числе мира природы, у каждого из нас индивидуально, и это восприятие вряд ли зависит от того, кем является человек: общепризнанным талантом или учеником 6-го класса. Мы сейчас представили весну, лето, зиму и осень такими, как воспринимает эти времена года ваша группа. Вы постарались создать собирательный образ, основываясь на впечатлениях каждого члена группы. Но ведь каждый из вас обладает собственным видением мира, испытывает собственные, ни на что не похожие, уникальные чувства.

Мы предлагаем вам небольшое творческое задание: на основе собственного эмоционального состояния создать лирическую миниатюру.

Что вы знаете об этом жанре?

Какой должна быть эта творческая работа?

(Прежде всего – особенной, индивидуальной, потому что нет в мире людей, способных одинаково мыслить, чувствовать, воспринимать. Каждый из вас – уникален!)

14. Просмотр слайда № 6.

На этом слайде перечислены основные принципы написания лирической миниатюры.

15. Просмотр слайда № 7.

Обратите внимание на формулировку темы миниатюры.

Какое слово можно считать главным? Почему?

А как вы думаете, от чего зависит характер изображения окружающего мира? (от настроения, от умения замечать что-то, укрывающееся от мимолетного взгляда, от способности «настроиться на волну» природы, от богатства внутреннего мира) Диск с записью презентации урока поможет вам в выполнении домашнего задания: здесь вы найдете не только основные «законы» написания лирической миниатюры, отрывки музыкальных произведений, которые помогут настроиться вам на «лирический» лад, репродукции картин, изображающих времена года ( ведь живопись – это тоже способ выражения восприятии, в данном случае – мира природы, через палитру красок). (демонстрация презентации с комментированием учителя литературы)